Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:29, реферат
Целью моего реферата является теоретическое изучение нравственного воспитания.
Предметы исследования: Определение, принципы, методы, методики, средства и формы нравственного воспитания.
Задачами данной работы являются: -изучить понятия нравственности, морали, критерий нравственного воспитания. -рассмотреть периодизацию развития морального сознания личности.
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования: Синтез литературы, обобщение теоретических знаний и их анализ.
Введение……………………………………………………………….3
1.Понятие нравственности……………………………………………4
2. Критерии нравственного развития личности …………………….5
3.Этапы нравственного развития ребёнка(по Л.Колбергу)………...8
4.Процесс формирования нравственной личности в различные возрастные периоды……………………………………………………………….11
5. Влияние отношений со сверстниками и взрослыми на нравственность подростка……………………………………………………….…….15
Заключение…………………………………………………………...18
Список литературы…………………………………………………..20
Введение
Любая эпоха в соответствии
со специфическими для нее задачами
социально-экономического и культурного
развития, диктует необходимость нравственного
воспитания и формирования культуры поведения.
Дети являются гордостью своих родителей.
В них всё им мило и дорого. Но не всегда
они задумывались над тем, что привлекательность
ребёнка не только в красоте его внешнего
вида, главное - как подрастающий ребёнок
ведёт себя, как держится на людях, каковы
его манеры - мимика, жесты, движения, осанка.
Целью моего реферата является теоретическое изучение нравственного воспитания.
Предметы исследования: Определение, принципы, методы, методики, средства и формы нравственного воспитания.
Задачами данной работы являются:
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования: Синтез литературы, обобщение теоретических знаний и их анализ.
Понятие нравственности
В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям.
Нравственность – одно из измерений духовности, являющееся основополагающим, так как именно она определяет характер развития других сфер (эстетической и интеллектуальной), направленность деятельности личности по реализации ее интеллектуальных и эстетических способностей.
Нравственность – это личная форма этического сознания, область свободных и ответственных поступков личности, ее внутренних мотивов и побуждений творить добро (В.И.Слодободчиков).
Нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующее индивидуальное поведение человека. [1]
К числу ключевых моментов, влияющих на процесс духовно-нравственного развития учащихся относятся:
1) наличие морально-нравственных норм, идеалов, задающих направление духовно-нравственного развития учащихся и предполагающих определенную ответственность личности за свои поступки;
2) возможность свободного развития в рамках предложенных норм, развитие нравственной воли («соединение свободы с добром»);
3) наличие педагогических условий, средств и способов, адекватных сущности ребенка и процессу развития его духовно-нравственной сферы;
4) включение в процесс духовно-нравственного развития личности ее внутреннего мира, элементов самосознания и самоопределения, учет социальных и индивидуальных ценностей, потребностей личности.
Духовность человека не зависит
от физического и даже эмоционально-психического
здоровья. Она связана с миром
ценностей –
Критерии нравственного развития личности
Критерий-признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.
Понятие морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охватывающие не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями. [1]
В теории воспитания чаще всего используется не количественные, а качественные критерии, с помощью которых можно произвести замеры, отследить результаты деятельности, сделать выводы о достигнутых успехах, выявить ошибки.
Вопрос о критериях нравственного развития очень важный и достаточно сложный. Существует необходимость разведения понятий: «нравственность» и «мораль». Это происходит потому, что по привычке взрослый человек, воспитанный в социалистический период, в качестве норм нравственности берет моральные нормы. Именно в советской педагогике происходит смешение этих двух принципиально разных понятий: мораль и нравственность – «что приводит к подмене целей в практике». Б.Лихачев отмечает, что именно отсюда происходят все педагогические проблемы. При этой подмене нравственное развитие учащихся рассматривается не иначе, как обучения правилам поведения в обществе (усвоение моральных норм), что в действительности является хорошо разработанной технологией по приданию индивиду определенной социально значимой «формы» (социализация личности). Это, в лучшем случае, приводит к моральному просвещению и воспитанию, но не к нравственному.
Мораль – форма общественного сознания, социальный регулятор поведения человека.
Мораль имеет свойство меняться время от времени. В разных человеческих обществах может быть разная мораль. Более того, своя мораль может быть в разных социальных группах и слоях одного и того же общества. Поэтому понятие морали связано с тем, что «хорошо» или «плохо» в данное время в данном сообществе. В разные времена в разных обществах существуют моральные нормы, противоречащие нравственности.
Для морального воспитания личности, ее соответствия социальным требованиям нет необходимости осознания, самоопределения в нормах, важна лишь обязательность их выполнения. Поскольку при моральном воспитании не ставится задача формирования внутренней духовной опоры личности, то необходимы внешние карательные и стимулирующие меры. Но при снятии этих внешних стимулов в большинстве своем он теряет опору «нравственного» поведения. Тогда он ведет себя аморально. Это происходит потому, что нормы поведения, усвоенные ребенком в определенной среде, навязаны ему извне, усвоены, но не приняты им внутренне.
Соблюдение моральных
норм и правил базируется не на принуждении,
а главным образом на сознательности
самой личности, на понимании ею
этих норм и правил и необходимости
их соблюдения. В этике – философской
науке о морали – существует две
основные нравственные категории –
добро и зло. Соблюдение моральных
требований, их поддержка личностью
обычно ассоциируется с добром. Нарушение
же моральных норм и правил, отступление
от них характеризуется как
Добро – нравственная категория, отражающая поведение людей на основе альтруизма и гуманизма.
Если исходить из того, что является абсолютным добром, то оно связано с любовью к другому человеку. Зло же имеет деструктивный характер: оно либо направлено на разрушение личности другого человека, либо – на саморазрушение. Критерием того, является ли нечто добром, будет определение мотива данного поступка: исходит ли этот мотив из любви и понимания проблем другого, по отношению к которому совершается данное действие. Таким образом, только те поступки можно считать нравственными, которые направлены к добру, т.е. соответствуют «золотому» правилу: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой!» Каждому человеку хочется, чтобы к нему относились с любовью, даже если он совершил нечто неблаговидное, надеется на прощение и милосердие. [2]
Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и ее моральное развитие.
Этапы нравственного развития ребёнка(по Л.Колбергу)
Для понимания процесса духовно-нравственного развития личности необходимо знать сензитивные периоды нравственного развития.
Сензитивный период нравственного развития – наиболее чувствительный этап для развития определенных личностных черт, являющихся ключевыми или важными для нравственного становления.
Разные авторы в соответствии с теми основаниями, которые они избирают, создают авторские периодизации возрастного развития. Безусловно, духовное и нравственное становление и развитие человека продолжается всю жизнь, но есть периоды, где он еще не в состоянии вполне осмыслить происходящее и сделать осознанный выбор, там роль и ответственность взрослого: родителя, педагога, воспитателя – наиболее важна.
Существует шесть стадий развития, объединяющихся в три уровня.
Первый – доморальный уровень. Нормы морали для ребенка – нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми, из чисто эгоистических соображений. Первоначально он ориентируется на наказание и ведет себя «хорошо», чтобы его избежать (I стадия). Затем он начинает ориентироваться и на поощрение, ожидая похвалу или какую-нибудь другую награду (II стадия).
Второй уровень – конвенциональ
Ориентация в своем поведении на оправдание ожиданий и одобрение других характерна для III стадии, на авторитет – для IV. Этим определяется неустойчивость поведения ребенка, зависимость от внешних влияний.
Третий уровень – автономная мораль. Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием личности, т.е. внутренними.
Поступки определяются не
внешним давлением или
Такую модель предложил Лоренс Колберг. Он продолжил эксперименты Жана Пиаже, в которых выявлялись моральные суждения и этические представления детей разного возраста. Детям предлагалось оценить поступки героев рассказов и обосновать свои суждения. Оказалось, что на разных возрастных этапах дети по-разному решают нравственные проблемы. Например, маленькие дети считают ребенка, случайно разбившего несколько чашек, более виноватым и «более испорченным», чем другого, разбившего только одну чашку, но злонамеренно. Старшие дети, особенно после 9-10 лет, иначе оценивают эту ситуацию, ориентируясь не только на результат действий, но и на мотивы, стоящие за поступком.
Л. Колберг использовал рассказы, содержащие сложные конфликты морального порядка, требующие разрешения. Вот пример одного из таких рассказов и типичные ответы. «Женщине, больной раком, не помогают никакие лекарства. Она просит своего врача дать ей смертельную дозу снотворного, чтобы избавиться от страданий. Должен ли врач удовлетворить её просьбу?»
Ребенок: Было бы хорошо дать женщине умереть, чтобы избавить её от боли. Но это могло бы быть неприятно её мужу – ведь это не то, что усыпить животное, он же нуждается в своей жене.
Подросток: Врач не имеет на это права. Он не может дать жизнь и не должен её уничтожать.
Взрослый: Умирающая должна иметь свободный выбор. Значение имеет качество жизни, а не сам её факт. Если она считает, что не стоит жить, превратившись просто в нечто живое, но уже не человека, она имеет право выбирать смерть. Людям должна быть предоставлена возможность самим решать, что с ними будет.
Из этих ответов видно, что ребенок исходит из чисто практических соображений, не обращаясь к моральным принципам. Категоричный в своих суждениях подросток рассматривает проблему с точки зрения одного абстрактного принципа – ценности жизни. Позиция взрослого многогранна.
Все дошкольники и большинство
семилетних детей (примерно 70%) находятся
на доморальном уровне развития. Этот
низший уровень развития морального
сознания сохраняется у части
детей и позже – у 30% в 10 лет
и 10% в 13-16 лет. Многие дети к 13 годам
решают моральные проблемы на втором
уровне, им присуща конвенционная
мораль. Развитие высшего уровня морального
сознания связано с развитием
интеллекта: осознанные моральные принципы
не могут появиться раньше подросткового
возраста, когда формируется логическое
мышление. Однако становление формально-
Процесс формирования нравственной личности в различные возрастные периоды
Сложность процесса формирования
личности состоит в том, что воспитательные
воздействия, осуществляемые педагогами
и родителями, перерабатываются ребенком
с учетом имеющегося у него нравственного
опыта, особенностей его индивидуальности.
Формируются мотивы поведения, нравственная
позиция, в каждой конкретной ситуации
ребенок сам осуществляет нравственный
выбор своего поступка. При одинаковых
воспитательных воздействиях развитие
личности может протекать по-разному
в зависимости от характера потребностей,
интересов личности, ее позиции, особенностей
влияния на нее микросреды. Проведение
воспитательных мероприятий еще
не гарантирует нравственного
Информация о работе Нравственное воспитание в различные возврастные периоды