Невербальные средства общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 16:18, контрольная работа

Описание работы

Невербальные средства общения подразделяются на группы. Наиболее обширная группа — кинетические (от греч. kinetis — движение) — зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно регулятивную функцию в общении. К ним относятся поза, жесты, мимика, взгляд, походка, направление движения.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………3
2. I.Основные средства невербального общения……………………………...4
1.1 Мимика……………………………………………………………………4
1.2 Взгляд……………………………………………………………………..5
1.3 Позы……………………………………………………………………….6
1.4 Жесты……………………………………………………………………..6
3. II.Другие невербальные средства…………………………………………...9
2.1 Кинесические средства…………………………………………………..9
2.2 Просодические и экстралингвистические средства…………………...9
2.3 Такесические средства………………………………………………….10
2.4 Проксемические средства………………………………………………11
2.5 Паралингвистика………………………………………………………..12
4. Заключение………………………………………………………………….13
5. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

невербальные средства общения.docx

— 47.55 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ»

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: Русский язык и культура речи

Тема: Невербальные средства общения.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                  Выполнил: студент 1 курса  

Направление: Экономика

                                                                             №07-36/7(4г.10д.)-12

              Маркова Людмила  Руслановна

                                              Проверил:

 

Нерюнгри, 2012

 

Содержание:

  1. Введение………………………………………………………………………3
  2. I.Основные средства невербального общения……………………………...4
    1. Мимика……………………………………………………………………4
    2. Взгляд……………………………………………………………………..5
    3. Позы……………………………………………………………………….6
    4. Жесты……………………………………………………………………..6
  3. II.Другие невербальные средства…………………………………………...9

2.1 Кинесические средства…………………………………………………..9

2.2 Просодические и экстралингвистические средства…………………...9

2.3 Такесические средства………………………………………………….10

2.4 Проксемические средства………………………………………………11

2.5 Паралингвистика………………………………………………………..12

  1. Заключение………………………………………………………………….13
  2. Список используемой литературы……………………............................... 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     В ситуации языкового дефицита  можно общаться при помощи средств невербальных (несловесных). Они появились гораздо раньше речи, поэтому их иногда называют естественным, то есть не изобретенным человеком, а данным ему от природы . Бытует мнение о первостепенности в человеческом общении языковых средств и второстепенности невербальных. Исследования психологов опровергают это ошибочное представление. По данным А. Мейерабиана, 7% объёма передаваемой информации составляют слова , 38% — интонация голоса и его тембр, 55% — невербальные средства. Менее категоричен профессор Бердвиссл, считающий, что словесное общение в беседе передает менее 35% информации, невербальное — более 65%.

     Цифровые данные могут быть более или менее убедительными, однако суть в том, что невербальное поведение человека тесно связано с его психическим состоянием и является средством выражения этого состояния. Внимание к невербальному поведению партнёра по общению дает колоссальное количество информации о его индивидуально-психологических и социально-психологических особенностях. Природный характер невербальных средств общения делает невозможной значительную коррекцию невербального поведения — в речи ту или иную реакцию на жизненные обстоятельства человек научился скрывать, невербальный язык менее пластичен и не позволяет нам достаточно эффективно маскировать свое истинное состояние.

     Невербальные средства общения подразделяются на группы. Наиболее обширная группа — кинетические (от греч. kinetis — движение) — зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно регулятивную функцию в общении. К ним относятся поза, жесты, мимика, взгляд, походка, направление движения.

 

 

 

 

 

 

I.Основные средства невербального общения

 

 

1.1 Мимика

     Мимика (от греч. mimikos — подражающий) — движение лицевых мышц. Основной элемент мимики — мимический код. Это особое сочетание частей и элементов лица: положение рта, губ, бровей, лба, форма и яркость глаз, которые передают одно из эмоциональных состояний. Психологи намечают шесть основных мимических кодов и множество оттенков перехода от одного к другому. К основным относятся гнев, презрение, радость, удивление, страдание, страх. Обращает на себя внимание тот факт, что только два из них выражают позитивное эмоциональное состояние — радость и удивление. Остальные передают отрицательные состояния человека. И это вовсе не случайное явление. Мимика не изобретена людьми, она носит биологический характер и присуща животным в дикой природе, отлично передавая разнообразные их состояния. Очевидно, что выживание в природе чаще связано с преодолением отрицательных для живого существа обстоятельств.

     Мимика человека целостна и динамична. Первое проявляется в том, что основные мимические коды интернациональны: русские и эскимосы, испанцы и австралийцы, англичане и бразильцы выражают удивление, например, одним и тем же мимическим кодом. Динамичность мимики состоит в том, что мимические коды могут чрезвычайно быстро меняться. Наиболее подвижными элементами лица являются брови и область вокруг рта — именно они несут основную смысловую нагрузку при смене мимического кода.

     Тысячелетия совместного существования научили людей контролировать мимику, и, если человек хочет скрыть какую-либо информацию или свое состояние, лицо может стать малоинформативным. На значимость мимики указывает тот факт, что при неподвижном или невидимом лице теряется 10—15 % информации. Поэтому, общаясь, люди стремятся «читать» лицо партнёра и испытывают дискомфорт, если мимика отсутствует или сведена к минимуму. Изобретение видеотелефона — результат потребности в мимическом контакте. Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает.

 

 

1.2 Взгляд

     Исключительно большое значение в общении имеет взгляд — комплекс, включающий состояние зрачков глаз (суженность или расширенность), цвет глаз, блеск, роговицы, положение бровей, век, лба, длительность и направленность взгляда. Психологи показали, что взгляд общающегося человека тесно связан с процессом формирования мысли . Рождение мысли — процесс трудный и очень интимный, поэтому человек смотрит в сторону, когда мысль только формируется, а когда она готова, то и взгляд направлен на собеседника. Говорящий меньше смотрит на партнёра — только чтобы проверить его реакцию. Слушающий в этом смысле активнее: он посылает говорящему сигналы обратной связи. Если между партнёрами есть визуальный контакт, на лицо расположенность к общению, если нет, стоит задуматься, есть ли смысл его продолжать. Чтобы построить хорошие отношения с собеседником, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60-70% всего времени общения. В деловом общении не стоит пользоваться тёмными очками, так как у вашего партнёра обязательно возникнет ощущение, что вы разглядываете его в упор. Это вызовет неловкость и раздражение, и позитивная атмосфера общения будет нарушена.

     С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, так как расширение или сужение зрачка при неизменном освещении не поддается контролю сознания. Возбуждение, заинтересованность, приподнятое настроение дают расширение зрачка в четыре раза против обычного состояния. Подавленность, тоска заставляют зрачок сужаться, и при этом получаются «глаза-бусинки» или «змеиные» глаза. Внимательно наблюдая за взглядом партнёра, мы можем выбрать наиболее благоприятные для общения моменты. Китайские и турецкие купцы успешно использовали эту особенность при ведении переговоров о цене товара: если покупатель получает желаемое, зрачки его расширяются.

     В общении имеет значение и направленность взгляда, то есть тот участок лица или тела, на который он направлен. В этом смысле можно говорить о деловом, социальном и интимном взглядах. Деловой взгляд концентрируется в воображаемом треугольнике на лбу партнёра по общению и создает деловую атмосферу. Социальный взгляд направлен на треугольник на уровне глаз и подбородка, его не следует использовать при решении деловых вопросов, особенно в работе с подчинёнными. Интимный взгляд направлен прямо в глаза собеседнику и в среде деловых партнеров тоже не может быть использован, так как вас могут неправильно понять.

 

1.3 Позы

    Источником информации о состоянии и намерениях партнера по общению является и тело человека, его статическое или динамическое состояние. Поза — вид более или менее устойчивого пространственного положения человека. Насчитывают несколько тысяч таких положений, приемлемость или неприемлемость которых зависит от национальности, пола, возраста, культурных и религиозных особенностей людей. Главное смысловое содержание позы как средства общения — выражение открытости, готовности к общению или закрытости, неготовности к нему (В. Шюбц). Принимая «закрытые» позы, человек прикрывает наиболее уязвимые места тела (грудная клетка, брюшина, гениталии) и старается занять как можно меньше места в пространстве. Если ваш партнер скрестил руки, ноги, положил ногу на ногу, сидит к вам вполоборота, откинулся назад, руками подпирает подбородок и т.п., общение будет малоэффективным. О настроенности на контакт свидетельствуют «открытые» позы — руки раскрыты ладонями вверх, ноги вытянуты, человек стоит лицом к вам, сидит, чуть наклонившись вперед, и т.п. Практически все коммуниканты «читают» позы партнёров, но происходит это совершенно бессознательно, и далеко не каждый понимает, как он это делает.

 

1.4 Жесты

     Важным кинетическим средством общение является жестикуляция. К жестикуляции необходимо отнести любое телодвижение человека, которое используется в качестве способа подчеркнуть значение произносимых слов. Жестикуляция издавна осознавалась как важнейший элемент ораторской практики, и когда Демосфена спрашивали о том, что такое хороший оратор, он отвечал: «Жесты, жесты, жесты!»

     Жестикуляция как кинесическое средство общения обладает своими особенностями. Во-первых, ее количественные и качественные характеристики зависят от национальности. На протяжении часового разговора мексиканец использует жесты 180 раз, француз — 120, итальянец — 80, а финн — всего один раз. Русские традиционно считаются народом с весьма сдержанной жестикуляцией, и человек, размахивающий во время разговора руками, показывающий на что-либо пальцем, считается невоспитанным. Содержание жеста у разных народов различно.

     Характерной особенностью жестикуляции является ее устойчивость — жесты меняются очень медленно. Позаимствованный россиянами у западных народов жест прощания движением «вправо-влево» ладони, обращенной к уходящим, не используется, когда мы учим малышей прощаться. Мы машем кистью руки «вверх-вниз»: именно так принято было прощаться с давних пор на Руси.

     В связи с тем, что до 80% информации о мире человек получает через зрение, основная функция жеста — зрительно способствовать лучшему восприятию речи. В зависимости от выполняемой функции жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, символические, указательные, изобразительные.

     Ритмические жесты связаны с ритмикой речи — подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение темпа, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация. Это могут быть движения ребром ладони «вверх-вниз», характеризующие частые и дробные явления, плавные движения ладони, напоминающие морскую гладь, если речь идет о спокойном, медленном процессе, отбивание музыкального такта носком обуви, покачивания корпусом и головой и т.п.

     Эмоциональные жесты передают разнообразные оттенки чувств. Многие из них закреплены в устойчивых сочетаниях (фразеологизмах): «бить себя в грудь» (отчаяние, оправдание), «стукнуть кулаком по столу» (гнев), «хлопнуть себя по лбу» (неожиданное вспоминание, догадка), «повернуться спиной» (отказ от общения, безразличие), и т.д.

     Указательные жесты служат для выделения предмета из ряда однородных, указания места их расположения, порядка следования. Очень часто без использования указательного жеста речь становится совершенно непонятной. Например : «Подайте, пожалуйста, эту ручку», «Этот учебник не бери, возьми вон тот». Все эти фразы обязательно должны сопровождаться указательными жестами, иначе понять их истинный смысл невозможно. Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем, ногой, поворотом туловища. Указательные жесты могут быть многозначными: в разных ситуациях один и тот же жест приобретает разное значение. Если во время лекции студент показывает своему товарищу на запястье руки ,то смысл жеста состоит в вопросе: «Сколько осталось до конца лекции». Тот же жест, адресованный лектору его ассистентом, означает, что времени остается мало, и надо переходить к заключительной части лекции. Этот жест может иметь значение «поторопитесь, настало время уходить», если используется человеком, спешащим на поезд, самолет, и т.д.

     Изобразительные жесты употребляются людьми тогда, когда нет времени или возможности быстро сформулировать мысль и можно изобразить предмет или действие, показать их: «Что такое винтовая лестница?», «Какой бывает рябь на воде?» и т.д. Изобразительные жесты усиливают воздействие на слушателя, вызывая у него более чёткое представление о предмете речи.

     Символические жесты обслуживающие типовые ситуации общения. Например, приветствовать человека можно кивком головы; поднятыми вверх руками; соединенными в ладонях; поклоном; взмахом руки; приподнятым головным убором. Каждый из этих жестов используется именно в ситуации приветствия и выбирается в зависимости от пола, возраста, уровня культуры коммуниканта. Предельность (категоричность) — сабельная отмашка кистью правой руки сопровождает фразу: «Никогда я на это не соглашусь!». Отказ — отталкивающие движения рукой или двумя ладонями вперед: «Нет. Не надо, прошу вас!». Противопоставление— кисть руки исполняет в воздухе движение «там» и «здесь»: «Пришли молодые и старые». Расподобление (разъединение) — ладони раскрываются и расходятся в разные стороны: «Это совершенно разные приёмы», «Они разошлись во мнениях». Объединение — пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук: «Они хорошо сработались».

     Жесты, как и слова, могут быть очень экспрессивными, поэтому использовать их следует осторожно.

 

 

 

 

 

 

II. Другие невербальные средства общения

 

2.1 Кинесические средства

     Кинесическим средством общения является и стиль передвижения человека, его походка. Исследования психологов показывают, что то или иное эмоциональное состояние влияет на походку человека, и, следовательно, можно, даже не приближаясь к партнёру, оценить потенциальную эффективность общения. Гнев придает стилю передвижения особую тяжесть, он как бы придавливает человека к земле, его походка становится «тяжёлой». Радость выражается в «легкой», даже «летящей» походке. Вялая и угнетённая походка — свидетельство переживаемых страданий. Самая большая ширина шага наблюдается у людей, совершивших нечто весьма неординарное и гордящихся собой. Если ваш потенциальный партнёр находится в этом состоянии духа, то, вполне вероятно, вы сможете добиться таких результатов, которые вряд ли были бы вами получены в другое время.

 

2.2 Просодические и экстралингвистические средства

     Просодика (от греч. proscidia — ударение, припев) — ритмико-интонационный особенности речи: высота и громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения. Индивидуальные особенности просодики человек получает от природы, но многое можно скорректировать систематической работой. В театральных вузах формированию просодических средств уделяется очень большое внимание. Так, дисциплина «сценическая речь» изучается в течение трех семестров и имеет преимущественно практическую направленность. Тесно связаны с просодическими средствами средства экстралингвистические (лат. extra — вне, сверх, лат. lingua — язык) — включенные в речь психофизиологические проявления. Это паузы, вздохи, кашель, смех, плач и т.д. Просодические и экстралингвистические средства регулируют поток речи, с их помощью экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

Информация о работе Невербальные средства общения