Общая характеристика переходного периода от дошкольного к младшему школьному возрасту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2015 в 13:46, контрольная работа

Описание работы

Поступление в школу и первые месяцы обучения вызывают у младшего школьника всего образа жизни и деятельности. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются совсем) с режимом работы и учебной программой.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Возрастные особенности перехода от дошкольного возраста к младшему школьному…………………………………………………………………………………………………….…4
Кризис семи лет……………………………………………………………………………………………….6
Проблема готовности ребенка к школьному обучению………………………….…….8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

контрольная психология.docx

— 36.79 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине:  “Возрастная и педагогическая психология”

на тему: “Общая характеристика переходного периода от дошкольного к младшему школьному возрасту”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

  1. Возрастные особенности перехода от дошкольного возраста к младшему школьному…………………………………………………………………………………………………….…4
  2. Кризис семи лет……………………………………………………………………………………………….6
  3. Проблема готовности ребенка к школьному обучению………………………….…….8

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Поступление ребенка в школу совпадает с проявлением у него кризиса, получившего название «кризис семи лет». Кризис семи лет - это условное название. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в шесть или семь лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Как всякий кризис, кризис семи лет не жестко связан с объективным изменением ситуации. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, - будь то стабильные отношения или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений - значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

Поступление в школу и первые месяцы обучения вызывают у младшего школьника всего образа жизни и деятельности. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются совсем) с режимом работы и учебной программой.

На сегодняшний день увеличилось количество детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных трудностей нарушений и своевременной её коррекции на сегодняшний день является весьма актуальной.

Недостаточное исследование мира детских эмоций в младшем школьном возрасте не позволяет эффективно определить её влияние на дальнейшее развитие личности ребёнка и результаты его деятельности. На наш взгляд, исследования в данном направлении могут решить ряд проблем младшего школьного возраста, в том числе развития личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя ребёнком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология.

 

 

 

 

 

1.Возрастные особенности перехода от дошкольного возраста к младшему школьному.

 

В старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека.  Организм ребенка свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки. Формируется физиологическая готовность ребенка к обучению в школе. С одной стороны, по своим функциональным характеристикам организм ребенка готов к систематическому школьному обучению, в то же время он очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению. Необходимо учитывать, что все дети развиваются по-разному. Фактический возраст не всегда соответствует биологическому. В шестилетнем возрасте почти половина мальчиков и треть девочек не достигают необходимого для школьного обучения уровня развития.

В этом возрасте отмечается существенное развитие скелета, мускулатуры, суставно-связочного аппарата. Процесс окостенения еще не завершен, а в некоторых отделах только начинается. В том числе не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, и это важно учитывать в работе с детьми. Неправильная посадка, длительная работа за столом, продолжительные графические упражнения – все это может привести к нарушениям осанки, искривлению позвоночника, деформации кисти пишущей руки.

Старший дошкольный возраст играет роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности. Зарождаются новые социальные потребности: потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела. У старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим.

На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется устойчивая самооценка и соответствующие ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний). В этом возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Ребенок начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т.д.

Старший дошкольный возраст – это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. При переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Проявляется негативная симптоматика, свойственная всем переходным периодам: негативизм, упрямство, строптивость и т.д. Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения; паясничанье, вертлявость, клоунада, которые вызывают не улыбку, а осуждение.

Старший дошкольный возраст – период активного развития и становления познавательной деятельности. Старший дошкольник стремится узнать как устроены предметы, для чего они предназначены. Задает много вопросов о том, как устроен человек, о работе различных механизмов, о явлениях природы, о строении вселенной и т.д. К концу дошкольного возраста дети отдают явное предпочтение интеллектуальным занятиям перед практическими.

В этот период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Ребенок 6-7 лет может использовать усвоенный способ действия в новых условиях, сравнить полученный результат с образцом. Для маленького ребенка важно «что» он делает, а для старшего дошкольника – «как» это надо делать, каким способом.

Эти изменения в детском сознании приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника. У него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.

Переход на более высокую ступень развития возможен только тогда, когда на предыдущей стадии сформированы необходимые для этого предпосылки. Подготовка ребенка к школьному периоду развития – одна из важнейших задач дошкольного обучения и воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Кризис семи лет

 

Личностное развитие и появление самосознания в дошкольном возрасте становятся причинами кризиса семи лет. Основные признаки этого кризиса:

 

1) потеря непосредственности. В  момент возникновения желания  и осуществления действия возникает  переживание, смысл которого состоит  в том, какое значение это действие  будет иметь для ребенка;

 

2) манерничание. У ребенка появляются тайны, он начинает что-либо скрывать от взрослых, строить из себя умного, строгого и т. д.;

 

3) симптом «горькой конфеты». Когда  ребенку, плохо он старается этого  не показывать.

 

Появление данных признаков ведет к трудностям в общении со взрослыми, ребенок замыкается, становится неуправляемым.

 

В основе этих проблем лежат переживания, с их появлением связано возникновение внутренней жизни ребенка. Становление внутренней жизни, жизни переживаний – очень важный момент, так как теперь ориентация поведения будет преломляться через личные переживания ребенка. Внутренняя жизнь непосредственно не накладывается на внешнюю, но оказывает на нее влияние.

 

Кризис семи лет влечет за собой переход к новой социальной ситуации, которая требует нового содержания отношений. Ребенку необходимо вступить в отношения с людьми, осуществляющими новую для него, обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. Прежние социальные отношения (детский сад и др.) уже исчерпали себя, поэтому он стремится скорее пойти в школу и вступить в новые социальные отношения. Но, несмотря на желание идти в школу, не все дети готовы к обучению. Это показали наблюдения за первыми днями пребывания ребенка в стенах данного учреждения.

 

Д.Б. Эльконин, проработавший несколько лет в школе, заметил, что когда первоклассников на первых уроках просили нарисовать четыре кружочка и три из них раскрасить желтым, а один – синим, то они закрашивали их разными цветами и объясняли это тем, что так красиво. Данный факт говорит о том, что правила еще не стали правилами поведения для ребенка.

 

Еще один пример: на первых уроках первоклассникам не задают домашнего задания, а они спрашивают: «А уроки?» Это свидетельствует о том, что получение домашнего задания ставит их в определенные отношения с окружающим миром, а так как дети в этом возрасте стремятся к взрослым отношениям, возникает такой вопрос.

 

Во время перемены первоклассники стараются подойти к учителю, дотронуться до него или обнять его. Это остатки прежних отношений, прежних форм общения, свойственных дошкольному возрасту.

 

Симптом потери непосредственности разграничивает дошкольное детство и младший школьный возраст. По мнению Л.С. Выготского, между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент: ориентировка в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности. Иными словами, ребенок задумывается о смысле деятельности, о получении удовлетворения или неудовлетворения от того, какое место он займет в отношениях со взрослыми, т. е. возникает эмоционально-смысловая ориентация основы поступка. Д.Б. Эльконин говорил, что там и тогда, где и когда появляется ориентация на смысл поступка, там и тогда ребенок переходит в новый возраст.

 

От того, когда ребенок пойдет в школу, насколько он готов к обучению, будет зависеть течение кризиса. Если ребенок придет в школу поздно (7,3–8 лет), то ему придется пройти через следующие фазы.

 

1. Докритическая фаза. Игра уже  не интересует ребенка так, как  раньше, она отходит на второй  план. Он старается внести изменения  в игру, возникает стремление  к продуктивной, значимой, оцениваемой  взрослыми деятельности. У ребенка  начинает появляться субъективное  желание стать взрослым. Критическая  фаза. Так как ребенок субъективно  и объективно готов к обучению  в школе, а формальный переход  запаздывает, то у него возникает  неудовлетворенность своим положением, он начинает испытывать эмоционально-личностный  дискомфорт, в поведении появляется  негативная симптоматика, направленная  в первую очередь на родителей.

 

2. Посткритическая фаза. Когда ребенок приходит в школу, его эмоциональное состояние стабилизируется и восстанавливается внутренний комфорт.

 

У детей, пришедших в школу рано (6–6,3 года), отмечаются следующие фазы.

 

1. Ребенка на данном этапе  больше занимает не учеба, а  игра, пока она остается его  ведущей деятельностью. Поэтому  у него могут быть лишь субъективные  предпосылки для учения в школе, а объективные еще не сформированы.

 

2. Так как у ребенка еще не сформировались предпосылки для перехода от игровой деятельности к учебной, он продолжает играть и на уроке, и дома, что приводит к возникновению проблем в учебе и поведении. Ребенок испытывает неудовлетворенность своим общественным положением, переживает эмоционально-личностный дискомфорт. Негативная симптоматика, появляющаяся в поведении, направлена против родителей и учителей.

 

3. Ребенку приходится параллельно, на равных условиях, осваивать  учебную программу и желательную  игровую деятельность. Если ему  удается это сделать, то эмоционально-личностный  комфорт восстанавливается и  негативная симптоматика сглаживается. В противном случае негативные  процессы, характерные для второй  фазы, будут усиливаться.

 

Отставание в учебе у детей, рано пришедших в школу, может наблюдаться не только в первом классе, но и в последующих классах и привести к общей неуспеваемости ребенка в школе.

 

 

 

               3.Проблема готовности ребенка к школьному обучению.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способности к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки.  Физиологическая готовность ребенка к школе определяется медиками и заносится в медицинскую карту. Личностная готовность характеризует ориентировку ребенка в окружающем мире, запас его знаний, отношение к школе, самостоятельность ребенка, его активность и инициативу, развитие потребности в общении, умение установить контакт со сверстниками и взрослыми. Интеллектуальная готовность детей к школе включает в себя состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), состояние развития образных представлений и ряда психических процессов (восприятие, внимание, наблюдательность, память, воображение), умственное и речевое развитие.

Информация о работе Общая характеристика переходного периода от дошкольного к младшему школьному возрасту