Низший уровень психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:04, реферат

Описание работы

На низшем уровне психического развития находится довольно большая группа животных; среди них встречаются и такие животные, которые стоят еще на грани животного и растительного мира (жгутиковые), а с другой стороны, и сравнительно сложно устроенные одноклеточные и многоклеточные животные. К наиболее типичным представителям рассматриваемой здесь группы животных относятся простейшие, на примере которых здесь будет дана характеристика низшего уровня элементарной сенсорной психики. Правда, некоторые высокоорганизованные простейшие (из числа инфузорий) поднялись уже на более высокий уровень элементарной сенсорной психики.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 70.67 Кб (Скачать файл)

 

 Кроме упомянутых таксисные реакции установлены у простейших также в ответ на химические раздражения (хемотаксисы), электрический ток (гальванотаксисы) и др. На свет часть простейших реагируют слабо, у других же эта реакция выражена весьма четко. Так, фототаксисы проявляются у некоторых видов амеб и инфузорий в отрицательной форме, а инфузория Blepharisma снабжена даже светочувствительным пигментом, но, как правило, инфузории не реагируют на изменения освещения. Интересно отметить, что у слабо реагирующих на свет простейших отмечались явления суммации реакции на механические раздражения, если последние сочетались со световыми раздражениями. Такое сочетание может увеличить реакцию в восемь раз по сравнению с реакцией на одно лишь механическое раздражение.

 

 В отличие от инфузорий  у многих жгутиковых, особенно  у эвглены, положительный фототаксис  выражен весьма четко. Биологическое  значение этого таксиса не  вызывает сомнений, так как аутотрофное  питание эвглены требует солнечной  энергии. Эвглена плывет к источнику  света по спирали, одновременно, как уже упоминалось, вращаясь  вокруг собственной оси. Это  имеет существенное значение, так  как у эвглены, как и у  некоторых других простейших, сильно  и положительно реагирующих на  свет, имеются хорошо развитые  фоторецепторы. Это пигментные  пятна, иногда снабженные даже  отражающими образованиями, позволяющими  животному локализовать световые  лучи. Продвигаясь к источнику  света описанным образом, эвглена  поворачивает к нему то «слепую» (спинную) сторону, то «зрячую» (брюшную). И каждый раз, когда  последняя (с незаслоненным участком «глазка») оказывается обращенной к источнику света, производится корректировка траектории движения путем поворота на определенный угол в сторону этого источника. Следовательно, движение эвглены к свету определяется положительным фотоклинотаксисом, причем в случае попадания ее под воздействие двух источников света попеременное раздражение фоторецептора то слева, то справа придает движению эвглены внешнее сходство с тропотаксисным поведением двусто-ронне-симметричных животных, обладающих парными глазами (рис. 28), о чем пойдет речь ниже.

 

 «Глазки» описаны и  у других жгутиковых. Например, массивный  ярко-красный глазок имеет Collodictyon sparsevacuolata — своеобразный протист с 2—4 жгутиками и амебоидным обликом, способный быстро передвигаться как с помощью жгутиков, так и с помощью ложноножек. Особую сложность фоторецепция достигает у жгутикового Pauchetia (Dinoflagellata), у которого имеются уже аналоги существенных частей глаза многоклеточных животных, пигментное пятно снабжено не только светонепроницаемым экраном (аналог пигментной оболочки), но и светопроницаемым образованием в форме сферической линзы (аналог хрусталика). Такой «глазок» позволяет не только локализовать световые лучи, но и собирать, в известной степени фокусировать их.

 

 

 

 Рис. 28. Траектория передвижения  эвглены под воздействием двух  одинаково интенсивных источников  света (по Будеру)

 

^ Пластичность поведения  простейших

 

 Как мы видим, и  в моторной и в сенсорной  сфере поведение достигает у  ряда видов простейших известной  сложности. Достаточно указать  на фобическую реакцию (реакцию испуга) туфельки в вышеописанном примере клинотаксиса: наткнувшись на твердое препятствие (или попав в иную неблагоприятную зону), туфелька резко останавливается и принимает «оборонительное положение», т.е. «съеживается», готовясь пустить в ход ядовитые стрекательные капсулы. Одновременно меняются движения ресничек, происходит тактильное и химическое обследование объекта и т.д. У эвглены фобическая реакция выражается в том, что она, остановившись, начинает производить передним концом тела круговые движения, после чего уплывает в другом направлении (рис. 29).

 

 Ясно, что такая интеграция  моторно-сенсорной активности возможна  лишь с помощью специальных  функциональных структур, аналогичных  нервной системе многоклеточных  животных. Однако о морфологии  этих аналогов еще очень мало  известно, и только относительно  инфузории удалось с определенной  достоверностью доказать существование  специальной сетевидной системы проводящих путей, располагающейся в эктоплазме. Очевидно, проведение импульсов осуществляется у простейших и системой градиентов в самой цитоплазме.

 

 

 

 Рис. 29. Фобическая реакция эвглены при внезапном изменении освещения (по Джен-нингсу)

 

 Способность к индивидуальному  изменению описанных генетически  фиксированных форм поведения  путем научения выражена у простейших слабо. Все же способность простейших к научению, хотя бы в элементарных формах, сейчас можно считать доказанной. Если, например, держать парамеции некоторое время в треугольном или квадратном (в сечении) сосуде, то они сохраняют привычный путь передвижения вдоль стенок сосуда и после их перемещения в сосуд округлой формы (рис. 30). Аналогичным образом инфузория, плававшая длительное время (около двух часов) в сосуде, имевшем форму треугольника, придерживается этой траектории затем и в квадратном сосуде большей площади (опыты немецкого ученого Ф. Брамштедта). В опытах советской исследовательницы Н.А. Тушмаловой инфузории были подвергнуты постоянно действующему ритмичному раздражителю — вибрации. В результате животные постепенно переставали реагировать на него обычным образом (сокращением). Исследовательница усматривает в этом пример элементарных следовых реакций, представляющих собой простую форму кратковременной памяти, формирующейся на этом уровне филогенеза за счет чисто молекулярных взаимодействий Подобные опыты ставились и другими экспериментаторами, применявшими различные формы воздействия. Высказывались сомнения, действительно ли в таких случаях можно говорить о каких-то формах научения, ибо сильные воздействия могли оказать хотя бы временное вредное влияние на подопытных животных. К тому же вообще в опытах с простейшими очень трудно учесть все возможные побочные факторы (особенно химические изменения среды).

 

 

 

 Рис. 30. Привыкание у  парамеции (по Брамштедту). Пояснения см. в тексте

 

 Все же, очевидно, мы  имеем здесь дело с элементарной  формой научения — привыканием. Привыкание (к измененным внешним условиям), как мы уже знаем, играет немаловажную роль и в поведении высших животных, но имеет качественно иной характер уже хотя бы потому, что строится у них не только на ощущениях, но и на восприятиях. При элементарной же сенсорной психике животное может привыкать лишь к воздействию отдельных раздражителей (или их совокупностей), являющихся воплощением отдельных свойств или качеств компонентов окружающей среды. Именно это и имело место в приведенных примерах, когда наблюдалась модификация ви-дотипичного поведения: врожденные реакции на определенные раздражители постепенно элиминируются, если при многократном повторении не наступит биологически значимый эффект. Так, в опытах Тушмаловой фобическая реакция у инфузорий со временем сводилась на нет при повторной встрече с «безобидным» раздражителем.

 

 Привыкание необходимо  отличать от утомления, выражающегося  в явлениях «истощения» животного.  В опытах Тушмаловой это выражалось в неспособности инфузории к дальнейшему реагированию, если она в течение 2—3 часов подвергалась очень сильным раздражениям. Утомление связано с перерасходом энергетических ресурсов, привыкание же представляет собой активную приспособительную реакцию, значение которой состоит в экономии этих ресурсов, в предотвращении траты энергии на бесполезные для животного движения.

 

 Как форма научения привыкание характеризует низший уровень элементарной сенсорной психики, хотя и не теряет своего значения на всех ступенях развития психики, как это было показано при ознакомлении с онтогенезом поведения животных (см. ч. II). Однако у высших представителей простейших, возможно, уже существуют и зачатки ассоциативного научения, вообще характерного для более высоких уровней психического развития.

 

 Об ассоциативном научении можно говорить в тех случаях, когда устанавливается временная связь между биологически значимым и «нейтральным», точнее, биологически маловалентным раздражителем. Именно такую связь Брамштедту удалось выработать у туфельки, которая, как уже отмечалось, не реагирует заметным образом на изменение освещения, но весьма чувствительна к температурным изменениям. Если в эксперименте затенить одну половину капли воды, в которой плывут парамеции, и при этом подогреть освещенную часть капли, то вскоре инфузории соберутся в холодной темной части, но останутся там (в течение 15 минут) и после того, как температура в обеих частях капли будет уравновешена. Правда, эти опыты Брамштедта подвергались серьезной критике, так как при подогреве меняется и химизм воды (меняется растворимость содержащихся в ней газов), что не может не влиять на поведение инфузории (опыты У.Грабовского).

 

 

 

 Рис. 31. Образование у  парамеции временной связи между  электрическим раздражением и  светом (по Зесту). Пояснения см. в тексте

 

 Вместе с тем аналогичный  результат может быть получен  и путем наказания животных  при заплыве в освещенную зону  ударами электрического тока (рис. 31). Эффект избегания сохранялся  в этом случае в течение  20 минут (опыты Г. Зеста). Однако обратный результат, т.е. избегание темноты и заплыв в освещенную зону, Зесту получить не удалось. Это обстоятельство, однако, является результатом методической ошибки: инфузориям свойствен гальванотаксис, выражающийся в их устремлении к катоду. В упомянутых же опытах Зеста катод всегда находился на темной половине и гальванотаксис оказывался сильнее электрического раздражения, почему инфузории и направлялись только в темноту.

 

 В более тщательно  поставленных опытах польскому  ученому С. Вавржинчику удалось преодолеть эти методические недостатки и с успехом научить инфузории избегать темный участок стеклянной трубки, где их раздражали электрическим током. Постепенно туфельки все чаще оставались в освещенной зоне и поворачивали на границе с затемненной зоной даже при перемещении этой границы вдоль трубки еще до получения электрического удара. Наконец, они оставались в освещенной зоне в четыре раза дольше, чем в темной, даже тогда, когда раздражения током совсем прекратились. Эта реакция сохранялась даже в течение 50 минут, что является достаточно большим сроком для простейших. Четкие положительные результаты этот исследователь получил и в других экспериментах.

 

 Правда, Я. Дембовский, повторивший эти опыты с некоторыми изменениями, пришел к выводу, что, хотя и не исключена возможность выработки у простейших обусловленных реакций, эти опыты с туфельками все-таки не решают до конца сути вопроса, ибо существуют несравненно более сильные факторы, особенно химические, которые маскируют реакции на свет. Ввиду отсутствия вполне убедительных экспериментальных данных Дембовский оставил вопрос о наличии у простейших обусловленных реакций открытым.

 

 Вместе с тем и  у других (кроме туфельки) инфузорий,  в частности у стентора и  сувойки, удалось после 140—160 сочетаний выработать сократительные реакции в ответ на световое раздражение.

 

 На инфузориях проводились  и другие опыты с применением  разных методических приемов.  В частности, использовались капилляры,  иногда с загнутым концом, в  которые сажались парамеции, после  чего измерялось время, необходимое  им для высвобождения. В новейших  исследованиях, проведенных таким  способом, получались вполне положительные  результаты: при каждом повторении  опыта время выхода парамеции  из трубочки заметно уменьшалось,  что и признается доказательством  их способности к ассоциативному научению.

 

 Однако американские  ученые Ф.Б. Эпплуайт и Ф.Т. Гарднер, недавно повторившие эти опыты, считают такой вывод необоснованным. Эти ученые засасывали последовательно в один и тот же капилляр разные, еще ни разу не побывавшие в опыте туфельки и установили, что время выхода этих животных из капилляра также постепенно уменьшается. Но этого не случалось, если капилляр до употребления тщательно промывался и кипятился в деионизированной воде. Использование обработанных таким образом капилляров для повторного проведения опыта с одной и той же туфелькой не давало практически никакого эффекта научения. Отсюда экспериментаторы вывели заключение, что уменьшение времени выхода из капилляра является у парамеции не результатом научения, а реакцией на загрязнение внутренней поверхности трубки продуктами обмена веществ, которое увеличивается от опыта к опыту и от которого животные пытаются все скорее уйти.

 

 С другой стороны,  в аналогичных исследованиях  других ученых учитывались подобные  возможные изменения среды, и  было установлено, что время  выхода инфузорий из трубки  сокращается лишь в первых  опытах, потом же оно остается  постоянным (среда в трубке должна, однако, продолжать изменяться).

 

 Таким образом, вопрос  о наличии у инфузорий (а  тем более у простейших вообще) ассоциативного научения еще нельзя считать решенным. Все же, очевидно, такое научение существует у них в зачаточном виде.

 

^ Общая характеристика  психической активности

 

 Как мы могли убедиться,  на низшем уровне элементарной  сенсорной психики поведение  животных выступает в достаточно  разнообразных формах, но все же мы имеем здесь дело лишь с примитивными проявлениями психической активности. О такой активности, о психике мы можем здесь говорить потому, что простейшие активно реагируют на изменения в окружающей их среде, причем реагируют на биологически непосредственно не значимые свойства компонентов среды как на сигналы о появлении жизненно важных условий среды. Другими словами, простейшим свойственна элементарная форма психического отражения — ощущение, т.е. чувствительность в собственном смысле слова. Но там, как мы уже знаем, где появляется способность к ощущению, начинается психика.

 

 Уже говорилось и  о том, что даже низший уровень  психического отражения не является  низшим уровнем отражения вообще, существующего в живой природе:  растениям присуще допсихическое отражение, при котором имеют место лишь процессы раздражимости. Однако элементы такого допсихического отражения встречаются и у простейших.

 

 Большой интерес представляют  в этом отношении, как и вообще  для понимания условий зарождения  психического отражения, реакции  простейших на температуру. Здесь  непосредственно необходимая для  поддержания жизни энергия еще  тождественна опосредующей энергии,  сигнализирующей о наличии жизненно  необходимого компонента среды.

Информация о работе Низший уровень психического развития