Общая характеристика психической деятельности животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 09:15, курсовая работа

Описание работы

Цель. Изучить психическую деятельность животных.
Задачи.
1. Изучить литературу по данному вопросу;
2. Рассмотреть характеристику психической деятельности животных;

Содержание работы

1.Вопрос 1. Введение………………………………………...…………………...3
2.Основная часть………………………………………………………………….4
3.Вывод………………………………………………………………………….....9
4. Вопрос 2. Введение…………………………………….……………………..10
5.Основная часть…………………………………………………………………11
6.Вывод…………………………………………………………………………...17
7.Список литературы……………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

Экзаменац. билет №13. зоопсихологияMicrosoft Office Word.docx

— 42.14 Кб (Скачать файл)

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ                 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                                                      БАЙКАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ПСИХОЛОГИЯ»

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Зоопсихология и сравнительная психология»

Билет № 13

Вопрос 1: «Общая характеристика психической деятельности животных»

Вопрос 2: «Формирование общения и познавательной деятельности в играх животных»

 

Выполнила: студент заочной  формы обучения

( ______,__________)

Логин__________

Проверил __________________________________

Оценка_______________ Подпись______________

 

 

 

 

 

2013

 

 

Содержание

1.Вопрос 1. Введение………………………………………...…………………...3

2.Основная часть………………………………………………………………….4

3.Вывод………………………………………………………………………….....9

4. Вопрос 2. Введение…………………………………….……………………..10

5.Основная часть…………………………………………………………………11

6.Вывод…………………………………………………………………………...17

7.Список литературы……………………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Общая характеристика психической деятельности животных

Актуальность. Основные этапы  развития психики и их характеристика» - одна из важных и актуальных тем  на сегодняшний день. При изучении любой формы психической деятельности, прежде всего, встает вопрос о врожденном и индивидуально приобретаемом, об элементах инстинкта и научения в поведении животного.

В проблеме инстинкта и  научения большое место занимает вопрос о пластичности инстинктивного поведения. Этот вопрос является весьма важным для уяснения не только эволюции инстинктивного поведения, но и вообще всех вопросов, касающихся психической  деятельности животных.

Развитие психики  определяется необходимостью приспособления животных к среде и что психическое  отражение является функцией соответствующих  органов, формирующихся у них  в ходе этого приспособления. Нужно  при этом особенно подчеркнуть, что  психическое отражение отнюдь не представляет собой только «чисто субъективного», побочного явления, не имеющего реального  значения в жизни животных, в их борьбе за существование. Напротив... психика  возникает и развивается у  животных именно потому, что иначе  они не могли бы ориентироваться  в среде.

Цель. Изучить психическую  деятельность животных.

Задачи.

1. Изучить литературу по данному вопросу;

2. Рассмотреть характеристику психической деятельности животных;

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Инстинктивное поведение и научение не существуют в реальном поведении сами по себе, а только совместно, переплетаясь друг с другом в единый поведенческий акт. Однако это не означает, что инстинктивное поведение или научение представляет собой лишь условности, искусственно созданные для научного анализа. Условным является здесь лишь их разделение, сами же эти компоненты действительно существуют и функционируют как четко различимые процессы жизнедеятельности со своими специфическими качественными особенностями.

Долгое время считали, что инстинктивные действия определяются внутренними, притом загадочными, причинами, в то время как индивидуальное научение зависит от внешних стимулов. В таком виде представления об исключительном или хотя бы преобладающем  значении внутренних или внешних  факторов встречаются уже у античных мыслителей.

При этом мистический, телеологический  подход основывался на постулате  изначальной целесообразности чисто  внутренних, передаваемых от поколения  к поколению факторов. Механистический  же подход, получивший особое развитие со времен Декарта, признавал лишь внешние  факторы движущими силами поведения. В ряде случаев и тот и другой взгляд непримиримо отстаивались вплоть до нашего века.

Что же мы сегодня знаем  о мотивации, о движущих силах  инстинктивного поведения, а тем  самым о поведении вообще? Обратимся  сначала к тем внутренним факторам, которые дают первый толчок к любому поведенческому акту, не вдаваясь при  этом в детали тех весьма сложных  физиологических процессов, которые  удалось в этой связи изучить  за последние десятилетия.

Внутренняя среда животного  организма непрерывно обновляется, но, несмотря на непрекращающиеся процессы ассимиляции и диссимиляции, эта  среда остается по своим физиологическим  показателям постоянной.

Стабильность внутренней среды - совершенно необходимое условие для жизнедеятельности организма. Только при этом условии могут, осуществляется

необходимые биохимические  и физиологические процессы. Любые, даже незначительные, отклонения от нормы  воспринимаются системой интерорецепторов и приводят в действие физиологические  механизмы саморегуляции, в результате чего эти нарушения устраняются.

Итак, постоянство внутренней среды основано на самовосстанавливающейся  уравновешенности внутренних процессов  организма. Важная особенность этих процессов состоит в том, что  они протекают в форме ритмов, которые также строятся на системах саморегулирования.

Первопричиной и основой мотивации поведения являются более или менее значительные и длительные отклонения от нормального уровня физиологических функций, нарушения внутренних ритмов, обеспечивающих жизнедеятельность организма. Эти сдвиги выражаются в появлении потребностей, на удовлетворение которых и направлено поведение.

Первостепенное значение имеют для внутренней мотивации  поведения ритмические процессы, происходящие в центральной нервной  системе. Собственная ритмика ее стволовой части у позвоночных  и брюшных нервных структур у  беспозвоночных обеспечивает, прежде всего, ориентацию поведения во времени.

Сейчас хорошо известны автономные, самовозбуждающиеся колебательные  процессы («внутренние», или «биологические, часы»), которые регулируют общую  ритмику жизнедеятельности организма. В отношении поведения это  означает, что периодические колебания  внешней активности животных, начало, и окончание ритмично повторяющихся действий определяются ритмом «внутренних часов», синхронизированных с космическим временем.

Существенные поправки или  изменения вносятся в поведенческие  ритмы многообразными биологически важными факторами среды, но общая  «канва» инстинктивного поведения  определяется самовозбуждающимися  колебательными процессами с периодом, равным приблизительно суткам (околосуточный, «циркадный» ритм).

Когда говорят об автономности внутренних факторов поведения, об их независимости от внешней среды, то необходимо помнить, что эта независимость  является лишь относительной. Уже из приведенных опытов Хольста видно, что эндогенная активность не существует ни «сама по себе», ни «сама для себя»: значение этих спонтанных процессов в центральной нервной системе состоит в прениспозиции к возникновению жизненно важных ситуаций («в случае чего - все готово»). В результате животное способно по первому же сигналу незамедлительно и с максимальной пользой для себя реагировать на изменение в окружающей среде.

Эта готовность обеспечивается тем, что соответствующие эндогенные системы периодически активируются как собственной ритмикой, так  и внешними воздействиями (например, изменением продолжительности светового  дня, повышением или уменьшением  температуры и т. д.).

Однако инстинктивные  движения, по этологической концепции, заблокированы специальной системой «врожденных пусковых механизмов». Последние представляют собой совокупность нейросенсорных систем, обеспечивающих приуроченность поведенческих актов  к биологически адекватным условиям среды (к «пусковой ситуации»).

Как только животное оказывается  в такой ситуации, соответствующий  врожденный пусковой механизм обеспечивает распознавание, оценку и интеграцию специфических для данной инстинктивной  реакции раздражителей, после чего наступает растормаживание, снятие «блокировки». Очевидно, одновременно происходит активация соответствующих  нервных центров и снижение порогов  их раздражимости.

Характерной особенностью для  врожденных пусковых механизмов является избирательность реагирования на внешние  стимулы: они отзываются только на совершенно определенные комбинации раздражителей, которые только и могут вызвать  биологически целесообразную реакцию. Иными словами, в сенсорной сфере  существует некая «фильтрующая»  функция, выражающаяся в специфической преадаптационной «готовности» воспринимать такие раздражители.

Итак, благодаря врожденным пусковым механизмам внутренняя мотивация  поведения получает «выход наружу», т. е. создается возможность без  индивидуального опыта в биологически значимых ситуациях реагировать  так, чтобы это способствовало сохранению особи и вида.

Под врожденным пусковым механизмом следует понимать совокупность нейросенсорных систем, обеспечивающих адекватность поведенческих актов по отношению к «пусковой ситуации»: настройку анализаторов на восприятие специфических раздражителей и распознавание последних, интеграцию соответствующих раздражений и растормаживание (или активацию) нервных центров, связанных с данным поведенческим актом.

Внешние раздражители, составляющие в своей совокупности пусковую ситуацию, получили название «ключевых раздражителей», поскольку они подходят к своим  врожденным пусковым механизмам, как  ключ к замку. Ключевые раздражители являются такими признаками компонентов  среды, на которые животные реагируют  независимо от индивидуального опыта  врожденными, видотипичными формами  поведения, точнее, определенными инстинктивными движениями. В описанном поведении  курицы это будут определенные общие  признаки, свойственные всем ее наземным врагам.

Кроме собственно растормаживающих ключевых раздражителей (их называют также «пусковыми раздражителями») различают также настраивающие ключевые раздражители, предварительно понижающие порог раздражимости нервных центров, причастных к данным действиям животного, а также направляющие ключевые раздражители, о которых пойдет речь при обсуждении таксисов. Общим свойством всех ключевых раздражителей является то, что это специфические элементарные признаки жизненно важных компонентов среды.

Ключевыми раздражителями являются простые физические или химические признаки («просто» форма, размер, подвижность, цвет, запах и т. д.), или их пространственные отношения (взаиморасположение деталей, относительная величина и т. д.), или же векторы. Носителями этих признаков могут быть как другие животные, так и растения и объекты неживой природы. В последнем случае ключевые раздражители выполняют преимущественно направляющую функцию.

Инициативное, избирательное  отношение животного к среде  проявляется, прежде всего, в активном поиске необходимых пусковых ситуаций и в избрании наиболее эффективных возможностей для выполнения поведенческих актов. Необходимо подчеркнуть, что речь идет о поиске именно раздражений, исходящих от биологически значимых объектов, а не самих этих объектов. Мы теперь уже знаем, что это ключевые раздражители с направляющей или пусковой функцией.

Поисковое поведение является пластичной фазой инстинктивного поведения. Она характеризуется ярко выраженной ориентировочно-исследовательской  деятельностью животных и переплетением  врожденных и приобретенных, основанных на индивидуальном опыте компонентов  поведения. Именно к поисковому поведению  относится все, что связано с  пластичностью инстинктов, в частности  с модификациями инстинктивного поведения.

Все животные периодически вступают во внутривидовые контакты друг с другом. Прежде всего, это относится к сфере размножения, где часто наблюдается более или менее тесный контакт между половыми партнерами. Кроме того, представители одного и того же вида часто скапливаются в местах с благоприятными условиями существования (обилие пищи, оптимальные физические параметры среды и пр.). В этих и подобных случаях происходит биологическое взаимодействие между животными организмами, на основе которого в процессе эволюции зародились явления общения.

Все формы общения играют существенную роль в жизни высших беспозвоночных и позвоночных, обеспечивая  согласованность действий особей. Без  коммуникации с помощью различных  химических, оптических, акустических, тактильных и других сигналов у этих животных невозможно даже сближение  и контактирование самцов и самок, а, следовательно, и продолжение  рода. Особое значение приобретает общение особей одного, реже разных видов в условиях их совместной, групповой жизни как основа группового поведения.

Психический компонент инстинктивного поведения, точнее, психическое отражение  при инстинктивных действиях  животных необходимо изучать на завершающей  фазе поведенческого акта и в какой-то степени на непосредственно примыкающем  к ней последнем этапе поисковой  фазы, поскольку здесь элементы научения играют наименьшую роль.

Вывод

Во всех этих вариантах остается в силе основная закономерность: каждое действие животного начинается с внутреннего стимула, который в виде потребности активирует животное, кладет начало его поиску раздражителей. Это начало, как и общее направление этого поиска, всегда генетически фиксировано, равно как и конец - заключительные движения животного в завершающей фазе как пройти этот путь от начала до конца между этими «жестко запрограммированными» основными элементами поведения - зависит от лабильных компонентов поведения животного, от его умения быстро и правильно ориентироваться во всех конкретных ситуациях, в которые оно попадает. Как мы видели, особое значение это имеет в начале пути.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Формирование  общения и познавательной деятельности в играх животных

Информация о работе Общая характеристика психической деятельности животных