Общая характеристика, процессы, виды и свойства памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 23:28, контрольная работа

Описание работы

Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта называют памятью.
Память лежит в основе любого психического явления. Ощущения и восприятия без включения памяти в акт познания переживались бы человеком как впервые возникшие, что исключило бы возможность познания мира и ориентации в нем. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Нормальное функционирование личности и общества невозможно без памяти. [8, с.22]
Еще в 80-х годах прошлого столетия немецкий психолог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы чистой памяти, независимые от деятельности мышления – это заучивание бессмысленных слогов, в результате он вывел основные кривые заучивания материала.

Файлы: 1 файл

Общая характеристика памяти.docx

— 30.81 Кб (Скачать файл)

    Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма. [4, с.222]

Существует, однако, и такое  деление памяти на виды, которое  прямо связано с особенностями  самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ставится специальная мнемическая задача. Во втором случае такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия. [5, с.260]

По продолжительности  закрепления и сохранения материала  выделяют следующие виды памяти: мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую.

Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это — память-образ.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.

Генетическую  память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека — единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание. [4, с.220]

По степени осмысления запоминаемого материала выделяют два вида памяти: механическую и  смысловую (логическую).

Механическая  память – это память как функция только повторения, без установления ассоциативных и смысловых связей.

Смысловая память – вид памяти, опирающийся на установление и запоминание смысловых связей понятий. Продуктивность смысловой памяти примерно в 25 раз выше, чем механической.

Чёткое разграничение  этих двух видов памяти представляет собой сложную задачу. Намеренное запоминание любого материала требует  какого-либо понимания, какой-либо работы мысли.  В то же время и логическое запоминание какой-либо теоремы  или текста предполагает использование  повторения. [6, с.122]

Память обладает множеством свойств, опишем некоторые из них:

    • быстрота запоминания;
    • прочность сохранения;
    • точность (отсутствие искажений, пропусков существенного);
    • готовность (умение быстро извлекать из запасов памяти то, что необходимо в данный момент).

Одни хорошо запоминают лица, но плохо помнят математический материал; у других хорошая музыкальная  память, но плохая в отношении литературных текстов и т.д. У школьников и  студентов некачественное запоминание  материала часто зависит не от плохой памяти, а от отсутствия интереса к данному предмету. [1, с.76]

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Общая характеристика, процессы, виды и свойства памяти