Нравственное воспитание в различные возврастные периоды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:29, реферат

Описание работы

Целью моего реферата является теоретическое изучение нравственного воспитания.
Предметы исследования: Определение, принципы, методы, методики, средства и формы нравственного воспитания.
Задачами данной работы являются: -изучить понятия нравственности, морали, критерий нравственного воспитания. -рассмотреть периодизацию развития морального сознания личности.
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования: Синтез литературы, обобщение теоретических знаний и их анализ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3
1.Понятие нравственности……………………………………………4
2. Критерии нравственного развития личности …………………….5
3.Этапы нравственного развития ребёнка(по Л.Колбергу)………...8
4.Процесс формирования нравственной личности в различные возрастные периоды……………………………………………………………….11
5. Влияние отношений со сверстниками и взрослыми на нравственность подростка……………………………………………………….…….15
Заключение…………………………………………………………...18
Список литературы…………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

Нравственное воспитание в различные возрастные периоды.docx

— 35.58 Кб (Скачать файл)

Необходимо больше доверять детям, быть с ними искренними, естественными, не допускать фальши, не приукрашивать  достижений, не умалять трудностей. Ничто так не разлагает нравственность людей, как фальшь.

Мы приучаем детей к  мелочной опеке, и они привыкают  к тому, что кто-то за них думает, принимает решения. Они становятся способными на общественно полезную активность только в том случае, если к ней их кто-то побуждает. Эта  активность не является собственной, внутренней активностью ребенка. В результате он не умеет организовать себя сам. Ощутив себя вне контроля со стороны  взрослых, он становится неуправляемым.

Предоставьте детям необходимую  для их развития меру свободы, но там, где есть свобода, должны быть и разумные ограничения. Свобода невозможна без дисциплины. Именно дисциплина требует сознательного выбора правильного, необходимого в данных условиях действия. Смысл дисциплины состоит в том, что человек испытывает потребность всегда поступать в соответствии с долгом, он не может поступать иначе. Дисциплинированный человек согласовывает свои личные стремления со стремлениями коллектива, общества, выбирает правильное поведение, наиболее полезное для общества.

Воспитывайте у детей  чувство достоинства, уважения к  себе как к человеку честному, порядочному, трудолюбивому. Опасайтесь подорвать  репутацию ребенка в его собственных  глазах и в глазах коллектива, потому что чувство собственного достоинства  – тот нравственный стержень, который  не даст человеку опуститься до безнравственных  поступков.

 Важнейшая задача педагога – сформировать у детей чувство долга, ответственности. Оно – свидетельство сложившейся субъективной позиции личности по отношению к обществу, когда социальные потребности приобретают для человека личностный смысл. Обладая чувством долга, чести, достоинства, человек поступает в соответствии со своими обязанностями без внешнего принуждения. Таким образом и достигается подлинная свобода личности.

Путь нравственного развития таков: от следствия нравственным нормам под руководством учителя, под влиянием коллектива – к самостоятельному следованию этим нормам, от руководства  извне – к самостоятельному руководству  собственным поведением, от требования извне – к требованию, предъявляемому самому себе.

Детям нужна душевность, чтобы они выросли людьми, умеющими тонко понимать других, а не грубыми  и бессердечными. Детям нужна  твердость и разумная требовательность, чтобы они не выросли безвольными, изнеженными, нежизнеспособными. Детям нужна и строгость и ласка, ведь и то и другое – антиподы равнодушия, и дети чувствуют это.

Как показали исследования, только от 28 до 50% родителей проводят досуг с детьми. И дело тут не в недостатке свободного времени, а  в его организации: почти 75% родителей  предпочитают тратить свободное  время на самообразование, просмотр телепередач, общение с другими  семьями. Растет ребенок – и заметно  сокращается время его общения  с родителями. А между тем дети от класса к классу нуждается во все более содержательном общении.

Чем больше у родителей  и детей общих дел, увлечений, тем крепче влияние взрослых на сыновей  и дочерей, значительнее сила их примера, тем успешнее идет развитие личности ребенка.

Исключительно важно научить  детей сознательно управлять  собственным поведением, чтобы они  выполняли все требования без  напоминания, чтобы вступал в  силу самоконтроль.

Совершенно очевидно, что  ни один метод и ни одно средство воздействия не может абстрактно рассматриваться как заведомо плохое или хорошее, допустимое или недопустимое, эффективное, безрезультатное или  вредное, если оно изолируется от всей системы воздействий, которой  подвергается личность, абстрагируется от конкретных жизненных условий, в  которых применяется. Значит, воспитатель  может и должен влиять на подростка  всеми педагогическими методами и средствами воздействия на личность, но не произвольно, а с учетом принципа педагогической целесообразности и  намечающихся тенденций нравственного  развития подростка.

Ребенок в любом возрасте не является пассивным объектом воспитания. Влияния окружающей среды и специальные  воспитательные воздействия не прямо  проецируются во внутренний мир и  поведение ребенка, а опосредуется его отношением к ним, которое  складывается в результате их осмысления и переживания, соотнесения с ранее усвоенными знаниями, требованиями и предшествующим жизненным опытом.

Чем старше становится ребенок, чем больше у него знаний и опыта, тем глубже и разностороннее он осмысливает  воздействия, которым подвергается. В подростковом возрасте происходит не только количественное накопление знаний и опыта, но и глубокое качественное изменение обстоятельств жизни  и внутреннего мира ребенка. Не случайно этот период жизни называют переходным, переломным и даже критическим, «трудным».

В подростковом возрасте протекает  интенсивный процесс физического, социального и морального развития ребенка, происходят глубокие изменения  в его организме, сознании, чувствах и поведении. Завершается половое  созревание, сопровождающееся расцветом  физических сил, энергии и активности, ловкости, выносливости и других качеств, а также пробуждением первых смутных  половых влечений и чувства влюбленности. Одновременно у подростков значительно  возрастает уровень общего интеллектуального  развития не только в связи с физиологическим  созреванием центральной нервной  системы, но и с овладением научными знаниями в объеме восьмилетней, а  к концу периода – и средней  школы. У них развивается и  заметно повышается способность  критически мыслить, более самостоятельно подходить к анализу, обобщению  и оценке не только усваиваемых знаний, требований, но и фактов, наблюдаемых  в окружающей жизни, а также собственного опыта деятельности и поведения. На основе усвоенных теоретических  знаний и жизненных наблюдений у  подростков складываются уже определенные идеалы человека, образа его жизни  и поведения, в соответствии с  которыми они подвергаются критической  переоценке, во-первых, себя как личность, свои права и обязанности, свое место  и роль в коллективе и, во-вторых, других людей, прежде всего самых  близких.

Возросшие физические и интеллектуальные силы и возможности постепенно осознаются подростком. Он стремиться быть похожим  на взрослого, занимать приоритетную или  по крайней мере равноправную позицию  в коллективе сверстников, удовлетворяющую  его возросшие притязания на самостоятельность  и уважение к себе. В связи с  этим у подростков сильно обостряется  чувствительность к внешней оценке их деятельности и поведения, особенно – качеств личности, а также  тону обращения к ним и характеру  предъявляемых требований. Не случайно даже самые послушные и исполнительные дети в подростковом возрасте начинают критически относиться к требованиям  и оценочным суждениям учителей, родителей, сверстников, задумываясь  над их справедливостью и активно  проявлять свое отношение к ним.

У подростков наблюдается  повышенный интерес к своей личности: стремление к самопознанию и самооценке, активному самовыражению и самоутверждению  в коллективах взрослых и сверстников, особенно в наиболее значимых для  них сферах жизни и общения.

Субъективные ощущения взрослости и самостоятельности у подростка  подкрепляются и стимулируются  изменившимися объективными условиями  его жизни.

 

 

Влияние отношений  со сверстниками и взрослыми  на нравственность подростка

У подростка переход отношений  типа «взрослый – ребенок» к отношению  «взрослый – взрослый» является становлением способа его социального  взаимодействия с другими людьми. В связи с этим переходом подросток  овладевает новыми этическими нормами  поведения, что является важным условием формирования его морального мировоззрения. Жизнь по системе норм и правил поведения, существующей для взрослых, позволяет подростку научиться думать, действовать в более сложных жизненных ситуациях, принимать в них самостоятельные правильные этические решения. Конфликты же подростка со взрослыми людьми и особенно с родителями объясняются часто не тем, что подросток плохо относится к тому или иному человеку, а тем, что он не приемлет «мораль послушания», предъявляемую взрослыми, не учитывающими противоречий этого возраста. В этом отношении показателен пример, когда пятиклассница, хорошо успевающая по всем предметам, дисциплинированная девочка, постоянно грубила матери. Как выяснилось, девочка не могла спокойно реагировать на то, что вечером мама всегда задавала ей один и тот же вопрос: выучены ли уроки – и просила дочь показать ей тетради. Как давление на их самостоятельность рассматривают подростки категоричность в требовании взрослых, назидательные беседы, отвечая грубостью, протестом, открытым или сдержанным упрямством. Подростку импонирует дружеский тон, уважительное и доверительное отношение к нему. Очень важно также учитывать и то, что, стремясь быть взрослыми, многие подростки еще не осознают всей ответственности, которая лежит на взрослом человеке. Быть взрослым для них значит лишь быть свободным от опеки, от требований, быть независимым, распоряжаться собой. Особенно обостренно это желание у старших подростков.

Конфликты между взрослыми  людьми и подростками могут принять  хронический характер. Это несет  за собой самые неблагоприятные  последствия, делая негативизм школьника  устойчивым, способствуя развитию приспособительных  форм поведения. Вместе с тем трудности  в общении подростка со взрослыми  могут появиться и в случае панибратских отношений, следствием чего является снижение авторитета взрослого  в глазах подростка, а соответственно и исчезновение возможности предъявлять  к ребенку какие-либо требования. Последнее часто встречается  в семьях, где подростку все позволяется. Именно в таких семьях чаще всего вырастают нравственные уроды, правонарушители.

Только постоянное и тесное сотрудничество, основанное на взаимном уважении, доверии, разумной требовательности и помощи, может способствовать успешному  нравственному формированию личности подростка.

Для нравственного становления  личности важную роль играют и отношения  подростков со сверстниками. Система  отношений «подросток – подросток» основана на равенстве в предъявлении и выполнении нравственных требований, когда действующие нравственные нормы соблюдаются на паритетных началах. Отношения старших подростков между собой начинают приобретать  черты взаимоотношений между  взрослыми. Общение подростка со сверстниками нередко отодвигает на второй план его учебную деятельность. В практике воспитания подростков приходится сталкиваться с такими явлениями, когда  интерес школьника к учебе  снижается только из-за того, что  сверстники, с которыми он общается, пренебрегают учением. Наблюдаются  и такие случаи, когда общение  между подростками занимает настолько  много времени, вызывает такое эмоциональное  состояние, что на учебную деятельность уже не остается ни сил, ни времени.

Важнейшим условием оптимального общения подростков является взаимоуважение и взаимопризнание достоинств, отсутствие которых часто побуждает некоторых  подростков искать новых друзей. Иногда это приводит к печальным последствиям, выражающимся в негативном социальном поведении.

 

 

 

Заключение

Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с  давних времен. Наиболее полно и  ярко характеризовал роль нравственного  воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания…могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой…

Убежденные в  том, что нравственность не есть необходимое  последствие учености и умственного  развития, мы еще убеждены и в  том, что… влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо  более важную, чем развитие ума  вообще, наполнение головы познаниями…». [3]

Воспитание – всегда большой  труд для педагога. А нравственное воспитание – один из самых сложных  видов этого труда, требующий  кропотливости, постоянных затрат времени  и душевных сил, специальных знаний и мастерства. И хотя нравственное воспитание осуществляется в рамках общей педагогической деятельности, неотделимо от нее, от учителя требуется  особое умение преднамеренно усиливать  связь различных сторон жизни  учащихся с моральными нормами и  требованиями, ненавязчиво, тонко и  тактично привлекать к ним внимание воспитанников. Только так он сумеет постепенно раскрыть перед ними сущность этих норм и важнейшие каналы их реализации, нацелить и приучить учащихся к их выполнению в каждодневной деятельности и поведении. Можно сколько угодно говорить о морали, о ее значении и красоте, но, если слова не будут  органически вплетаться в жизненную  практику учащихся, у них не выработается способность и готовность постоянно следовать этим нормам и требованиям – то, что мы называем нравственным обликом личности.

Нравственное воспитание – не только сложный, но и длительный процесс. В период активного формирования личности заметны лишь отдельные  симптомы отклонений от тех или иных канонов нравственного поведения. 

Нравственность человека трактуется как совокупность его  сознания, навыков и привычек, связанных  с соблюдением норм, правил и требований.

Необходимо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы  она выполняла нравственные нормы  и правила не благодаря внешним  общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости. [3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Сластенин В. А. Общая  педагогика: Учебное пособие для  студентов ВУЗов./ В. А. Сластенин,  И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. –  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 256с. 

2. Грибоедова Т. П. Нравственное  развитие личности школьника:  подходы и диагностика./ Т. П.  Грибоедова. – Новокузнецк: ИПК, 2001. – 64с.

3. Харламов И. Ф. Педагогика: Учебное пособие./ И. Ф. Харламов. – 3-е изд., перераб. и доп.  – М.: Юристъ, 1997. – 512 с.

4. Кулагина И. Ю.Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений./ И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464с.

Информация о работе Нравственное воспитание в различные возврастные периоды