Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 16:18, контрольная работа
Невербальные средства общения подразделяются на группы. Наиболее обширная группа — кинетические (от греч. kinetis — движение) — зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно регулятивную функцию в общении. К ним относятся поза, жесты, мимика, взгляд, походка, направление движения.
1. Введение………………………………………………………………………3
2. I.Основные средства невербального общения……………………………...4
1.1 Мимика……………………………………………………………………4
1.2 Взгляд……………………………………………………………………..5
1.3 Позы……………………………………………………………………….6
1.4 Жесты……………………………………………………………………..6
3. II.Другие невербальные средства…………………………………………...9
2.1 Кинесические средства…………………………………………………..9
2.2 Просодические и экстралингвистические средства…………………...9
2.3 Такесические средства………………………………………………….10
2.4 Проксемические средства………………………………………………11
2.5 Паралингвистика………………………………………………………..12
4. Заключение………………………………………………………………….13
5. Список используемой литературы
2.3 Такесические средства
Следующая группа невербальных средств общения — средства такесические (лат. taktus — прикосновение, ощущение). Это динамические прикосновения в форме рукопожатий, похлопываний по плечу, колену, спине, поцелуи, прикосновения телом. Выбор того или иного такесического средства определяется многими факторами — национальностью, полом, возрастом, степенью знакомства, положением на социальной лестнице. Использование такесических средств в деловых контактах должно быть предельно избирательным, так как они относятся к очень экспрессивным средствам общения. Наиболее нейтральное такесическое средство — рукопожатие. В деловом мире оно используется не только как приветствие, но и как символ заключённого соглашения, знак доверия и уважения к партнёру. Характеристиками рукопожатия могут быть его длительность и интенсивность. Короткое и вялое свидетельствует о безразличии партнера. Длительное рукопожатие, сопровождающееся улыбкой и приветливым взглядом, демонстрирует дружелюбное отношение к вам. Долгое и интенсивное («мертвая хватка») должно насторожить вас: партнёр борется за лидерство в отношениях. Рукопожатие имеет свои специфические особенности, которые отражают иерархическое положение партнёров относительно друг друга: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), подчинённое (рука снизу, ладонь развёрнута вверх) и равноправное (рука направлена прямо, ладонь перпендикулярна плоскости, на которой человек стоит).
Применение таких такесических средств, как похлопывание по колену, плечу, спине, допустимо только при наличии близких отношений с партнёром, равенства социального положения или покровительственных отношений старшего к младшему. Еще более ограниченный характер имеют поцелуи и прикосновения телом — только очень близкие между собой люди могут позволить себе использовать данные средства публично. Важное значение в общении имеет его пространственная организация. Все живое стремится занять определенную территорию, достаточную для удовлетворения основных биологических потребностей: получение пищи, возможность свободных половых контактов и самозащита. Эта территория включает в себя, в том числе, и индивидуальный участок, вторжение в который других особей угрожает самому существованию данного организма. О размерах пространства и индивидуального участка, достаточного человеку, известно не так много. Очевидно влияние различных факторов, определяющих эти параметры, — пол, возраст, этническое происхождение, уровень культуры, социальное положение, проживание в сельской или городской среде и т.д.
2.4 Проксемические средства
Антрополог Э. Холл идентифицировал четыре основные зоны межличностного общения (для североамериканцев и европейцев), размеры которых зависят от степени близости людей друг к другу, и ввел в научный обиход термин «проксемика» (от греч. proximus — ближайший): интимное расстояние (общение родных и близких) — от соприкосновения до 45 см, персональное (общение со знакомыми людьми) — от 45 до 120 см, социальное (официальное общение и общение с чужими людьми) — от 120 до 400 см и публичное (общение с аудиторией) — от 4 до 7,5 м. Нарушение в той или иной ситуации оптимальной дистанции общения может вызвать недоразумение, непонимание между коммуникантами и даже привести к конфликту. В связи с исследованиями Э. Холла более понятным становится поведение больших групп людей, собранных на ограниченном пространстве (феномен толпы): агрессивность пассажиров переполненного автобуса, участников политических мероприятий, фанатов той или иной спортивной команды. Размещаясь на ограниченном пространстве, люди вынужденно нарушают по отношению друг к другу интимное расстояние общения, и это ведет к активизации агрессивности.
Очень редко в академической литературе отмечается в качестве невербального средства общения запах, издаваемый партнёрами. Это результат потери человеком той особой роли обоняния, которое оно имеет в дикой природе. Муравьи лишены зрения, но прекрасно ориентируются благодаря выделяемым из желёз внутренней секреции пахучим веществам — феромонам. Найдя пищу, муравей метит дорогу следовым запахом, и другие особи очень быстро её обнаруживают. Доступные любому человеку наблюдения за домашними животными доказывают значимость запаха в организации общения — две встретившиеся собаки первым делом обнюхивают друг друга и получают информацию о поле, возрасте, местах, где каждая побывала, намерениях. Человек «улучшает» (ослабляет или даже уничтожает) естественные запахи тела, волосяного покрова, дыхания, применяя косметические средства. Цена и марка фирмы становятся знаком социального и имущественного положения, принадлежности человека к той или иной социальной группе. Между тем, исследования швейцарских ученых показывают важную роль запаха в оптимальном выборе полового партнера для воспроизведения здорового потомства.
Запах тела связан с определенными генетическими маркерами, находящимися на поверхности клеток. С их помощью мужчина и женщина могут «распознать» (на подсознательном уровне, конечно) взаимное генетическое сходство или различие. При этом нам «нравится» запах людей, которые в генетическом отношении резко от нас отличаются. Возможно, именно запахи стоят на службе эволюционных механизмов, помогая создавать все новые и новые комбинации генов в следующем поколении.
2.5 Паралингвистика
Паралингвистика (греч. рara - около) изучает совокупность невербальных средств, включенных в речевое сообщение и передающих, вместе с вербальными средствами, смысловую информацию. Различают три вида паралингвистических средств: фонационные, кинетические, графические.
К фонационным относят тембр речи, ее темп, громкость, типы заполнения пауз ("э-э", "м-м " и др.), особенности произношения звуков;
К кинетическим относят жесты, тип выбираемой позы, мимику;
Графические средства - это почерк, способы графических дополнений к буквам, их заменители, символы
Заключение
Усвоение невербального языка особенно важно в практике делового общения. Дополним сказанное выше соответствующими сведениями. В деловых контактах существует несколько специфических позиций, знание которых помогает повысить эффективность общения. Условно их можно разделить на две группы — позитивные и негативные. К первым отнесем открытость, заинтересованность, оценку и принятие решения, отзеркаливание. Ко вторым — защиту, подозрение и скрытность, обман, ложь, сомнение. Общими для всех людей проявлениями открытости являются расстёгивание пиджака, свободное положение рук (открытые ладони), передвижение на край стула ближе к столу, за которым сидят партнеры (Д. Ньеренберг и Г. Калеро). Человек, стремящийся к открытым отношениям, будет смотреть на вас «деловым» взглядом, и его глаза будут встречаться с вашими не менее 60—70% всего времени общения, а зрачки его при этом будут расширены. Заинтересованность выражают наклонённые к собеседнику голова и туловище.
К невербальным средствам оценки и принятия решения относят прижатую к щеке ближе к губам руку, подъём головы и взгляд вверх, наклон головы с сосредоточенным вниманием, различные действия с очками (протирка стекол, покусывание дужки позволяют оттянуть время обнародования решения), пощипывание переносицы, хождение по комнате. Необходимо набраться терпения и не торопить партнёра (особенно, если он передвигается), это нарушает ход его мыслей и может помешать принятию решения.
Отзеркаливание — принятие одинаковой позы с собеседником — средство показать партнёру согласие с его мнением и взглядами. Если вы хотите в ходе деловых контактов установить полное взаимопонимание и создать непринуждённую атмосферу, скопируйте позу партнёра, и вы достигнете цели.
Мы уже отмечали защитные (оборонительные) невербальные средства: скрещенные руки и ноги, поза человека, стремящегося занять как можно меньше места в пространстве, взгляд искоса или исподлобья и т.д. Эти невербальные средства очень действенны, и если один из трех-четырех партнёров использует их, через некоторое время можно ожидать, что все коммуниканты последуют его примеру. Выйти же из данного состояния крайне затруднительно, хотя и возможно: скорректируйте то, что говорите или делаете, измените, тон речи, протяните собеседнику лист бумаги, макет, опытный образец продукции — словом, все, что заставит его развести сомкнутые руки.
Подозрение и скрытность выражаются отводимым в сторону взглядом (глаза партнёра встречаются с вашими менее одной трети всего времени общения), обращением всего тела или ног к выходу, прикосновением к носу или легким его потиранием.
Жесты обмана, лжи и сомнения связаны с прикосновением рук к лицу (попытка закрыть рот, глаза и уши руками, жест «жарко под воротничком»). Причем жест «защита рукой» следует отличать от оценочных жестов. Некоторые люди притворно покашливают, чтобы замаскировать его. Следует учесть, что если человек прикрывает рот в момент речи, это свидетельствует о том, что он говорит неправду, а если этот жест использует тот, кто слушает, это означает: он чувствует, что вы лжете.
Список используемой литературы:
1.Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова «Культура и искусство речи». Ростов-на-Дону 1999.
2.Л.А. Введенская. Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 2001 .
3.А.А. Данцев, Н.В. Нефёдова «Русский язык и культура речи для технических вузов» Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 .
4. «Русский язык и культура речи» для студентов колледжей. - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2009.
5. «Русский язык и культура речи, Москва, Юрайт-Издат, 2009.
6. Русский язык и культура речи. Под ред. Максимова В.И. М. Гардарики, 2010.