Общая характеристика, процессы, виды и свойства памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 23:28, контрольная работа

Описание работы

Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта называют памятью.
Память лежит в основе любого психического явления. Ощущения и восприятия без включения памяти в акт познания переживались бы человеком как впервые возникшие, что исключило бы возможность познания мира и ориентации в нем. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Нормальное функционирование личности и общества невозможно без памяти. [8, с.22]
Еще в 80-х годах прошлого столетия немецкий психолог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы чистой памяти, независимые от деятельности мышления – это заучивание бессмысленных слогов, в результате он вывел основные кривые заучивания материала.

Файлы: 1 файл

Общая характеристика памяти.docx

— 30.81 Кб (Скачать файл)
    1. Общая характеристика памяти

Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта называют памятью.

Память лежит в основе любого психического явления. Ощущения и восприятия без включения памяти в акт  познания переживались бы человеком  как впервые возникшие, что исключило  бы возможность познания мира и ориентации в нем. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Нормальное функционирование личности и общества невозможно без памяти. [8, с.22]

Еще в 80-х годах прошлого столетия немецкий психолог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы чистой памяти, независимые от деятельности мышления – это заучивание бессмысленных слогов, в результате он вывел основные кривые заучивания материала. Классические исследования Г. Эббингауза сопровождались работами немецкого психиатра Э. Крепелина, применившего эти приемы к анализу того, как проникает запоминание у больных с психическими изменениями, и немецкого психолога Г.Э. Мюллера, чьё фундаментальное исследование посвящено основным законам закрепления и воспроизведение следов памяти у человека.

На первых порах исследовались  в основном процессы памяти у человека, сводясь скорее к изучению специальной  сознательной, мнемической деятельности, чем к широкому анализу естественных механизмов запечатление следов, в одинаковой степени проявляющихся как у человека, так и у животного. С развитием объективного исследования поведения животного, область изучения памяти была существенно расширена. В конце 19-го и в начале 20-го веков появились исследования известного американского психолога Торнайка, который впервые сделал предметом изучения формулирования навыков у животного, как животное обучалось находить свой путь в лабиринте и как оно постепенно закрепляло полученные навыки.

В первом десятилетии 20-го века исследования этих процессов приобрели  новую научную форму. И.П. Павловым был предложен метод изучения условных рефлексов. Были описаны условия, при которых возникают и удерживаются новые условные связи и которые  влияют на это удержание. Учение о  высшей нервной деятельности и ее основных законах стало в дальнейшем основным источником наших знаний о  физиологических механизмах памяти, а выработка и сохранение навыков  и процессов «учения» у животных составляли основное содержание американской науки о поведении. Все эти  исследования ограничивались изучением  наиболее элементарных процессов памяти.

Исследования сложных  форм памяти, связанных с процессами мышления, были проведены отечественными исследователями А.А.Смирновым и  П.И.Зинченко. Они изучали процессы непроизвольного (непреднамеренного) запоминания и процессы сознательного, осмысленного заучивания. А.А.Смирнов  и П.И.Зинченко выделили основные приемы запоминания сложного материала  и установили зависимость запоминания  от поставленной задачи.

Долгое время физиологические механизмы, лежащие в основе процессов памяти, оставались неизученными. И лишь за последние 30 лет положение дел существенно изменилось. Появились исследования, которые показывали, что запечатление, сохранение и воспроизведение следов связаны с биохимическими изменениями структуры РНК, и что следы памяти можно переносить гуморальным, биохимическим путем. Начались исследования нервных процессов «реверберации возбуждения», которые стали рассматриваться как физиологический субстрат памяти. Наконец, появились исследования, пытающиеся выделить области мозга, необходимые для сохранения следов, а также исследования неврологических механизмов запоминания и забывания.

Все это сделало раздел психофизиологии памяти одним из наиболее исследованных в психологической науке. В настоящее время существуют разные подходы к изучению процессов памяти — на психологическом, физиологическом, нейронном, а также на биохимическом уровне. Есть и другие теории, существующие пока на уровне гипотез. Однако ясно, что память — это сложный психический процесс, включающий работу множества механизмов. [9, с.92]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Процессы памяти

Память включает ряд процессов: прежде всего это запечатление (запоминание) и последующее узнавание или  воспроизведение.

В ходе своей жизни и  деятельности, разрешая встающие перед  нами практические задачи и более  или менее глубоко переживая  происходящее, человек не ставя перед  собой специально такой цели или  задачи, многое запоминает, многое непроизвольно  у него запечатлевается. Однако потребности  действия не позволяют ограничиться таким непроизвольным запоминанием. По мере усложнения человеческой деятельности и условий, в которых она совершается, приходится, не полагаясь на случайную  удачу непроизвольного запоминания, ставить перед собой специальную  цель или задачу запоминания. Из непроизвольного  процесса, совершающегося первоначально  в составе какой-либо сначала  практической деятельности как её предпосылка  или компонент, сознание становится сознательным, преднамеренным актом. [2, с. 238]

Запоминание – процесс  памяти, в результате которого происходит закрепление нового путём связывания его с приобретённым ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не всё, что воздействует на наши органы чувств. Полно и прочно запоминается то, что вызывает у нас интерес и эмоции. Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление – импринтинг. Такое состояние возникает у человека в моменты высокого эмоционального напряжения.

Запоминание бывает механическим и смысловым. Механическое основывается главным образом на закреплении отдельных связей, ассоциаций. Смысловое связано с процессами мышления: чтобы запомнить новый материал, человеку необходимо его понять, осмыслить. Если основным условием механического запоминания является повторение, то смыслового – понимание. В большинстве случаев память должна опираться и на понимание, и на повторение.

Запоминание, имеющее характер специально организованной работы, называется заучиванием. Оно зависит, во-первых, от вида деятельности; во-вторых, от установки (запомнить надолго или на короткий срок). Очень важно активное отношение  к процессу заучивания. Для запоминания  полезнее два раза прочитать текст, полностью сосредоточившись, чем  десять раз перечитывать его невнимательно. Поэтому попытки заучить что-то в состоянии сильного утомления, сонливости обречены на неудачу. [1, с. 76]

Сохранение – наименее изученный на сегодня процесс  памяти. Всё, что мы помним, мы помним и днём, и ночью, и в любом  состоянии. Процесс сохранения идёт непрерывно, мы его не осознаём и  почти не умеем регулировать и  оценивать. Сейчас известно, что активная переработка информации в памяти идёт во время сна. От её итогов в  значительной степени зависит, легко  ли нам будет вспомнить на следующий  день то или иное из прошедшего дня.

Существует гипотеза, что  в памяти человека хранится всё, но в обычном состоянии он не может  воспроизвести всю имеющуюся  информацию (опыты с гипнозом). Факт остаётся фактом – мы помним гораздо  больше, чем можем воспроизвести. [3, c. 134]

Воспроизведение – процесс  памяти, в результате которого в  сознании появляются образы и представления  о ранее воспринятом. В результате воспроизведения информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную. Процесс воспроизведения имеет несколько разновидностей: узнавание, собственно воспроизведение (непроизвольное и произвольное) и припоминание.

Узнавание – это воспроизведение  объекта в условиях его повторного восприятия. Оно бывает разной степени  определённости, чёткости и полноты.

Собственно воспроизведение  отличается от узнавания тем, что  осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится. Обычно воспроизведение вызывается деятельностью, которую человек осуществляет в данный момент, хотя эта деятельность и не направлена на воспроизведение. Толчком к непроизвольному воспроизведению может служить восприятие предметов, представления, мысли, вызванные в свою очередь определёнными внешними воздействиями. В этих случаях оно является непроизвольным.

Произвольное воспроизведение  вызывается задачей, которую ставит перед собой человек. В тех  случаях, когда материал закреплён  прочно, воспроизведение осуществляется легко. Но иногда не удаётся в нужный момент вспомнить то, что необходимо. Тогда человеку приходится делать активные поиски, преодолевая при этом определённые трудности. Такое воспроизведение  называется припоминанием.

Успешность припоминания во многом зависит от того, в каких  условиях и как оно осуществляется, например от того, насколько точно  и чётко осознаётся содержание задачи; от используемых приёмов припоминания – намеренное вызывание образов  или ассоциаций, составление плана  припоминаемого материала. [3, с. 135]

Забывание – процесс, необходимый  для эффективной работы памяти. Он помогает человеку избавиться от бесчисленных конкретных деталей и облегчает  возможность обобщения. Люди вспоминают хорошее и забывают плохое в своей  жизни. Благодаря забыванию человек  расчищает место для новых  впечатлений, даёт памяти возможность  служить мышлению.

На забывание оказывают  влияние следующие факторы: возраст, характер, интерференция (ухудшающееся сохранение запоминаемого материала  в результате наложения другого  материала), подавление (по З. Фрейду, торможение следов памяти на уровне сознания и  вытеснение их в область бессознательного).

С временным забыванием связано  явление реминисценции. Оно проявляется  в том, что отсроченное воспроизведение  оказывается более полным по сравнению  с тем, которое осуществляется сразу  после запоминания. Реминисценция  чаще всего наблюдается при запоминании  большого по объёму материала. Поэтому студентам целесообразно готовиться к экзамену не накануне, а заранее распределять заучивание во времени.

Но забывание, конечно, не всегда положительное явление, оно  может быть следствием расстройства памяти:

    • старческого, когда пожилой человек помнит раннее детство и не помнит ближайшие события;
    • сотрясения мозга, при котором нередко наблюдаются те же явления, что и в старческом возрасте;
    • раздвоение личности, когда человек представляет себя другой личностью, забывая всё о себе. [1, с. 77]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды и свойства памяти

Существует несколько  оснований для классификации  видов человеческой памяти. Одно из них – деление памяти по времени  сохранения материала, другое – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала  анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах  памяти. [4, с.219]

Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П. П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая) не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.

Рассмотрим характеристики этих четырех видов памяти.

Двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д.

Эмоциональная память — это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей.

Особенностью данного  вида памяти является то, что мысли  не существуют без языка, поэтому  память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

Развитие обоих видов  словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу. Заучивание наизусть у детей протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых. В то же время в запоминании смысла взрослые, наоборот, имеют значительные преимущества перед детьми. Это объясняется тем, что при запоминании смысла прежде всего запоминается то, что является наиболее существенным, наиболее значимым. В этом случае очевидно, что выделение существенного в материале зависит от понимания материала, поэтому взрослые легче, чем дети, запоминают смысл. И наоборот, дети легко могут запомнить детали, но гораздо хуже запоминают смысл. [5, с.256]

Информация о работе Общая характеристика, процессы, виды и свойства памяти