Нравственное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 07:52, лекция

Описание работы

Цель: Создание условий для формирования у школьников нравственных норм и правил на уроках чтения.
Задачи: Одной из задач в формировании личности школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль уроков чтения. Часто мы говорим: «Книга— это открытие мира». Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами.

Файлы: 1 файл

Презентации к уроку тема нравстенное воспитание.docx

— 67.55 Кб (Скачать файл)

Нравственное  воспитание на уроках чтения.

 

 «Только книга и знания смогут сделать нас  
духовно сильными, честными, разумными людьми, 
которые способны искренне любить человека,  
уважать его труд и сердечно любоваться  
прекрасными плодами его непрерывного труда» 
М. Горький

 

Воспитание ребенка через литературу – это один из самых эффективных способов решения данной проблемы, т.к. в этой ситуации необходимы нравственные опоры и чистые источники духовного богатства. 
Нравственное воспитание – это внутреннее принятие личностью нравственных норм и правил, а результат его – это превращение этих норм в «личные». Данный процесс длительный, и система нравственных убеждений складывается в юности, но нравственные представления и понятия формируются с самого раннего детства, прежде всего, конечно в семье, а затем в школе. Наблюдения показали, что многие дети очень агрессивны, вспыльчивы, нетерпеливы, не умеют уступать и договариваться, часто свою вину перекладывают на других. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с кормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.  
Учащиеся прежде всего должны усвоить понятия о доброте, доброжелательности, отзывчивости, справедливости, научиться их различать. Качества эти взаимосвязаны. Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а справедливый человек, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить ребенка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу.  
У детей имеются представления об основных категориях нравственности — о добре и зле, о хорошем и плохом. Но эти представления часто наивны, своеобразны, поэтому учителю нужно знать их содержание, чтобы направлять нравственное развитие детей. Недооценивая возможности детей, учителя недостаточно используют примеры из детской литературы, которые позволяют раскрыть школьникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний. 
Цель: 
Создание условий для формирования у школьников нравственных норм и правил на уроках чтения.

Задачи: Одной из задач в формировании личности школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль уроков чтения. Часто мы говорим: «Книга— это открытие мира». Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами.

Формирование положительного отношения  к нравственным нормам и правилам.

  1. Обучение умению слушать и понимать текст.
  2. Восприятие целостного текста через анализ литературного произведения.

 

  Трудно переоценить  в решении поставленных задач  роль литературы, потому что по  сути своей она является частью  Культуры, видом искусства. В школе уроки чтения становятся уроками литературного чтения, цель которых заключается в нравственном воспитании и развитии детей на основе полноценного восприятия художественного текста.

Чтение - сложная синтетическая  деятельность мышления, воображения, восприятия, чувств, памяти и внутренней речи . Для правильного восприятия содержание текста учащиеся должны иметь запас жизненных представлений, определенный круг конкретных знаний о действительности

Главная задача на уроках чтения является обучение искусству не только слушать, но и слышать - сказку, рассказ, стихотворение.  
Дети практически все любят слушать книги, и эта любовь поддерживается и развивается, так как сам ребенок еще не может пока самостоятельно общаться с книгой. Слушая художественное слово, ребенок впитывает музыку родной речи, и хочет еще раз услышать понравившийся текст.  
Умение слушать художественное произведение позволяет ребенку эмоционально воспринять произведение, задуматься о нравственных категориях - добре и зле, дружбе и вражде любви и ненависти, испытать радость, веселье, гордость, грусть, печаль, нежность, восхищение и другие чувства. Уроки слушания - это ежедневная школа обогащения нравственного и эмоционального опыта, духовного и эстетического развития.  
Художественное восприятие - сложный психический процесс, приводящий в «движение» весь жизненный опыт человека в ответ на содержание художественного произведения (слушание, говорение, чтение). Ребенок сначала воспринимает произведение в целом и только при втором прослушивании выделяет детали (первичное - эмоциональное, вторичное - осмысленное). Поэтому сначала ставятся общие вопросы: что понравилось в произведении? Какой поступок герой совершил? Какие чувства вызвал у вас персонаж? Повторному восприятию текста помогают следующие приемы:

  1. повторное комментируемое чтение,
  2. высказывание личностных суждений,

- перечитывание  и уточнение читательских позиций. Главная составляющая процесса нравственного воспитания на уроках  чтения  является результативность – это включение разума, чувств и воли для поступка. Работа воображения и интуиции в процессе самостоятельного добывания нравственных ценностей из глубины художественного текста. Добываются эти ценности на уроке литературного чтения в процессе анализа художественного произведения. Обучение этому непростому труду ведется буквально с первых уроков. Дети учатся узнавать, видеть, понимать очень важные вещи про себя, про людей, про жизнь и мир вокруг.

Основные принципы анализа художественного  произведения, используемые на уроках чтения, сводятся к следующему:

  1. Цель анализа художественного произведения  - осознание его идеи, т.е. отношение автора к тому, что он изображает, анализу подлежит текст  произведения, изображение жизненного материала, а не сама жизнь.
  2. Анализ делается только после эмоционального восприятия произведения. Поэтому обсуждаем на уроке то, что не воспринимается детьми при самостоятельном чтении: мотивы, обстоятельства, последствия поступков героев, их переживания. Для этого используется  прием остановки чтения на кульминационных, проблемных моментах рассказа и предлагается  подумать (предположить) как будет решаться та или иная ситуация т.е. ставится ученик  в позицию автора.
  3. При анализе учитываются  жанровые особенности произведения, исходя из внутренних законов жанра.

Лирика – изображение чувств. Поэтому анализ лирических произведений строится на основе поиска ключевых слов, рисующих образ, переживание автора, вызывающих у детей сопереживание. 
Одним из приемов работы над лирическим текстом является «построчное рисование». Данный пример использую на первых порах, чтобы учащиеся смогли увидеть картину, описанную автором, и через нее выйти на идею. 
И так, эпос изображает общую жизнь людей. Когда от рода отделяется человек и у него появляется потребность выразить свой внутренний мир, возникает лирика. Процесс выделения личности чреват столкновениями одной личности с другой. Так появляется драма, в основе которой лежит изображение действий людей, их поступков, взаимоотношений, выражающихся в словах и поступках. 
При анализе драмы обращается внимание, что в основе развития действия лежит конфликт, и все поступки героев оцениваются через их речь, что помогает выйти на идею автора. Все эти приемы анализа направлены на личностное освоение, постижение художественных произведений в их родовой и жанровой специфике.

4. Анализ часто бывает избирательным:  на уроке обсуждаются не все элементы произведения, а те, которые в данном произведении наиболее 
ярко выражают идею. Следовательно, выбор пути и приемов анализа зависит от особенностей изучаемого произведения. 
Одним из приемов анализа текста является перечитывание , в котором сплетается работа по углубленному пониманию текста, развитию речи ребят и совершенствованию навыка чтения, отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения, ученики ищут подкрепления своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь. 
Таким образом, анализ художественных произведений способствует общему и литературному развитию ученика формирует у него систему специальных умений, необходимых для полноценного восприятия художественной литературы. 
Таким образом, у  детей формируется потребность к чтению, умение размышлять над прочитанным, они учатся доказывать свою точку зрения.

За время обучения чтению читательская деятельность учащихся качественно меняется: 
- у детей закрепляется желание и умение думат ь над книгой, т.к. учащиеся все время следят за взаимоотношениями героев,   их поступками, мотивами поступков и их последствиями; 
- в связи с этим у них развивается личная заинтересованность в судьбе героев, а чтение становится серьезным и толковым; 
- при этом у детей совершенствуется читательская  память, воображение, чувство слова и эмоции, вызванными интересными переживаниями за героев произведений; 
- по ходу чтения у детей расширяются читательский кругозор и познавательный интерес, т.к. им приходится обращаться к ряду книг, чтобы ответить на те вопросы, которые появились в ходе работы над текстом.   

 Другими словами, проведя  ребенка по ступенькам познания  художественного произведения, помогая  ему подняться на вершину авторского  образного восприятия мира, создаются условия для развития ученика в «зоне ближайшего развития», значительно обогащается его нравственно-эстетический, интеллектуально-познавательный опыт, позволяющий ребенку совершенствовать себя как личность.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Важнейшая задача, которая стоит перед профессиональным воспитателем, коим является учитель, заключается в том, чтобы формировать такие личные качества как совесть, долг, честь, достоинство. А их нужно воспитывать с рождения, воспитывать в любом обществе, при любых социально-экономических условиях . 

Перед школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. 

Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами. 

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. 

  Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности.

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Этому посвящено содержание многих уроков чтения, беседы с учащимися, разбор событий из жизни детского коллектива.

На уроках стараюсь, приучать детей к самостоятельной работе, в которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его? По моему мнению, это означает, что знания не повлияли на саму личность, на ее качество, ничего не изменили в ее сущности, остались «мертвым грузом». Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности? 

    Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели. Существуют различные способы развития мотивации:

1. Организация образовательного процесса.

Здесь важны:

–      новизна, практическая значимость подаваемого материала;

–      четкое структурирование;

–      логичное, яркое, контрастное выступление;

–      ритмичное чередование видов деятельности;

–      опора на возрастные, половые и индивидуальные потребности.

2. Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, использование разных средств искусства, игры, выпуск газет, коллективных работ, другие.

3. Проблемные ситуации.

Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.

4. Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.

5. Чувство юмора.

6. Ситуация успеха.

Ситуация успеха – эффективный стимул познавательной деятельности. Для стимулирования нужна более высокая оценка, которая приводит детей к противоречию – «действительно ли я такой». Правильный выход из данного противоречия зависит от мастерства педагога и знания детской психологии.

Информация о работе Нравственное воспитание