Общая характеристика речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:59, реферат

Описание работы

Цель: Изучить процессы речи. Разобрать основные виды, типы, формы и функции речи.
Задачи данной контрольной работы:
1.Расскрыть полное понятие на тему «Речь»;
2.Обработать собранный материал по этой теме.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общая характеристика речи.
1.1.Понятие речи и языка
1.2.Виды и функции речи
Глава 2.Развитие речи
2.1.Происхождение и значение речи
2.2.Развитие речи у ребенка
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

К.р.псих.docx

— 81.43 Кб (Скачать файл)

В каждом языке различают словарный  состав и грамматические правила, которые  в своей совокупности составляют основу языка.Слова — это своеобразные звуковые комплексы, рече-двигательные, а затем и письменные раздражители, являющиеся обобщенными условными сигналами тех или других представлений и выражающие определенные понятия. Сочетания же слов по определенным грамматическим правилам в предложения являются выражением наших суждений о вещах и явлениях окружающего мира.

И словарный фонд, и грамматические правила развивались очень медленно постепенно вместе с развитием труда  и общественной жизни человека. В  процессе труда человек встречался со многими предметами и явлениями, которые приобретали для него определенное значение.По мере развития и усложнения труда человек образовывал все большее количество понятий о самых различных вещах и явлениях, выражая эти понятия с помощью слов. Но одних только слов языка еще недостаточно для возникновения речи. Для последней характерно сочетание слов по определенным грамматическим правилам, т. е. образование предложений. Именно благодаря грамматике человек получает возможность облечь свои мысли в материальную языковую оболочку, выразить свои суждения в форме предложений.

 Язык является общественно-историческим  продуктом; творцом и носителем  языка является все общество, или народ, а не отдельные  люди. Язык как продукт отдельного  человека — бессмыслица. Язык  развивался вместе с развитием  народа, совершенствуясь от одной  эпохи к другой. Язык нельзя  рассматривать как продукт какой-либо  одной эпохи, он есть продукт  ряда эпох.Каждый отдельный человек, рождаясь на свет, застает готовый народный язык со сложившимся к этому времени словарным фондом и развитыми грамматическими формами.

 

2.2.Развитие речи у ребенка

Ребенок рождается на свет лишь с  потенциальной способностью речи, развитие которой представляет собой длительный и сложный процесс. Этот процесс  характеризуется следующими особенностями:

1. Непременным условием развития речи является речевое общение детей со взрослыми. Наблюдения над детьми, в младенческом возрасте похищенными и вскормленными животными (волками, тиграми) и затем в 5—6-летнем возрасте возвращенными в людскую среду, показывают, что речь у них полностью не развита .Огромную роль в развитии речи у детей играет систематическое и направленное воздействие со стороны взрослых. По данным Н. А. Тих (1956), этим объясняются значительные индивидуальные различия в темпах развития речи у детей.

2. Понимание чужой речи развивается у детей раньше, чем самостоятельная устная речь. Уже на втором месяце жизни ребенок способен довольно отчетливо реагировать на слова окружающих лиц. При этом вначале такие реакции носят эмоциональный характер и связаны с восприятием интонации слышимых фраз. Ребенок по-разному реагирует на одни и те же фразы, произнесенные матерью или другими людьми. К концу первого года жизни ребенок уже связывает слышимые слова с обозначаемыми ими первосигнальными раздражителями, в известной мере независимо от того, кем эти слова произносятся.

К полутора годам жизни ребенка усвоенные слова приобретают для него характер обобщенных раздражителей, обозначающих сходные предметы. Он начинает понимать речь взрослых даже тогда, когда она не подкрепляется непосредственным восприятием первосигнальных раздражителей. Это является условием для быстрого и значительного увеличения словаря ребенка, так как многие новые слова и их значение ребенок усваивает прямо через вторую сигнальную систему, лишь опираясь на накопленный запас первосигнальных представлений.

3. Развитие самостоятельной устной речи у детей значительно отстает от развития понимания ими речи других людей. Это объясняется более поздним развитием рече-двигательного аппарата и двигательного речевого анализатора. Благодаря этому ребенок, хорошо понимая обращенные к нему слова, сам произнести эти слова не может или же произносит их с большими искажениями.

Ребенок рождается на свет с недостаточно развитым рече-двигательным аппаратом: его гортань расположена значительно выше, чем у взрослого, ее хрящи очень тонки, мышцы диафрагмы очень слабы, рече-двигательный анализатор не в состоянии обеспечить точные артикуляционные движения губ, языка и т. д.

Первые попытки артикуляционных  движений отмечаются у детей на втором месяце жизни в виде так называемого  лепета — произнесения отдельных  звуков и их неопределенных сочетаний, еще не имеющих характера слов, т. е. не связанных условно-рефлекторно с теми или иными первосигнальными раздражителями и не являющихся пока еще их сигналами. Лишь к концу первого года жизни из этого лепета формируются первые слова ребенка, употребляемые им в целях речевого общения с окружающнми людьми. 4. Дальнейшим этапом в развитии речи детей является овладение правильными грамматическими и синтаксическими формами речи. В 2—3 года ребенок начинает широко применять в речевом общении с другими людьми уже не отдельные слова, а целые предложения. При этом наблюдаются отдельные ошибки в согласовании падежных окончаний, а также рода, числа, времени глагола и т. д.; дети в этом возрасте часто допускают неправильные обороты речи. В основе этих ошибок лежит неточность дифференцировки уже не отдельных фонем, а сложных сочетаний слов в предложения по правилам родного языка. Эти неточности преодолеваются путем систематического упражнения в правильном построении речи. Большое значение при этом имеет грамматическая, в частности синтаксическая правильность речи взрослых и постоянные их указания, направленные на исправление речи детей а также систематические упражнения в письменной речи. Овладевая письменной речью, человек присоединяет к деятельности слухового и двигательного речевых анализаторов также и зрительный анализатор. Благодаря этому значительно уточняются анализ и синтез речевых элементов при соединении их в различных формах речи. Письменная речь, в которой отдельные звуки обозначаются определенными знаками, содействует уточнению также и фонематического слуха.

5. Большое значение в развитии речи имеет изучение языка и литературы в школе. Это изучение знакомит учащихся с элементами речи и правилами ее построения, содействуя, таким образом, сознательному овладению речью, увеличивает запас слов учащихся, который до поступления в школу в значительной степени определяется только условиями быта детей, знакомит при помощи литературных примеров с образцами правильной речи, путем письменных и устных упражнений приучает к самостоятельному, связаному, составленному по определенному плану изложению своих мыслей.

 

Заключение

 

Таким образом, отметим значение речи. Речь - это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.

Речь - это действительно  важное средство, к которому прибегает  человек, когда ему нужно разумно  аргументировать свое отношение  к разным жизненным проблемам. Однако это лишь второстепенная функция  речи. Только немногие люди занимаются одним тем, что логически мыслят, а с помощью речи лишь выдают результат  своих размышлений. Для большинства  же речь - в основном способ передавать информацию, размышлять над жизненными явлениями и внутренними состояниями  или просто получать удовольствие от разговора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: схемы / Б.Б. Айсмонтас. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

2. Ерастов Н.П. Психология общения. - Ярославль, 1979

3.Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М., 1958. .

4. Куницына В.Н. Стиль общения и его формирование. - Л.: Знание, 1985

5.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая  деятельность. - М.: Просвещение, 1969

6.Маклаков А.Г. Общая психология: учебник / А.Г. Маклаков. — СПб. : Питер, 2001..

7. Рубинштейн С.Л., Основы общей  психологии. СПб: 1998 г


Информация о работе Общая характеристика речи