Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 20:51, контрольная работа
Во все времена человечество интересовали вопросы о том, что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы.
3. Психология – наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных.
4. Психология – отрасль биологической науки, занимающаяся функционированием нервных процессов мозга.
5. Психология – наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного «Я» (т.е. сознание индивида).
Мне кажется, что более полными являются суждения 2 и 3, другие же суждения неполно отражают сущность психологии. Моё мнение, что психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.
Тема 1.2. Эволюционное введение в психологию
Задания
1.2.1. Из приведенных суждений отберите верные и аргументируйте свой выбор.
1. Развитие психики определяется необходимостью приспособления организма к среде.
Ответ: ВЕРНО. Развитие психики животных происходит в процессе их биологической эволюции и подчинено общим законам этого процесса. Каждая новая ступень психического развития имеет в своей основе переход к новым внешним условиям существования животных и новый шаг в усложнении их физической организации. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде. Развитие жизни приводит к такому изменению физической организации животных, к возникновению у них таких органов – органов чувств, органов действия и нервной системы, функцией которых является отражение окружающей их действительности.
2. Уже у растений можно обнаружить примитивные формы психической организации.
Ответ: НЕ ВЕРНО. У растений отсутствует даже простейшая нервная система. У растений наблюдаются таксисы и тропизмы. Таксисы (от греч. taxis – расположение) – это двигательные реакции свободно передвигающихся микроорганизмов и простейших растений, а также некоторых клеток многоклеточных организмов (зооспор, сперматозоидов, лейкоцитов). Происходят под влиянием одностороннего раздражения,
вызванного действием света (фототаксис), температуры (термотаксис), влаги (гидротаксис), тока жидкости (реотаксис), электрического тока (гальванотаксис), повреждения (травмотаксис), химических (хемотаксис), механических (баротаксис) и др. раздражителей. Тропизмы (от греч. trоpos – поворот, направление) – движения органов растений в ответ на одностороннее действие света, силы тяжести и др. факторов внешней среды в результате более быстрого роста клеток на одной стороне побега, корня или листа. В основе тропизмов лежит явление раздражимости.
3. Каждая новая ступень психического развития животных есть новый шаг в усложнении физической организации.
Ответ: ВЕРНО. Каждая новая ступень психического развития имеет в своей основе переход к новым внешним условиям существования животных и новый шаг в усложнении их физической организации. Развитие жизни приводит к такому изменению физической организации животных, к возникновению у них таких органов – органов чувств, органов действия и нервной системы, функцией которых является отражение окружающей их действительности.
4. Развитие психики животных проходит стадии элементарной сенсорной и перцептивной психики.
Ответ: ВЕРНО. Приспособление к более сложной среде приводит к дифференциации у животных простейшей нервной системы и специальных органов – органов чувствительности. На этой основе и возникает элементарная сенсорная психика – способность отражения отдельных свойств среды. В дальнейшем, с переходом животных к наземному образу жизни и вызванным этим шагом развитием коры головного мозга, возникает психическое отражение животными целостных вещей, возникает перцептивная психика.
5. У многих животных существует разделение труда с последовательной сменой функций.
Ответ: ВЕРНО ОТЧАСТИ. Разделение труда присуще «социальным» животным, а последовательная смена функций встречается не у многих из них.
6. Врожденный пусковой механизм инстинктивных поведенческих актов одинаков для всех видов животных.
Ответ: ВЕРНО. Это совокупность нейросенсорных систем, обеспечивающих приуроченность поведенческих актов к биологически адекватным условиям среды (к «пусковой ситуации»). Благодаря врожденному пусковому механизму создается возможность без индивидуального опыта в биологически значимых ситуациях реагировать так, чтобы это способствовало сохранению особи и вида.
7. Общение животных по своему содержанию и характеру аналогично общению людей.
Ответ: НЕ ВЕРНО. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире: богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью.
8. Основу всех без исключения форм поведения животных составляют инстинкты.
Ответ: ВЕРНО. Основу всех без исключения форм поведения животных составляют инстинкты, точнее инстинктивные действия, т. е. генетически фиксированные, наследуемые элементы поведения. Как морфологические признаки, они воспроизводятся в каждой особи данного вида в относительно неизменной форме. Видотипичность инстинктивных действий позволяет даже использовать их в качестве классификационных признаков при определении таксонов животных наряду с морфологическими признаками.
1.2.2. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.
1. Таксис – это реакция организма, которая… (д) все ответы неверны.
2. Рефлексы… (г) могут быть произвольно заторможены.
3. Инстинктивное поведение… (г) все ответы верны.
4. Импринтинг… (в) никогда не угасает.
5. Высшая форма психического отражения, интегрирующая все другие формы отражения и свойственная только человеку – это… (г) сознание.
6. Высшие психические функции характеризуются… (а) осознанностью.
1.2.3. Согласны ли вы с приведенными тезисами? Найдите в них ошибки и неточности, если они есть.
1. Сознание есть отражение действительности – истинное или превратное. ВЕРНО
2. При объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием. Сознание и его подразделения являются поэтому не более как терминами, дающими психологии возможность сохранить – в замаскированной, правда, форме – старое религиозное понятие «души». ВЕРНО ОТЧАСТИ
3. Сознание в качестве информации выполняет как отображающую, так и управляющую функцию. ВЕРНО
4. Сознание – это всегда знание о чем-то, что вне его. Оно предполагает отношение субъекта к объективной реальности, к предмету, находящемуся вне сознания. ВЕРНО
5. Сознание способно отражать и самое себя, явления субъективной реальности. Эта особенность сознания именуется его рефлексивностью или способностью отражения. ВЕРНО
6. Мое отношение к моей среде есть мое сознание. ВЕРНО
7. Если психика связана с рефлексами, значит психика и сознание и есть рефлекс. ВЕРНО
8. Идеальное– это коллективное сознание. ВЕРНО ОТЧАСТИ
9. Бессознательное немыслимо без осознаваемого. ВЕРНО
10. Сознание и материя являются различными аспектами одной и той же реальности. ВЕРНО
1.2.4. Какая деятельность – сознательная или бессознательная проявляется в приведённых ниже примерах?
1. У больного белой горячкой реальная действительность как бы заслоняется многочисленными яркими галлюцинациями: ему мерещатся черти, которые ругают его, строят рожи, грозят. Он видит, как на него нападают животные, насекомые, лезут на него, кусают, он как бы слышит голоса, угрожающие его убить. Спасаясь от преследователей, он иногда получает тяжелые травмы, увечья. Бессознательная деятельность.
2. Во время сеанса гипноза испытуемому, находящемуся в гипнотическом состоянии, было предложено «украсть» бумажник у товарища. Испытуемый не мог выполнить это задание гипнотизёра. Между тем другие приказы – умыться, взять книгу и т. п. – испытуемый выполнял. Бессознательная деятельность.
3. Ученик быстро и правильно умножает многозначные числа, но не помнит правила их умножения. Бессознательная деятельность.
4. Семиклассник, которого поддразнивания друзей вывели из себя, изорвал учебники и тетради, ударил одного из товарищей. Сознательная деятельность
5. Выпускник школы поступил в педагогический институт и объясняет это тем, что он любит детей и ему нравится понятно излагать математические доказательства. Сознательная деятельность.
Тема 1.3. Методология и методы психологии
Задания
1.3.1. Какие из перечисленных утверждений правильны, какие неверны?
1. Интроспекция является основным методом психологии.
Ответ: ВЕРНО. Этот метод был признан не только главным, но и единственным методом психологии. В основе этого убеждения лежали следующие два бесспорных обстоятельства. Во-первых, фундаментальное свойство процессов сознания непосредственно открываться (репрезентироваться) субъекту. Во-вторых, "закрытость" тех же процессов для внешнего наблюдателя. Сознания разных людей сравнивались в то время с замкнутыми сферами, которые разделены пропастью. Никто не может перейти эту пропасть, никто не может непосредственно пережить состояния моего сознания так, как я их переживаю. И я никогда не проникну в образы и переживания других людей. Я даже не могу установить, является ли красный цвет красным и для другого; возможно, что он называет тем же словом ощущение совершенно иного качества.
2. Психические процессы, состояния и свойства представляют собой качественные особенности сознания и поведения и не поддаются количественной обработке.
Ответ: ВЕРНО. Практически все наши представления о сознании и психических процессах пока тоже строятся на основе ощущений и чувств. По этой причине для изучения сознания нельзя использовать точные науки, потому что сознание по своей природе качественно, а не количественно.
3. Становление психологии как науки было связано с применением в ней общенаучных методов исследования.
Ответ: ВЕРНО ОТЧАСТИ. Различие между современной психологией и ее корнями в тех методах, с помощью которых ее изучают. Используемый подход и методы исследования отличают современную психологию от более старой дисциплины, философии, знаменуя собой становление психологии как отдельной, прежде всего, научной области знания.
Психология относится к гуманитарным наукам. Это молодая наука, и в ней используются, помимо научных, различные донаучные методы.
Научный метод применяется для тех проблем, которые связаны с познанием реального мира. Существует, однако, общенаучный метод, который применяется во всех науках и состоит в формулировании гипотез, построении теорий и в проверке теоретических построений.
4. Методологические принципы – это конкретное воплощение методов в соответствии с целями исследования.
Ответ: НЕ ВЕРНО. Методики – это конкретное воплощение методов в соответствии с целями исследования.
5. Специфика метода наблюдения в психологии связана с особенностями наблюдателя (избирательность восприятия, установка, проекция «Я» на наблюдаемое поведение).
Ответ: ВЕРНО. Феномен проекции собственного «Я» на наблюдаемое поведение. Интерпретируя поведение другого человека, наблюдатель переносит на него собственную точку зрения. Индивидуальные характеристики наблюдателя (преимущественная модальность восприятия – зрительная, слуховая и др., способность к концентрации и распределению внимания, объем памяти, когнитивный стиль, темперамент, эмоциональная устойчивость и т. п.) также оказывают значительное влияние на результат наблюдения. Хорошему наблюдателю необходима специальная тренировка наблюдательности, которая позволяет несколько уменьшить влияние индивидуальных характеристик.
1.3.2. Допишите продолжение следующих утверждений:
1.Важнейшим принципом отечественной психологии является принцип детерминизма, признающий зависимость психических явлений от порождающих их факторов.
2. Принцип единства сознания и деятельности означает, что деятельность и сознание — это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество).
3. Констатирующий эксперимент выявляет наличие какого-либо непреложного факта или явления.
Эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых. Цель констатирующего эксперимента - измерение наличного уровня развития, получение первичного материала для организации формирующего эксп
Информация о работе Общая характеристика психологии как науки