Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 09:15, курсовая работа
Цель. Изучить психическую деятельность животных.
Задачи.
1. Изучить литературу по данному вопросу;
2. Рассмотреть характеристику психической деятельности животных;
1.Вопрос 1. Введение………………………………………...…………………...3
2.Основная часть………………………………………………………………….4
3.Вывод………………………………………………………………………….....9
4. Вопрос 2. Введение…………………………………….……………………..10
5.Основная часть…………………………………………………………………11
6.Вывод…………………………………………………………………………...17
7.Список литературы……………………………………………………………18
Актуальность. Игры животных давно привлекают внимание исследователей, но, тем не менее, они до сих пор еще плохо изучены.
Значение игровой активности в формировании моторных компонентов поведения определяется глубокими качественными преобразованиями в двигательной сфере с проявлениями расширения и интенсификации функции, отчасти субституции (переход некоторых дополнительных функций от ротового аппарата к конечностям или наоборот), а иногда и смены функции. Все это происходит в результате упражнения и совершенствования немногих изначальных моторных элементов, причем количественные изменения последних приводят к появлению качественно новых форм манипулирования.
Цель. Рассмотреть влияние игр на общение и познавательную деятельность животных.
Задачи:
1. Изучить литературу по данному вопросу;
2.Расмотреть особенности поведения животных в процессе игр;
3.Расмотреть познавательную деятельность животных.
Основная часть
Полноценная теория игр животных должна включить в себя синтез положительных моментов концепции обоих этих направлений. Тем не менее, до настоящего времени одни исследователи решительно отрицают функциональное значение игр молодых животных для формирования взрослого поведения, другие, наоборот, видят в последнем все значение игр. При этом отрицательная оценка зачастую сопровождается ссылкой на возможность созревания взрослого поведения без упражнения в ювенильном возрасте.
Многообразие толкований игр молодых животных обусловлено в большой степени тем, что игровая активность животных представляет собой сложный комплекс весьма разнообразных поведенческих актов, в своей совокупности составляющих содержание поведения молодого животного на этапе онтогенеза, непосредственно предшествующем половой зрелости.
Поэтому Фабри предложил концепцию, согласно которой игра является по своей сущности развивающейся деятельностью, охватывающей большинство функциональных сфер. При таком понимании игры как развивающейся деятельности достигается синтетический подход к проблеме игровой активности животных, объединяющий все отмеченные выше моменты, и вместе с тем становится очевидным, что игровая активность наполняет основное содержание процесса развития поведения в ювенильном периоде. Игра представляются не какой-то особой категорией поведения, а совокупностью специфически ювенильных проявлений обычных форм поведения. Иными словами, игра является ювенильной (можно сказать, и «преадультной», т.е. «перед взрослым состоянием») фазой развития поведения в онтогенезе.
По этой причине невозможно
согласиться с упомянутыми выше
взглядами на игру как на «пара-активность»,
«мнимую деятельность» или «
Сказанное, разумеется, не означает, что формирование поведения взрослого животного совершается только путем игры или что игра идет на смену другим, более ранним компонентам онтогенеза поведения.
Наоборот, и у высших животных, детеныши которых активно играют, в ювенильном периоде сохраняются и продолжают действовать описанные в предыдущей главе факторы раннего онтогенеза, но в ювенильном периоде они часто сливаются – обычно в трансформированном виде – с игровым поведением. Одновременно, конечно, совершенствуется поведение детенышей и в «неигровых» ситуациях, как это имело место на доигровом этапе онтогенеза.
Важно также подчеркнуть,
что, как будет еще показано, в
ходе игры развиваются и совершенствуются
не целиком взрослые поведенческие
акты, а составляющие их сенсомоторные
компоненты. Вообще же игровая активность,
осуществляясь на врожденной, инстинктивной
основе, сама служит развитию и обогащению
инстинктивных компонентов
Наряду с этим игра выполняет весьма важную познавательную роль, особенно благодаря присущим ей компонентам факультативного научения и исследовательского поведения. Эта функция игры выражается в накоплении обширного индивидуального опыта, причем в ряде случаев этот опыт может накапливаться «впрок», «на всякий случай» и найти применение значительно позже в экстренных жизненных ситуациях.
Признав игру развивающейся деятельностью, необходимо теперь уточнить, что именно и как при этом развивается, что нового привносит игровая активность в поведение животного. Наиболее удобно это сделать при рассмотрении манипуляционных игр, т.е. игр молодых животных с предметами.
Первые действия игрового типа появляются у детенышей животных только после прозрения. У лисенка, например, этот срок наступит на 12-й день после рождения.
Типичными и часто выполняемыми формами игрового обращения с предметами являются также поддевание объекта носом (часто с последующим подбрасыванием), удерживание объекта частично или целиком навесу в зубах (в первом случае объект опирается одним концом на субстрат), придерживание объекта ртом или носом на вытянутых вперед передних конечностях, которые неподвижно лежат на субстрате (объект при этом покоится на них, как на подставке), подгребание объекта передними лапами к себе, прижимание объекта к телу, лежа на спине, с одновременным обкусыванием, подталкиванием и передвиганием по поверхности тела носом или передними конечностями. В других случаях объект прижимается конечностями к субстрату, и одновременно часть объекта оттягивается вверх или в сторону зубами. Часто производятся роющие движения и др.
Как мы видим, в ювенильном периоде онтогенеза происходит существенное обогащение двигательной активности молодого животного . При этом, однако, новые формы манипулирования строятся преимущественно на основе первоначальных, доигровых форм и представляют собой лишь модификацию первичных форм деятельности на большом числе новых, разнокачественных объектов. Другими словами, качественные изменения в поведении детеныша, сопряженные с началом игровой активности, являются результатом развития доигровых форм манипулирования, созревания моторных и сенсорных компонентов этого первичного манипулирования.
Двигательный репертуар взрослого животного, как нам уже известно, формируется путем обрастания и дополнения инстинктивной, врожденной основы поведения видотипичным индивидуальным опытом, т.е. путем облигатного научения. Теперь можно добавить, что у высших животных это облигатное научение совершается в ювенильном периоде, перед половым созреванием, в форме игровой активности. При этом имеется в виду, что, как и в раннем постнатальном периоде, облигатное научение включает в себя также факультативные компоненты или сочетается с таковыми.
Этот процесс, как только
что было показано, знаменуется модификацией
первичных доигровых
Модификация доигровых двигательных элементов происходит по мере того, как предметная деятельность молодого животного распространяется на все новые объекты, в связи с чем растет моторно-сенсорный опыт животного, устанавливаются все более важные связи с биологически значимыми компонентами среды, в том числе с сородичами.
При таком понимании игры
как развивающейся деятельности
становится ясным, почему игровые действия
выполняются «не всерьез». Ведь «серьезные»
действия являются завершением этого
развития. В полной мере выявляется
и биологический эффект игр, в
данном случае манипуляционных, который
выражается в построении, совершенствовании,
«отработке» моторных (и сенсорных)
компонентов поведенческих
Подчеркнем еще раз, что
игры молодых животных – это не
действия, аналогичные таковым взрослых
животных, а сами эти «взрослые
действия» на стадии их формирования
из более примитивных
Групповое поведение у высших животных также формируется в большой степени в процессе игры. Эту роль выполняют совместные игры: под ними следует понимать такие игры, при которых имеют место согласованные действия хотя бы двух партнеров. Совместные игры встречаются только у животных, которым свойственны развитые формы группового поведения.
Конечно, общение формируется не только в ходе совместной игровой активности детенышей. Достаточно указать на то, что ритуализованные формы поведения, эти важнейшие компоненты общения, в полной мере проявляются и у таких животных, которые с момента рождения выращивались в полной изоляции и не имели никакой возможности общаться, а тем более играть с другими животными.
К генетически фиксированным, инстинктивным формам общения относится и взаимное стимулирование (аллеломиметическое поведение). Что же в таком случае формируется в сфере общения у высших животных лишь в результате игровой активности? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо и в данном аспекте проанализировать игровую активность молодых животных как развивающуюся деятельность, учитывая при этом, что и общение является одной из форм деятельности животных.
Совместные игры выполняются преимущественно без предметов. Как и в манипуляционных играх, в них проявляются особенности образа жизни животного. Так, среди грызунов у детенышей морской свинки отсутствует игровая борьба, и их игры ограничиваются совместными прыжками и боданием, которое служит «приглашением» к игре.
Широко распространена игровая борьба у хищных. У куньих преобладают охотничьи игры (помимо общеподвижных), которые нередко переходят в игровую борьбу.
В отличие от рассмотренных до сих пор совместных неманипуляционных игр в совместных манипуляционных играх животные включают в свои совместные действия какие-нибудь предметы в качестве объекта игры, поэтому общение между партнерами носит при таких играх отчасти опосредованный характер.
Такие игры выполняют большую коммуникативную роль, хотя подобные предметы могут одновременно служить и заменой натурального пищевого объекта (у хищных – жертвы).
Принципиальный интерес
представляет то обстоятельство, что
сигналы «заигрывания», «приглашения
к игре», по существу, являются сигналами
подлинного агрессивного нападения, и
только в игровой ситуации они
функционируют как «мирные». Это
показывает, что и в сфере общения
игровое поведение
Аналогичным образом в игровом общении обнаруживаются и явления рекомбинации врожденных сигналов или их элементов, совершенствование их сочетания и применения, т.е. имеют место расширение и интенсификация функции, а также явления субституции функции. В этом нет ничего неожиданного, ибо общение развивается при игровой активности в единстве с моторикой.
Для многих видов животных доказано, что если детенышей лишить возможности совместно играть, то во взрослом состоянии сфера общения окажется заметно ущемленной или даже искаженной.
В ходе игры молодое животное
приобретает разнообразную
Огромную роль играют и появляющиеся в это время индивидуальные игры с предметами, доставляющие молодому животному особенно много разнообразных сведений о потенциально биологически значимых объектах. Именно к этой категории игры относятся в первую очередь и манипуляционные игры с «биологически нейтральными» предметами.
Итак, в ходе онтогенеза все
больше расширяется и усложняется
познавательная деятельность развивающегося
животного, имеет место типичное
расширение функции, а поскольку
исследовательское поведение
Вывод
Игра имеет место лишь тогда, когда не выполняются подлинные инстинктивные действия. Возвращаясь к вопросу о функциональном значении игры, необходимо отметить, что в настоящее время большинство исследователей все же считают, что игра служит подготовкой к взрослой жизни и накоплению соответствующего опыта путем упражнения, причем как в сенсорной, так и в моторной сфере. В последнем случае информация, поступающая реафферентно непосредственно от эффекторных систем, обеспечивает их «налаживание», выработку оптимального «режима действий».
Список литературы
1. Ильин Ю. С., Тишевской И. А. Зоопсихология и сравнительная психология: Учеб. пособие. /Ю.С. Ильин, И.А.Тишевский— Челябинск : Издательство ЮУрГУ, 2000. — 123с.
2. Резникова Ж.И. Интеллект и язык животных и человека. Основы когнитивной этологии./Ж.И. Резникова - М., 2005.
3. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии./К.Э.Фабри - М., 1999.
4. Хрестоматия по зоологии и сравнительной психологии: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений./ М., 1997.
5. Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы./В.В.шульговский- М., 1997.
Информация о работе Общая характеристика психической деятельности животных