Нравственное воспитание в различные возврастные периоды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:29, реферат

Описание работы

Целью моего реферата является теоретическое изучение нравственного воспитания.
Предметы исследования: Определение, принципы, методы, методики, средства и формы нравственного воспитания.
Задачами данной работы являются: -изучить понятия нравственности, морали, критерий нравственного воспитания. -рассмотреть периодизацию развития морального сознания личности.
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования: Синтез литературы, обобщение теоретических знаний и их анализ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3
1.Понятие нравственности……………………………………………4
2. Критерии нравственного развития личности …………………….5
3.Этапы нравственного развития ребёнка(по Л.Колбергу)………...8
4.Процесс формирования нравственной личности в различные возрастные периоды……………………………………………………………….11
5. Влияние отношений со сверстниками и взрослыми на нравственность подростка……………………………………………………….…….15
Заключение…………………………………………………………...18
Список литературы…………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

Нравственное воспитание в различные возрастные периоды.docx

— 35.58 Кб (Скачать файл)

Введение

Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное - как подрастающий ребёнок ведёт себя, как держится на людях, каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка.                                                                                                                 Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) стали внутренними стимулами развития формирующейся личности. Поэтому тема работы очень актуальна в настоящее время.

Целью моего реферата является теоретическое изучение нравственного  воспитания.

Предметы исследования: Определение, принципы, методы, методики, средства и формы нравственного воспитания.

Задачами данной работы являются:                                                                              -изучить понятия нравственности, морали, критерий нравственного                                                    воспитания.                                                                                                                             -рассмотреть периодизацию развития морального сознания личности.

При решении поставленных задач были использованы следующие  методы исследования: Синтез литературы, обобщение теоретических знаний и их анализ.

 

 

Понятие нравственности

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет  формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами  социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той  или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами  сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям.

Нравственность – одно из измерений духовности, являющееся основополагающим, так как именно она определяет характер развития других сфер (эстетической и интеллектуальной), направленность деятельности личности по реализации ее интеллектуальных и эстетических способностей.

Нравственность – это личная форма этического сознания, область свободных и ответственных поступков личности, ее внутренних мотивов и побуждений творить добро (В.И.Слодободчиков).

Нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующее индивидуальное поведение человека.  [1]

К числу ключевых моментов, влияющих на процесс духовно-нравственного  развития учащихся относятся:

1) наличие морально-нравственных норм, идеалов, задающих направление духовно-нравственного развития учащихся и предполагающих определенную ответственность личности за свои поступки;

2) возможность свободного развития в рамках предложенных норм, развитие нравственной воли («соединение свободы с добром»);

3) наличие педагогических условий, средств и способов, адекватных сущности ребенка и процессу развития его духовно-нравственной сферы;

4) включение в процесс духовно-нравственного развития личности ее внутреннего мира, элементов самосознания и самоопределения, учет социальных и индивидуальных ценностей, потребностей личности.

Духовность человека не зависит  от физического и даже эмоционально-психического здоровья. Она связана с миром  ценностей – сверхиндивидуальных, сверхэмпирических. [2]

 

 

Критерии нравственного  развития личности

Критерий-признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.

Понятие морали, имеющие  всеобщий характер, т.е. охватывающие не отдельные отношения, а все области  отношений, побуждая человека везде  и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями. [1]               

В теории воспитания чаще всего  используется не количественные, а  качественные критерии, с помощью  которых можно произвести замеры, отследить результаты деятельности, сделать выводы о достигнутых  успехах, выявить ошибки.

Вопрос о критериях  нравственного развития очень важный и достаточно сложный. Существует необходимость  разведения понятий: «нравственность» и «мораль». Это происходит потому, что по привычке взрослый человек, воспитанный  в социалистический период, в качестве норм нравственности берет моральные  нормы. Именно в советской педагогике происходит смешение этих двух принципиально  разных понятий: мораль и нравственность – «что приводит к подмене целей  в практике». Б.Лихачев отмечает, что именно отсюда происходят все  педагогические проблемы. При этой подмене нравственное развитие учащихся рассматривается не иначе, как обучения правилам поведения в обществе (усвоение моральных норм), что в действительности является хорошо разработанной технологией  по приданию индивиду определенной социально  значимой «формы» (социализация личности). Это, в лучшем случае, приводит к  моральному просвещению и воспитанию, но не к нравственному.

Мораль – форма общественного сознания, социальный регулятор поведения человека.

Мораль имеет свойство меняться время от времени. В разных человеческих обществах может быть разная мораль. Более того, своя мораль может быть в разных социальных группах  и слоях одного и того же общества. Поэтому понятие морали связано  с тем, что «хорошо» или «плохо»  в данное время в данном сообществе. В разные времена в разных обществах  существуют моральные нормы, противоречащие нравственности.

Для морального воспитания личности, ее соответствия социальным требованиям нет необходимости  осознания, самоопределения в нормах, важна лишь обязательность их выполнения. Поскольку при моральном воспитании не ставится задача формирования внутренней духовной опоры личности, то необходимы внешние карательные и стимулирующие меры. Но при снятии этих внешних стимулов в большинстве своем он теряет опору «нравственного» поведения. Тогда он ведет себя аморально. Это происходит потому, что нормы поведения, усвоенные ребенком в определенной среде, навязаны ему извне, усвоены, но не приняты им внутренне.

Соблюдение моральных  норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости  их соблюдения. В этике – философской  науке о морали – существует две  основные нравственные категории –  добро и зло. Соблюдение моральных  требований, их поддержка личностью  обычно ассоциируется с добром. Нарушение  же моральных норм и правил, отступление  от них характеризуется как нравственное зло. [3]

Добро – нравственная категория, отражающая поведение людей на основе альтруизма и гуманизма.

Если исходить из того, что  является абсолютным добром, то оно  связано с любовью к другому  человеку. Зло же имеет деструктивный  характер: оно либо направлено на разрушение личности другого человека, либо –  на саморазрушение. Критерием того, является ли нечто добром, будет  определение мотива данного поступка: исходит ли этот мотив из любви  и понимания проблем другого, по отношению к которому совершается  данное действие. Таким образом, только те поступки можно считать нравственными, которые направлены к добру, т.е. соответствуют «золотому» правилу: «Поступай с другими так, как  ты хочешь, чтобы поступали с тобой!»  Каждому человеку хочется, чтобы  к нему относились с любовью, даже если он совершил нечто неблаговидное, надеется на прощение и милосердие. [2]

Понимание этого и побуждает  личность вести себя в соответствии с моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что  одновременно означает и ее моральное  развитие.

 

 

Этапы нравственного  развития ребёнка(по Л.Колбергу)

Для понимания процесса духовно-нравственного  развития личности необходимо знать сензитивные периоды нравственного развития.

Сензитивный период нравственного развития – наиболее чувствительный этап для развития определенных личностных черт, являющихся ключевыми или важными для нравственного становления.

Разные авторы в соответствии с теми основаниями, которые они  избирают, создают авторские периодизации возрастного развития. Безусловно, духовное и нравственное становление  и развитие человека продолжается всю  жизнь, но есть периоды, где он еще  не в состоянии вполне осмыслить  происходящее и сделать осознанный выбор, там роль и ответственность  взрослого: родителя, педагога, воспитателя  – наиболее важна.

 Существует шесть стадий развития, объединяющихся в три уровня.

Первый – доморальный уровень. Нормы морали для ребенка – нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми, из чисто эгоистических соображений. Первоначально он ориентируется на наказание и ведет себя «хорошо», чтобы его избежать (I стадия). Затем он начинает ориентироваться и на поощрение, ожидая похвалу или какую-нибудь другую награду (II стадия).

Второй уровень – конвенциональная мораль. Источник моральных предписаний для ребенка остается внешним. Но он уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми.

Ориентация в своем  поведении на оправдание ожиданий и  одобрение других характерна для  III стадии, на авторитет – для IV. Этим определяется неустойчивость поведения ребенка, зависимость от внешних влияний.

Третий уровень – автономная мораль. Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием личности, т.е. внутренними.

Поступки определяются не внешним давлением или авторитетом, а своей совестью: «на том стою и не могу иначе». Сначала появляется ориентация на принципы общественного  благополучия, демократические законы, принятые на себя обязательства перед  обществом (V стадия), потом – на общечеловеческие этические принципы (VI стадия).

Такую модель предложил Лоренс Колберг. Он продолжил эксперименты Жана Пиаже, в которых выявлялись моральные суждения и этические  представления детей разного  возраста. Детям предлагалось оценить  поступки героев рассказов и обосновать свои суждения. Оказалось, что на разных возрастных этапах дети по-разному  решают нравственные проблемы. Например, маленькие дети считают ребенка, случайно разбившего несколько чашек, более виноватым и «более испорченным», чем другого, разбившего только одну чашку, но злонамеренно. Старшие дети, особенно после 9-10 лет, иначе оценивают  эту ситуацию, ориентируясь не только на результат действий, но и на мотивы, стоящие за поступком.

Л. Колберг использовал  рассказы, содержащие сложные конфликты  морального порядка, требующие разрешения. Вот пример одного из таких рассказов  и типичные ответы. «Женщине, больной  раком, не помогают никакие лекарства. Она просит своего врача дать ей смертельную дозу снотворного, чтобы избавиться от страданий. Должен ли врач удовлетворить её просьбу?»

Ребенок: Было бы хорошо дать женщине умереть, чтобы избавить её от боли. Но это могло бы быть неприятно её мужу – ведь это не то, что усыпить животное, он же нуждается в своей жене.

Подросток: Врач не имеет на это права. Он не может дать жизнь и не должен её уничтожать.

Взрослый: Умирающая должна иметь свободный выбор. Значение имеет качество жизни, а не сам её факт. Если она считает, что не стоит жить, превратившись просто в нечто живое, но уже не человека, она имеет право выбирать смерть. Людям должна быть предоставлена возможность самим решать, что с ними будет.

Из этих ответов видно, что ребенок исходит из чисто  практических соображений, не обращаясь  к моральным принципам. Категоричный в своих суждениях подросток  рассматривает проблему с точки  зрения одного абстрактного принципа – ценности жизни. Позиция взрослого  многогранна.

Все дошкольники и большинство  семилетних детей (примерно 70%) находятся  на доморальном уровне развития. Этот низший уровень развития морального сознания сохраняется у части  детей и позже – у 30% в 10 лет  и 10% в 13-16 лет. Многие дети к 13 годам  решают моральные проблемы на втором уровне, им присуща конвенционная  мораль. Развитие высшего уровня морального сознания связано с развитием  интеллекта: осознанные моральные принципы не могут появиться раньше подросткового  возраста, когда формируется логическое мышление. Однако становление формально-логических операций недостаточно; даже интеллектуально  развитые взрослые люди могут не иметь  автономной морали. Что же касается подростков, то только 10% из них поднимаются  до высшего уровня морального сознания. [4]

 

 

Процесс формирования нравственной личности в различные  возрастные периоды

Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия, осуществляемые педагогами и родителями, перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него нравственного  опыта, особенностей его индивидуальности. Формируются мотивы поведения, нравственная позиция, в каждой конкретной ситуации ребенок сам осуществляет нравственный выбор своего поступка. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по-разному  в зависимости от характера потребностей, интересов личности, ее позиции, особенностей влияния на нее микросреды. Проведение воспитательных мероприятий еще  не гарантирует нравственного развития ребенка. Точно предсказать, как  воспитательное воздействие скажется на развитии личности, нелегко без  досконального знания индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Информация о работе Нравственное воспитание в различные возврастные периоды