Общая характеристика нарушений внимания у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 21:37, контрольная работа

Описание работы

Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. Природа внимания проявляется в том, что выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение, создает в коре головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного напряжения - доминанту. При этом действие всех остальных раздражителей тормозится. Они не доходят до сознания ребенка, он их не замечает. Но если способность внимания утрачивается или страдает, говорят о нарушении внимания.

Содержание работы

Определение внимания и нарушения внимания
Причины нарушения внимания
Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Общие сведения о СДВГ
Этиология и патогенез СДВГ
Диагностические признаки СДВГ
Заключение (прогноз для детей с синдромом дефицита внимания )

Файлы: 1 файл

К Р по психопатологии.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

 

Общая характеристика нарушений внимания у детей

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

  1. Определение внимания и нарушения внимания
  2. Причины нарушения внимания
  3. Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  4. Общие сведения о СДВГ
  5. Этиология и патогенез СДВГ
  6. Диагностические признаки СДВГ
  7. Заключение (прогноз для детей с синдромом дефицита внимания )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимание – способность человека в течение определенного времени сохранять концентрацию на каком-то предмете, образе, событии или рассуждении. Это психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. Природа внимания проявляется в том, что выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение, создает в коре головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного напряжения - доминанту. При этом действие всех остальных раздражителей тормозится. Они не доходят до сознания ребенка, он их не замечает. Но если способность внимания утрачивается или страдает, говорят о нарушении внимания.

 

 Нарушение  внимания у ребенка с аденоидами  может свидетельствовать о хроническом  кислородном голодании головного  мозга из-за нарушения нормального  носового дыхания.. Такие дети  дышат ртом, их глаза теряют свой живой блеск и выразительность, становятся тусклыми и какими-то стеклянными - весь облик ребенка меняется. В этом случае родителям следует обратиться к врачу, его советы помогут возвратить ребенку работоспособность. 
Во-вторых, причиной нарушения внимания может стать легкое и быстро проявляющееся утомление детей. Оно наступает особенно быстро при выполнении трудной, неинтересной и однообразной работы, требующей длительного напряжения нервно-мышечной системы и особенно зрительного и слухового аппаратов. Перегрузка впечатлениями, сильными эмоциональными переживаниями, недостаточный отдых вызывают возникновение сильного и разлитого торможения деятельности мозга. Наступает сонливость, нервные клетки теряют восприимчивость и перестают отвечать на падающие на них раздражители. Чтобы избежать этого, важно следить за тем, чтобы ребенок соблюдал режим дня, особенно в выходные дни. Не стоит перегружать его в выходные занятиями в различных кружках, студиях, посещением гостей, театров, музеев, просмотром фильмов, компьютерными играми и т. п. Такое изобилие впечатлений не дает ребенку возможности сосредоточиться на деятельности, предлагаемой ему в рабочие дни. 
В-третьих, причиной рассеянности может быть неправильное воспитание ребенка в семье. Освобождение ребенка от всех его обязанностей и одновременно выполнение всех его прихотей, отсутствие нормирования времени занятий, отдыха, развлечений, разбросанность интересов также может вызывать быстрое утомление и отключение внимания у ребенка.

Кроме того, нарушение внимания может наблюдаться у детей-фантазеров, которые настолько поглощены событиями, происходящими в их внутреннем мире, что не обращают внимания на мир за пределами их воображения.

 

   Существуют и  более серьезные причины и  проблемы нарушения внимания. Все чаще можно встретить статьи и книги, говорящие о дефиците внимания, описывающие понятие «гиперактивный ребенок», или объясняющие синдром дефицита внимания и гиперактивности,  – все эти названия относятся к расстройству, которое диагностируется у 17-20 % детей и подростков – синдрому дефицита внимания. Первые симптомы, как правило, привлекают к себе внимание родителей, когда ребенку исполняется 6 - 7 лет. После поступления в школу проблемы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) значительно усиливаются, так как они не в состоянии выполнять предъявляемые требования. Поведение таких детей не соответствует возрастной норме и очень часто  им не удается достичь результатов, соответствующих способностям. При этом большинство детей с СДВГ имеют хороший интеллектуальный потенциал, о чем свидетельствуют результаты специальных исследований. Помимо сложностей в обучении, дети с нарушением внимания испытывают трудности и в социальной сфере.

Углубляясь в историю мы вернемся к  1962 г. когда Оксфордская группа по международным исследованиям по детской неврологии провела симпозиум по проблеме минимального повреждения мозга. На нем было принято решение, что более подходящим термином для обозначения данного расстройства является "минимальная дисфункция мозга".

Предполагалось, что если при "минимальном повреждении мозга" имеются структурные изменения в центральной нервной системе, то при "легкой дисфункции мозга" локализованное повреждение головного мозга отсутствует, но есть нейрохимическая и нейрофизиологическая дисфункция.

Разные авторы к "легкой дисфункции мозга" относили по крайней мере 100 клинических проявлений, включая, помимо повышенной двигательной активности и недостаточной концентрации внимания, еще и агрессивность, дислексию, дисграфию, дискалькулию, визуально-перцептуальные нарушения и др.

В 1975 г.  Б.Д. Шмитт выступил против названия заболевания "легкая дисфункция мозга", обосновывая это тем, что такое название, как правило, ассоциируется с повреждением мозга, вызывая у родителей страх за будущее ребенка, его интеллектуальное развитие. Этот "ярлык" следует за ребенком из класса в класс, из школы в школу. Кроме того, по мнению автора, достоверных научных доказательств в пользу этого термина не существует.

Автор обосновывает это следующими фактами: несмотря на высокую распространенность этой патологии в различных странах мира, в некоторых из них, например в Великобритании, она встречается достаточно редко (0,4%). 
 
В 1980 г. в третьем издании Американской психиатрической ассоциации "Диагностическое и статистическое руководство психических нарушений" был впервые представлен термин  дефицит внимания ("attention deficit"), который заменил термин "легкая дисфункция мозга", "гиперактивность" и другие.

Базовым симптомом синдрома стал симптом "нарушение внимания". Это было обосновано тем, что нарушение внимания встречается у всех больных с этой патологией, а повышенная двигательная активность не всегда. Помимо нарушения внимания, акцент делается и на несоответствующее норме поведение ребенка.

В последующем  S.E. Schawith с соавторами разделили синдром на 3 типа: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, синдром дефицита внимания без гиперактивности и так называемый синдром резидуального типа - термин, используемый для описания подростков и юношей, у которых в раннем возрасте наблюдался синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

В настоящее время применяется термин "синдром дефицита внимания с гиперактивностью".

 

    Дефицит внимания характеризуется  наличием короткого промежутка  внимания, рассеянностью. Ребенок не способен завершить выполнение поставленной задачи, "схватить" правильное направление, небрежен при выполнении школьных заданий. Ошибки чаще бывают из-за невнимательности, нежели из-за недостатка понимания материала. Он дезорганизован, не способен запомнить инструкции и задания.

Иногда кажется, что ребенок не слушает. Это поведение обычно менее заметно "один на один" или в ситуации свободного окружения. Нарушение внимания, как правило, очевидно для учителей. Присутствует отвлекаемость на окружающие звуки и зрительные стимуляции, что другими сверстниками игнорируется. Отвлекаемость может быть связана с собственным телом, одеждой, другими окружающими ребенка предметами.

Ребенок с таким синдромом не способен усидеть на одном месте, постоянно в движении, непоседлив, извивается, бесцельно хватает различные предметы, открывает ящички стола или шкафа, вскарабкивается на стулья, не способен досидеть до конца телепередачи или дослушать до конца рассказ, его пальцы постоянно производят легкие постукивания, наблюдается раскачивание ног, кручение тела, он постоянно надоедает окружающим. Нередко таких детей называют "вечным двигателем" ("perpetum mobile"). 
 
Раздражающие и отвлекающие факторы окружающей среды в таких ситуациях, как присутствие в гостях или в магазине, на вечеринке, в толпе и др., изменяют поведение ребенка в худшую сторону. Вспышка гнева или окрик сопровождаются тривиальными оскорблениями.

Одним из трех главных компонентов синдрома является импульсивность, которая определяется дефицитом сдерживающего фактора. Ребенок проявляет импульсивную двигательную и вербальную активность, он действует как бы бездумно, переходит от одного занятия к другому, болтает, не подумав ("речь опережает мысль"). Он часто не ладит со сверстниками, в играх становится "мишенью". Отмечено, что для девочек более типично наличие дефицита внимания без гиперактивности.

Социально-поведенческие аспекты этих детей важны не только распространяющимся повсюду отрицательным их влиянием на сверстников, но также и потому, что эти дети служат как бы социальным катализатором, влияющим на поведение других и часто в нежелательном направлении.

У ребенка наблюдаются сложности во взаимоотношениях не только со сверстниками, но и со взрослыми. В отношении первых они агрессивны и требовательны. Дети школьного возраста очень чувствительны к поведению таких одноклассников и отвергают их дружбу. Родители часто жалуются, что их дети не имеют друзей и что их сверстники отказываются с ними заниматься или играть.

При социометрических исследованиях эти дети получают от своих товарищей зачастую отрицательную характеристику. Они отмечают, что эти дети являются "причиной беспокойства", "докучают другим детям".

 

 

 

Рассмотрим этиологию и патогенез синдрома нарушения внимания с гиперактивностью. 
Природа СДВГ гетерогенна, в его этиологии и патогенезе играют роль раннее органическое поражение головного мозга в перинатальном периоде, а также генетические и социально-психологические факторы, прежде всего внутри семейные.  
 
1. Пренатальные и перинатальные патологические факторы. 
 
Считается, что в основе развития СДВГ лежат повреждения развивающегося мозга в периоды беременности и родов, приводящие к нарушениям морфофункционального онтогенеза нервной системы (асфиксия новорождённых, употребление матерью во время беременности алкоголя, некоторых лекарственных препаратов, курение) в 84% случаев. Особенно значимыми считаются нейропсихиатрические нарушения, алкоголизация и отклонения в сексуальном поведении у матери. Так же среди перинатальных патогенных  факторов чаще встречаются такие, как недоношенность (вес  менее 1500 г. ) невынашиваемость в анамнезе. По данным 2005 г у 84 % детей с гиперактивностью и дефицитом внимания а акушерском анамнезе имеется патология беременности или родов, а у 55 % - сочетание и того и другого.

 

  1. Генетические факторы 
    Несмотря на то что раньше СДВГ связывали с повреждением мозга, в последние десятилетия на первое место в этиологии СДВГ ставятся генетические факторы. 
    Важной причиной этого заболевания является наследственная предрасположенность – 57% случаев, роль которой подтверждается клинико-генеалогическими исследованиями, а также выявлением нескольких регулирующих обмен дофамина в мозге кандидатных генов, которые могут детерминировать синдром дефицита с гиперактивностью. В семьях детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности нередко имеются близкие родственники, имевшие в школьном возрасте аналогичные нарушения   
    Для выявления наследственной отягощенности необходим длительный и подробный расспрос, так как трудности обучения в школе взрослыми людьми сознательно или бессознательно «амнезируются». В родословных детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности также часто прослеживается отягощенность по обсессивно-компульсивному синдрому (навязчивые мысли и принудительные ритуалы), тикам и синдрому Жиль де ля Туретта.  
     
    3. Влияние неблагоприятных факторов внешней среды. 
     
    Антропогенное загрязнение окружающей человека природной среды, во многом связано с микроэлементами из группы тяжелых металлов, может иметь негативные последствия в первую очередь для здоровья детей. Выхлопные газы автотранспорта служат одним из основных источников загрязнения окружающей среды свинцом. 
     
    Целенаправленные исследования показали, что увеличение уровня свинца в крови до 5-10 мкг/дл взаимосвязано у детей с возникновением проблем со стороны нервно-психического развития и поведения, нарушения внимания двигательной расторможенности, а также к снижению коэффициента интеллекта.  
     
    4. Роль пищевых факторов. 
     
    Существуют теории, согласно которым факторами риска для формирования гиперактивности являются воздействия пищевых токсинов или аллергенов. Наиболее широкую известность получила концепция, согласно которой гиперактивность обусловливается церебральным раздражением, вызванный искусственными красителями и естественными пищевыми салицилатами. 
     
    5. Социально-психологические факторы 
     
    В формировании синдрома гиперактивности с дефицитом внимания также играю определённую роль психогенные факторы. По данным исследования анамнеза, у 55,6% детей с СДВГ выявлены психогении детского возраста, включающие драматические ситуации (потеря близких, телесные наказания), злоупотребление алкоголем и постоянные конфликты в семье, нарушение эмоционального контакта с родителями, окружающими детьми и преподавателями в школе.  
     
    Также к семейным факторам относят низкое социальное положение семьи, наличие криминального окружения, тяжелые разногласия между родителями.  
     
    Таким образом, совокупность, генетических, экологических, социально-психологические факторов приводит к развитию синдрома гиерактивности с дефицитом внимания.  
     
    Предполагается, что в основе патогенеза синдрома лежат нарушения активирующей системы ретикулярной формации, которая способствует координации обучения и памяти, обработке поступающей информации и спонтанному поддержанию внимания. 
     
    Нарушения активирующей функции ретикулярной формации, по всей видимости, связаны с недостаточностью в ней норадреналина. Невозможность адекватной обработки информации приводит к тому, что различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство, раздражение и агрессивность.  
     
    Нарушения в функционировании ретикулярной формации предопределяют вторичные нарушения нейромедиаторного обмена головного мозга. Теория о связи гиперактивности с нарушениями обмена дофамина имеет многочисленные подтверждения, в частности, успешность терапии синдрома дефицита внимания и гиперактивности дофаминергическими препаратами.  
     
    Возможно, что нарушения нейромедиаторного обмена, приводящие к гиперактивности, связаны с мутациями в генах, которые регулируют функции дофаминовых рецепторов. Отдельные биохимические исследования у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности свидетельствуют, что в головном мозге нарушается обмен не только дофамина, но и других нейромедиаторов - серотонина и норадреналина.  
       Помимо ретикулярной формации, важное значение в патогенезе синдрома дефицита внимания и гиперактивности имеет, вероятно, дисфункция лобных долей (префронтальной коры), подкорковых ядер и соединяющих их проводящих путей. 
     
    Одним из подтверждений данного предположения является сходство нейропсихологических нарушений у детей с синдромом дефицита внимания и у взрослых при поражении лобных долей мозга. При спектральной томографии головного мозга у 65% детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью обнаружено снижение кровотока в префронтальной коре головного мозга при интеллектуальных нагрузках, тогда как в контрольной группе - лишь у 5% .

 

 

Вариабельность симптоматики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью обосновывает необходимость совершенствования методов диагностики данного заболевания у детей в различные возрастные периоды, уточнения некоторых аспектов патогенеза и разработки дифференцированных подходов к терапии различных форм синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.  
 
СДВГ практически не выявляется при обычном неврологическом обследовании. Только при проведении электроэнцефалограммы становится возможным обнаружить очаги патологической активности в коре головного мозга. 
 
При нейропсихологической диагностике у детей с СДВГ отмечаются нарушения концентрации и поддержания устойчивого внимания, скорости образования ассоциаций и речевой продукции, ухудшение когнитивных функций, то есть нарушений процессов нейродинамического и регуляторного характера.  
 
Детям дошкольного возраста диагноз СДВГ при первом обращении специалисты обычно не ставят, в связи с тем, что для избегания диагностических ошибок необходимо наблюдение за ребенком в течении нескольких месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться.  
 
Адекватная диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью невозможна без четкого соблюдения критериев диагноза. К ним относятся : 
 
·наличие у ребенка дефицита внимания и/или гиперактивности; 
 
·раннее (до 7 лет) появление симптомов и длительность (более 6 мес) их существования; 
 
·некоторые симптомы наблюдаются и дома, и в школе; 
 
·симптомы не являются проявлением других заболеваний; 
 
·нарушение обучения и социальных функций. 
 
Следует отметить, что наличие нарушений обучения и социальных функций является необходимым критерием для установления диагноза «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».  
 
Кроме того, диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью может быть поставлен только тогда, когда очевидны трудности в обучении (т. е. не ранее 5-6-летнего возраста). 
 
Согласно DSM-IV, диагноз дефицита внимания может быть установлен при наличии, по крайней мере, 6 из описанных ниже симптомов. Ребенок имеет дефицит внимания, если он: 
 
- не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе; 
 
- с трудом поддерживает внимание в работе и игре; 
 
- не слушает то, что ему говорят; 
 
- не в состоянии следовать инструкциям; 
 
- не может организовать игру или деятельность; 
 
- имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания; 
 
- часто теряет вещи; 
 
- часто и легко отвлекается; 
 
- бывает забывчив. 
 
Для диагностики гиперактивности необходимо наличие по крайней мере пяти из перечисленных ниже симптомов. Ребенок гиперактивен, если он: 
 
- совершает суетливые движения руками и ногами; 
 
- часто вскакивает со своего места; 
 
- гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема; 
 
- не может играть в «тихи» игры; 
 
- всегда находится в движении; 
 
- очень много говорит. 
 
Ребенок импульсивен (т.е. не способен остановиться и подумать, прежде чем заговорить или совершить действие), если он: 
 
- отвечает на вопрос, не выслушав его; 
 
- не может дождаться своей очереди; 
 
- вмешивается в разговоры и игры других. 
 
Дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания гиперактивности необходимо проводить со специфическими нарушениями обучения (дискалькулия, дислексия и др.), астеническими синдромами на фоне интеркуррентных заболеваний, заболеваниями щитовидной железы, олигофренией легкой степени и шизофренией.  
 
А также, группой неврологических и медицинских расстройств: различные генетические синдромы, которые обычно сочетаются с нарушениями развития. Сюда относится также эпилепсия, например, малые припадки, которая включает различные формы «отключения», тяжелые и хронические физические заболевания, нарушения зрения и слуха, сна, которые могут приводить к нарушениям внимания. 
 
Дифференциальный диагноз нередко бывает, затруднителен, так как синдром дефицита внимания может сочетаться с рядом других заболеваний и состояний, наиболее часто - с психиатрической патологией (депрессиями, паническими атаками, навязчивыми мыслями и т.д.)

Информация о работе Общая характеристика нарушений внимания у детей