Нравственное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 07:52, лекция

Описание работы

Цель: Создание условий для формирования у школьников нравственных норм и правил на уроках чтения.
Задачи: Одной из задач в формировании личности школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль уроков чтения. Часто мы говорим: «Книга— это открытие мира». Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами.

Файлы: 1 файл

Презентации к уроку тема нравстенное воспитание.docx

— 67.55 Кб (Скачать файл)

Мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования.

Принципиально значимым является способ воздействия на личность ребенка посредством художественных произведений.  Тексты для чтения посвящены воспитанию в детях доброты, отзывчивости, взаимопомощи и справедливости. Рассказы подобраны таким образом, чтобы дети могли уяснить и понять, почему люди должны быть внимательны друг к другу, близким, товарищам, с уважением и доброжелательностью относиться к окружающим, почему надо прийти на помощь человеку, когда он в ней нуждается. Важно, чтобы дети поняли, что добрые дела надо делать, не ожидая похвалы.  
Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования.  
Большой раздел детского чтения посвящен воспитанию в детях любви ко всему живому. Ставится задача привлечь внимание детей к природе, вызвать у них желание оберегать растительный и животный мир. Ребенок, который с детства привык с пренебрежением относиться к живым существам, не умеющим говорить, но способным чувствовать боль и обиду, переносит такое отношение и на людей.  
Все предложенные тексты для чтения снабжены вопросами. Вопросы направлены на выявление нравственной стороны произведения, их можно менять в зависимости от общего развития детей, их воспитанности. Следует избегать постановки вопросов, требующих лишь механического воспроизведения текста, не заставляющих думать. Самое важное в беседе — выявить отношение к прочитанному, предложить им высказать свое мнение. Нельзя удовлетворяться ответом: «Он (герой рассказа) мне нравится» и т. п. Обоснование своего ответа заставляет ученика вдуматься в прочитанное, оценить поступок того или иного персонажа рассказа, а часто вспомнить и о своем личном опыте. Можно поставить перед ребенком вопрос: наблюдал ли он в жизни что-либо похожее на данный случай? Беседу следует вести так, чтобы вызвать у школьника эмоции не только одобрения, но и осуждения. Это будет способствовать воспитанию в детях нетерпимости к проявлениям жестокости, эгоизма, равнодушия и поможет лучше увидеть положительные и отрицательные черты героя, дать им правильную оценку.  
В связи с чтением рассказов природоведческого содержания можно провести интересную и полезную работу по охране школьниками живой природы.  
Часы чтения должны проходить в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям. Такое чтение вслух, сопровождающееся коллективными переживаниями, сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания.  
Огромное значение имеет характер бесед. Они не должны быть назидательными, сугубо нравоучительными, подводить детей к готовым выводам. Нужно, чтобы дети больше размышляли сами. 

Художественная литература – не только способствует созданию и обогащению картины мира читающего, но и позволяет ему в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимаемое и вырабатывать оценку происходящему, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребенка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя с героем произведения.  Акцентное вычитывание – своего рода самостоятельное «вычерпывание» из текста определенных моментов для решения тех или иных читательских задач, например, вычитывание развития образа-переживания лирического героя, отношения автора к происходящему, изменения в поведении героя.

Работа в роли «критика» – литературно-критическая и нравственная оценка. Каждый должен побывать в роли «художника», представляя и воображая смоделированную ситуацию. Таким образом, главная задача работы с литературным произведением – поставить учащихся в те роли, без которых невозможна полноценная читательская деятельность, помочь детям утвердиться в них, овладеть средствами и способами решения нравственных проблем. Здесь невозможно обойтись без опоры на интеллектуальную сферу учащихся

. Учитель может предложить детям разнообразные задания по внеклассному чтению. В середине года и к концу его ответы на вопросы или краткие отзывы детей о прочитанных книгах, по которым можно судить об отношении учеников к изображаемым героям и событиям. Для этой цели учителю следует завести отдельные тетради, в которых будет фиксироваться материал по классному и внеклассному чтению.  
Нужно добиться, чтобы дети сами стали пропагандистами книг, рассказывали о прочитанном дома, своим товарищам, обсуждали с ними и учителем наиболее волнующие вопросы. Для этого на уроках внеклассного чтения, помимо коллективного чтения, можно организовать постоянные часы рассказывания, во время которых учащиеся делились бы прочитанным. Учитель регулярно рекомендует учащимся литературу для их самостоятельного чтения и использует ее в беседах с детьми. Рассказывание может быть тематическим, например по сюжетам сказок, по рассказам о животных, о природе, по военным рассказам. 

К концу урока предлагать подвести  итог самим учащимся, отвечая на  вопросы. Это позволяет педагогу избежать лишней назидательности, а школьникам – проявить самостоятельность в оценке и определении позиции по данному вопросу. Итог может быть сформулирован и в виде задания, выполнение которого требует использование полученных на уроке знаний. Там, где это целесообразно и вытекает из хода урока, предлагаю детям организовать практические дела, при этом оказывая им помощь.

Жизнь  дает  не  только  положительные,  но  и  отрицательные   примеры. Поэтому внимание  школьников необходимо обращать и на негативное в  жизни  и  поведении  людей, анализировать последствия  неправильных поступков, извлекать  правильные  выводы  не  только  желательно,  но  и  необходимо.  Вовремя  к  месту приведенный негативный  пример  помогает  удержать  воспитанника  от  неправильного    поступка,  формирует  понятие  о  безнравственном.  
Важную роль играет эмоциональный настрой самого учителя. Голосом, интонацией, мимикой педагог должен показать ученикам свое отношение к положительным и отрицательным персонажам, донести до них лирические, комические и драматические ситуации произведения. Эмоциональные реакции учителя передаются детям, способствуют формированию у школьников определенного отношения к прочитанному.

 

 

Существуют  разные формы занятий по чтению, но их объединяет одно — они дают школьнику возможность поделиться с товарищами радостью пережитого, узнать, что их интересует и волнует. Общение учеников, их интересная совместная деятельность на уроках коллективного  чтения помогают сплочению детского коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                     

       

 
 
 



           

 


 

Доклад:

«Нравственное воспитание на уроках чтения

         

 
 

 

 

 

                                                                                                                      Подготовила:

        Лесовая В. П.

 

         Г. Талдыкорган 2013г.




           

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Нравственное воспитание