Общая характеристика речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:59, реферат

Описание работы

Цель: Изучить процессы речи. Разобрать основные виды, типы, формы и функции речи.
Задачи данной контрольной работы:
1.Расскрыть полное понятие на тему «Речь»;
2.Обработать собранный материал по этой теме.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общая характеристика речи.
1.1.Понятие речи и языка
1.2.Виды и функции речи
Глава 2.Развитие речи
2.1.Происхождение и значение речи
2.2.Развитие речи у ребенка
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

К.р.псих.docx

— 81.43 Кб (Скачать файл)

План

Введение

Глава 1. Общая характеристика речи. 

1.1.Понятие речи и языка

1.2.Виды и функции речи

Глава 2.Развитие речи

2.1.Происхождение и значение речи

2.2.Развитие речи у ребенка

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Речь является основным средством  человеческого общения. Без нее  человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая  несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что  невозможно воспринять с помощью  органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.) Без  письменной речи человек был бы лишен  возможности узнать, как жили, что  думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря  речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь  личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей  степени, чем это может позволить  наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого  через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.Из всего выше сказанного эта тема актуальна тем,что через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

Цель:  Изучить процессы речи. Разобрать основные виды, типы, формы и функции речи.

Задачи данной контрольной  работы:

1.Расскрыть полное понятие  на тему  «Речь»;

2.Обработать собранный  материал по этой теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика речи. 

1.1.Понятие речи и языка.

Формирование сознания в историческом процессе неразрывно связано с началом  и развитием общественно-трудовой деятельности людей. Потребность в  сотрудничестве породила потребность  в словесном способе общения  людей друг с другом. Пользование  языковыми средствами общения –  отличительная черта человеческого  общества. Благодаря языку люди могли  не только воздействовать друг на друга, но и передавать опыт, накапливавшийся  поколениями. В слове оформлялась  цель действий человека. Обозначенная словом, цель придавала им разумный направленный характер. Слова фиксировали  те законы, связи и зависимости, которые  люди выявляли в своей практической деятельности. Благодаря речи человек  познавал самого себя как субъекта деятельности и как субъекта общения. Освоение языка изменило все взаимоотношения  человека с окружающим миром, перестроило  его познавательную и практическую деятельность, общение с другими  людьми.

Для более глубокого понимания  роли речи в психическом развитии следует прежде всего уточнить такие близкие, но не тождественные понятия, как «язык», «речь».

Язык – явление общественное. Под языком понимают выработанную в ходе исторического развития систему средств общения. Возникнув в то далекое время, когда объединившиеся для совместной трудовой деятельности первобытные люди испытали потребность что-то сказать друг другу, язык развивался вместе с развитием общества. Новые открытия в науке и технике, новые отношения, складывающиеся между людьми, отражались в языке. Он обогащался новыми словами, каждое из которых обозначало какое-то понятие. Развитие мысли прослеживалось в изменении языка, в усложнявшейся структуре предложений. Поэтому, овладевая языком как средством общения, ребенок безгранично раздвигает узкие рамки личной познавательной деятельности, приобщаясь к уровню знаний, достигнутых человечеством, получает возможность закреплять в слове и обобщать свой личный опыт.

Речь – это язык в действии, своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом.

  Благодаря речи как  средству общения индивидуальное  сознание человека, не ограничиваясь  личным опытом, обобщается опытом  других людей, причем в гораздо  большей степени, чем это может  позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.  
   Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Виды и функции речи

Речь выполняет определенные функции:

 

Рис. 1.  Функции речи

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.

Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

Соответственно множеству своих  функций (см. рис. 1) речь является полиморфной  деятельностью, т.е. в своих различных  функциональных назначениях представлена в разных формах (рис. 2) и видах (рис. 3): внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т. д.

В психологии различают две формы  речи: внешнюю и внутреннюю.

 

 

Рис. 2. Формы речи

Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.

Внешней речи могут быть присущи  жаргон и интонация. Жаргон - стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей.Интонация - совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.

Внешняя речь включает следующие виды (см. рис. 3):

* устную (диалогическую и монологическую) и

* письменную.

 

 

Рис. 3. Виды речи

Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой.

Диалог (от греч. dialogos - разговор, беседа) - вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь - это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.

Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника - отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций.

Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса.

Диалог поддерживается собеседниками  с помощью уточняющих вопросов, изменения  ситуации и намерений говорящих. Целенаправленный диалог, связанный одной темой, называется беседой. Участники беседы обсуждают или выясняют определенную проблему с помощью специально подобранных вопросов.

Монолог – вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника. Монологическая речь - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.

Для монологической речи характерны:

- последовательность и доказательность,  которые обеспечивают связность  мысли;

- грамматически правильное оформление;

- выразительность голосовых средств.

Монологическая речь сложнее диалога  по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий  уровень речевого развития говорящего.

Выделяются три основных вида монологической речи: повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на подвиды, имеющие свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности. При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.

Письменная речь - это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем  развития устной речи. В период овладения  устной речью у ребенка-дошкольника  происходят неосознанная обработка  языкового материала, накопление звуковых и морфологических обобщений, которые создают готовность к овладению письмом в школьном возрасте. При недоразвитии речи, как правило, возникают нарушения письма различной тяжести.

Внутренняя речь (речь “про себя”) - это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее  проговаривание. Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения.

Внутренняя речь формируется у  ребенка на основе внешней и представляет собой один из основных механизмов мышления. Перевод внешней речи во внутреннюю наблюдается у ребенка в возрасте около 3 лет, когда он начинает рассуждать вслух и планировать в речи свои действия. Постепенно такое проговаривание редуцируется и начинает протекать во внутренней речи.

С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Подготовка проходит несколько стадий. Исходным для подготовки каждого речевого высказывания является мотив или замысел, который известен говорящему лишь в самых общих чертах. Затем в процессе превращения мысли в высказывание наступает стадия внутренней речи, которая характеризуется наличием семантических представлений, отражающих наиболее существенное ее содержание. Далее из большего числа потенциальных смысловых связей выделяются самые необходимые и происходит выбор соответствующих синтаксических структур.

Внутренняя речь может характеризоваться  предикативностью. Предикативность -характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому).

Хотя все эти формы и виды речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет основную роль средства общения, внутренняя - средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как  способ запоминания и сохранения информации, устная речь – как средство передачи информации. Монолог обслуживает  процесс одностороннего, а диалог - двустороннего обмена информацией.

Речь имеет свои свойства:

Содержательность речи - это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности.

Понятность речи - это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность речи - это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.

Действенность речи - это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

 

Рис.4.  Свойства речи

Речь человека может быть сокращенной  и развернутой, как с понятийной, так и с лингвистической точек  зрения. В развернутом типе речи говорящий использует все возможности символического выражения смыслов, значений и их оттенков, предоставленных языком. Этот тип речи характеризуется большим словарным запасом и богатством грамматических форм, частым употреблением предлогов для выражения логических, временных и пространственных отношений, использованием безличных и неопределенно-личных местоимений, употреблением подходящих понятий, уточняющих прилагательных и наречий для обозначения того или иного специфического положения дел, более выраженным синтаксическим и грамматическим структурированием высказываний, многочисленной подчинительной связью компонентов предложения, свидетельствующей о предвосхищающем планировании речи.

Сокращенное речевое высказывание достаточно для понимания среди хорошо знакомых людей и в знакомой обстановке. Однако оно затрудняет выражение и восприятие более сложных, абстрактных мыслей, связанных с тонкими различениями и дифференциальным анализом скрытых взаимосвязей. В случае теоретического мышления человек чаще пользуется развернутой речью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Развитие речи

2.1.Происхождение и значение речи

В условиях труда у человека возникает  потребность общения, которая удовлетворяется  средствами звукового языка. Конечно, в начале исторического развития человеческого общества это был  очень несложный язык с крайне небольшим запасом слов и с  примитивным грамматическим строем, но все же с самого начала это  был звуковой язык, а не «двигательный» язык, или язык жестов. Жест, или выразительные  движения, сопровождающие обычно речь человека, являются всего лишь вспомогательным  средством общения.

Информация о работе Общая характеристика речи