Общая характеристика переходного периода от дошкольного к младшему школьному возрасту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2015 в 13:46, контрольная работа

Описание работы

Поступление в школу и первые месяцы обучения вызывают у младшего школьника всего образа жизни и деятельности. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются совсем) с режимом работы и учебной программой.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Возрастные особенности перехода от дошкольного возраста к младшему школьному…………………………………………………………………………………………………….…4
Кризис семи лет……………………………………………………………………………………………….6
Проблема готовности ребенка к школьному обучению………………………….…….8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

контрольная психология.docx

— 36.79 Кб (Скачать файл)

Проблема готовности к школе включает педагогический и психологический аспекты. Педагогическая готовность к школе определяется уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе. Это навыки прямого и обратного счета, выполнение элементарных математических операций, узнавание печатных букв или чтение, копирование букв, пересказ содержания текстов и т.д.

Психологическая готовность к школе – это сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми и сверстниками и др.

Однозначного мнения о слагающих компонентах готовности ребенка к школе пока нет.

Современная школа требует от поступающего в первый класс ребенка наличия определенного уровня развития произвольности поведения, ориентировки в окружающем, мышления и речи, мелких движений кистей руки; сформированного желания идти в школу, достаточного уровня развития предпосылок учебной деятельности.

С поступлением в школу ребенок приступает к систематическому изучению наук. Это требует определенного уровня познавательного развития. Для этого ребенку необходимо осуществлять основные мыслительные операции (уметь сравнивать, обобщать, классифицировать объекты, выделять их существенные признаки).

Интеллектуальная готовность предполагает также наличие умственной активности ребенка, достаточно широкие познавательные интересы, стремление узнавать что-то новое.

Как показывает практика, относительно высокого уровня развития одной из сторон готовности к обучению оказывается достаточно для того, чтобы обеспечить удовлетворительную успешность ребенка в школе по крайней мере на первых этапах обучения.

Данные психолого-педагогической диагностики не могут, конечно, лежать в основе далеко идущих прогнозов, раз и навсегда решать вопрос о языковых, математических и общих способностях ребенка. Специально продуманная система обучения может оказать существенное влияние на развитие ребенка.

Вместе с тем, диагностика имеет прогностическое значение, т.к. позволяет сделать близкий прогноз о дальнейшем ходе развития ребенка, и, главное, о тех коррекционно-педагогических средствах, которые необходимо применить для ликвидации пробелов в его развитии.

Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются.  
Показатели готовности ребенка к школе можно ранжировать по уровню их значимости в следующем порядке: социально-коммуникативный, мотивационно-потребностный, произвольной регуляции собственной деятельности, интеллектуальный, речевой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Младший школьный период - это "этап интенсивного социального развития психики, её основных подструктур, выраженного как в процессе социализации индивидных образований, так и в новообразовании в личностной сфере и в формировании субъекта деятельности". На данном периоде у учащихся начальных классов основными новообразованиями являются личностная и интеллектуальные рефлексии, становление внутренней речи, самоконтроль, произвольность и осознанность познавательных процессов и поведения.

Младший школьник приступает к усвоению человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Также младший школьный период характеризуется дальнейшим совершенствованием высшей нервной деятельности, костно-мышечного аппарата, развитием психических функций. Младший школьный период занимает особое место в психологии ещё и потому, что этот "период обучения в школе является качественно новым этапом психологического развития человека. Ведь в это время психическое развитие осуществляется главным образом в процессе учебной деятельности и, следовательно, определяется степенью включённости в него самого школьника" . Учебная деятельность, став ведущей, ставит свой ряд требований к младшему школьнику. Ритм школьной жизни способствует развитию необходимых для успешного обучения навыков и умений. Результат решения этих новых, вставших перед ним задач, имеет большое влияние на дальнейшую жизнь школьника. События, происходящие с младшим школьником в школе, сказываются на его дальнейшем личностном развитии. Этот отрезок жизни обладает высокой значимостью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

 

  1. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
  2. Мухина В.С Детская психология / В.С Мухина М.:Просвещение,1985.-272с.
  3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность/И.Ю. Кулагина-М.:Академия;2000.-624с.
  4. Немов Р.С Психология образования /Р.С. Немов М.: изд. Центр ВЛАДОС,2002.-608с.
  5. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 1974.

 

 

 

 

 


Информация о работе Общая характеристика переходного периода от дошкольного к младшему школьному возрасту