Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:05, реферат
Типологии конфликтов.
Пути и средства предупреждения и разрешения конфликтов.
Управление конфликтом.
Объективные и субъективные
причины возникновения
конфликтов. Типологии конфликтов.
Пути и средства предупреждения и разрешения КОНФЛИКТОВ. Управление конфликтом.
Конфликт — несогласие между двумя и более сторонами, когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно её взгляды или её цели или помешать другой стороне сделать то же самое.
Объективные причины возникновения конфликтов: управленческие решения, организационные факторы, профессиональные споры. Экономические реалии работы конкретного предприятия.
Возникновение всех этих причин во многом может не зависеть от руководителя. Но его задача состоит в том, что бы вовремя заметить и разрешить возникающие из-за них конфликтные ситуации. А вот субъективные причины конфликтов - всегда связаны е личностями. как самого руководителя, так и персонала компании. Часто субъективной причиной конфликта становятся ошибочные действия руководителя.
Условно такие действия можно сгруппировать в три потока:
-нарушения служебной этики;
-нарушения трудового законодательства;
-несправедливая оценка подчиненных и результатов их труда.
Еще одной субъективной причиной конфликта В коллективе может стать невнимание "к человеческому фактору". Золотое правило управления:
Каждый работник, работая на интересы фирмы должен достигать удовлетворения собственных интересов.
Типология конфликтов:
по направленности воздействия - вертикальные и горизонтальные:
по количеству участников — внутриличностные, внутригрупповые, межгрупповые, внутри организации (охватывающие всю организацию);
по степени выраженности — открытые, скрытые, потенциальны е;
по природе возникновения социальные, национальные, этнические, межнациональные, организационные, эмоциональные:
по способу разрешения — антагонистические ( разрушение структур всех
конфликтующих сторон) и компромиссные.
Управление конфликтами. Конфликтными ситуациями можно управлять в зависимости от целей: предотвратить и наоборот создать конфликт
Предотвращение конфликта |
Создание конфликта |
||
Признавать и слушать друг друга |
Настаивать на своей исключительности |
власти и | |
Нахождение общей точки зрения |
Не обращать Внимания предложения |
на |
МСЛКНС |
Критиковать личность, но не действия |
Перечислять подчиненным ошибки и обиды |
их |
старые |
Дискутировать честно и открыто |
Взваливать на других свои ошибки |
||
Улыбаться |
Напускать на себя не свойственную строгость и грубость |
||
Постоянно учиться |
Афишировать свой большой опыт |
Люди проявляют различные реакции на конфликт от внешнего спокойствии и пассивности до желания преодолеть и агрессивности.
Существует несколько способов разрешения конфликтов:
1. Уклонение - человек, предвидя возникновение конфликта. выбирает такой стиль поведения, кот. не приведет к конфликту
2 .Сглаживание конфликта: "Сглаживатель" добивается временной гармони среди работников, но отрицательные эмоции живут у них внутри и накапливаются.
3. Принуждение - противника заставляют принять другую точку зрения. Такой вид поведения наиболее присущ руководителю, когда у него возникают разногласия с подчиненным. Это может быть эффективным в ситуациях, когда начальник обладает значительной властью над подчиненными
4. Компромисс - одна сторона приближает точку зрения другой, но лишь частично
5. Решение проблем. признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения. чтобы помять причины конфликт и найти курс действий, приемлемый для всех сторон.
Общие рекомендации по решению конфликтов ситуации:
1.Признать существование конфликта и наличие противоположных целей у оппонентов. определить объект и субъект конфликт;
2.Определить возможность переговоров и их целесообразность_ возможность проведения переговоров с посредникам или без него:
3.Согласовать процедуру переговоров. определить, где, когда и как начнутся переговоры;
4.Выявить круг вопросов. составляющих предмет конфликту. предварительно выявить позиции сторон, определить точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций;
5.Разработать варианты решений;
6.Принять согласованное решение;
7.Реализовать принятое решение на практике
Конфликты в общественной и индивидуальной деятельности, национально-этнические конфликты в сфере управления.
Неадекватное представление личности о себе ведет к игнорированию чужого мнения, конфликтности поведения, долгим переживаниям.
В любой момент времени каждый человек может находиться на различном эмоциональном, физическом и интеллектуальном уровне, в зависимости от сложившейся ситуации.
Человек может проявить разнообразные реакции на одинаковые воздействия. и это следует учитывать в процессе управленческой деятельности. Не имея длительной практики общения с каким-либо человеком. наиболее трудно достоверно оценить его свойства личности. Необходимо учитывать личностный ресурс человека, готовность изменить представление о себе, восприимчивость ко всему, что несет информацию о его реальном «я».
Серьезные сомнения в своей личной ценности, неопределенность связей с друзьями. стремление избегать неопределенных ситуаций. одиночество и чрезмерная Мечтательность, излишнее беспокойство о будущем в соответствии с исследованиями Р.Парка относятся к признакам маргинального человека.
Правильный подход к людям такого типа позволяет избежать конфликтов.
Разберёмся с психологическими причинами выбора субъектом стратегии конфликта:
-противоборства;
-компромисса;
-сотрудничества;
-стратегии ухода.
В основе выбора субъектом конфликта стратегии противоборства лежат следующие психологические причины:
-высокая степень произвольной активности:
-осознание своей личной значимости для других людей;
-стремление подавить активность партнеров:
-желание подчинить своему мнению других людей;
В основе выбора субъектом конфликты стратегии компромисса лежат следующие психологические причины:
-стремление привлечь на свою сторону партнера;
-привычка считаться с мнением других людей и руководства;
-стремление подавить активность партнеров;
-боязнь ответственности за невыполнение решения.
Мировоззренческие и нормативно-ценностные конфликты.
В системе управления персоналом важную роль призвана играть психологическая совместимость работников как основное средство создания благоприятной обстановки в процессе труда и предупреждение трудовых конфликтов.
В трудовом коллективе и успехи, и притязания человека определяются его мировоззрением и нормативно-ценностным восприятием деятельности организации.
Мировоззренческие и нормативно-ценностные
конфликты возникают в
Существуют различные варианты классификации потребностей человека. Согласно одной из наиболее призванных классификаций ( по Маслоу) человек мотивируется удовлетворением потребностей, выстроенных в пирамиду из пяти уровней:
- физиологические потребности;
- потребности безопасности;
- потребности принадлежности и причастности;
- потребности признания и самоутверждения;
- потребности самовыражения.
Потребности и нормы поведения
создают мировоззрение
Л. Козер, автор истории позитивно-функционального конфликта, особое внимание, обращая на роль ценностей, интересов для стабильности и развития, как социальных групп, так и социальных систем.
Конфликт- это процесс развития взаимодействия членов коллектива по поводу различия их интересов и ценностных ориентаций, и целей.
Причины, вызывающие конфликты
мировоззренческие и
- различия в целях;
- различия в представлениях и ценностях;
- различия в уровне образования, квалификации;
- различия в манерах поведения и жизненном опыте;
- различия в мировоззрении на явления и события;
- различное нормативно-
Реакция индивида во многом определяется социальной зрелостью личности; допустимыми для неё формами поведения, принятыми в коллективе нормами и правилами.
Кроме того, участие индивида в конфликтах определяется для него поставленных целей и тем, насколько возникшее препятствие мешает их реализовать.
В некоторых случаях восприятие ситуации может быть далёким от реального положения дел. Однако реакция человека на ситуацию будет формироваться исходя из его восприятия, из того, что ему кажется, и это обстоятельство существенно затрудняет разрешение конфликта. Поэтому на начальной стадии развёртывания конфликта целесообразно определить причины конфликтного поведения и пути выхода из создавшейся ситуации. Необходимо выяснить составляющие конфликта и проанализировать поведение участника конфликтного взаимодействия, найти способ устранения причин, приведших к конфликту.
- высокая степень произвольной активности;
- положительная мотивация
достижения успехов в
- действие положительных социальных установок;
- уважение интересов партнёров по делу;
- боязнь ответственности за невыполненные решения;
В основе выбора субъектом
конфликта стратегии ухода
- боязнь принятия решения;
- незнание вопроса, связанного с выбором целей и средств их достижения;
- неспособность прийти к соглашению с партнёром;
- боязнь ответственности за невыполнение решения.
Существуют следующие типы внутриличностных конфликтов:
- сближение-сближение;
- сближение-избегание;
- избегание- избегание;
- двойное сближение-избегание.
Приведём критерии, приводящие
к перечисленным типам
Ситуация, когда из имеющихся двух объектов, обладающих положительным характером, человек должен выбрать один, причём нельзя обладать или стремиться к обоим, может привести к внутриличностному конфликту типа: сближение-сближение.
Ситуация, когда из-за хорошо оплачиваемой работы нужно переезжать в город, который не нравится, может привести к внутриличностному конфликту типа: сближение-избегание.
Ситуация, когда сотрудник должен решать, согласиться ему на перевод в другой город или уволиться из данной организации, может привести к внутриличностному конфликту типа:
сближение-избегание.
Ситуация, когда сотрудник должен решать, согласиться ему на перевод в другой город или уволиться из данной организации, может привести к внутриличностному конфликту типа: избегание-избегание.
Ситуация, когда сотрудник дважды меняет вид деятельности в ущерб и на пользу себе, может привести к внутриличностному конфликту типа: двойное сближение-избегание.
Форма, структура, функция и динамика конфликта.
Существует различное понимание
структуры конфликта.Так,выделяются следующие
понятия:стороны(участники)
В психологической структуре конфликтов выделяют несколько компонентов.
1.Познавательные
компоненты.Взаимное восприятие особенностей
каждой из конфликтующих сторон;интелектуальные
способности переработки информации и
принятия решения;степень включенности
личности в конфликтную ситуацию на различных
этапах его развития;уровень самоконтроля
участников конфликта;опыт работы
с людьми и профессиональная подготовленность;самосознание,
2.Эмоциональные компоненты конфликта педставляют собой совокупность переживаний его участников.
3.Волевые компоненты проявляются как совокупность усилий,направленных на преодоление разногласий и иных трудностей,возникающих в результате противоборства сторон,и на достижение целей,преследуемых участниками конфликта.
4.Мотивационные компоненты конфликта образуют его ядро и характеризуют сущность несовпадения позиций участников противоборства.
Информация о работе Объективные и субъективные причины возникновения конфликтов