Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:59, реферат
Цель: Изучить процессы речи. Разобрать основные виды, типы, формы и функции речи.
Задачи данной контрольной работы:
1.Расскрыть полное понятие на тему «Речь»;
2.Обработать собранный материал по этой теме.
Введение
Глава 1. Общая характеристика речи.
1.1.Понятие речи и языка
1.2.Виды и функции речи
Глава 2.Развитие речи
2.1.Происхождение и значение речи
2.2.Развитие речи у ребенка
Заключение
Список используемой литературы
В каждом языке различают словарный состав и грамматические правила, которые в своей совокупности составляют основу языка.Слова — это своеобразные звуковые комплексы, рече-двигательные, а затем и письменные раздражители, являющиеся обобщенными условными сигналами тех или других представлений и выражающие определенные понятия. Сочетания же слов по определенным грамматическим правилам в предложения являются выражением наших суждений о вещах и явлениях окружающего мира.
И словарный фонд, и грамматические
правила развивались очень
Язык является общественно-
2.2.Развитие речи у ребенка
Ребенок рождается на свет лишь с потенциальной способностью речи, развитие которой представляет собой длительный и сложный процесс. Этот процесс характеризуется следующими особенностями:
1. Непременным условием развития речи является речевое общение детей со взрослыми. Наблюдения над детьми, в младенческом возрасте похищенными и вскормленными животными (волками, тиграми) и затем в 5—6-летнем возрасте возвращенными в людскую среду, показывают, что речь у них полностью не развита .Огромную роль в развитии речи у детей играет систематическое и направленное воздействие со стороны взрослых. По данным Н. А. Тих (1956), этим объясняются значительные индивидуальные различия в темпах развития речи у детей.
2. Понимание чужой речи развивается у детей раньше, чем самостоятельная устная речь. Уже на втором месяце жизни ребенок способен довольно отчетливо реагировать на слова окружающих лиц. При этом вначале такие реакции носят эмоциональный характер и связаны с восприятием интонации слышимых фраз. Ребенок по-разному реагирует на одни и те же фразы, произнесенные матерью или другими людьми. К концу первого года жизни ребенок уже связывает слышимые слова с обозначаемыми ими первосигнальными раздражителями, в известной мере независимо от того, кем эти слова произносятся.
К полутора годам жизни ребенка усвоенные слова приобретают для него характер обобщенных раздражителей, обозначающих сходные предметы. Он начинает понимать речь взрослых даже тогда, когда она не подкрепляется непосредственным восприятием первосигнальных раздражителей. Это является условием для быстрого и значительного увеличения словаря ребенка, так как многие новые слова и их значение ребенок усваивает прямо через вторую сигнальную систему, лишь опираясь на накопленный запас первосигнальных представлений.
3. Развитие самостоятельной устной речи у детей значительно отстает от развития понимания ими речи других людей. Это объясняется более поздним развитием рече-двигательного аппарата и двигательного речевого анализатора. Благодаря этому ребенок, хорошо понимая обращенные к нему слова, сам произнести эти слова не может или же произносит их с большими искажениями.
Ребенок рождается на свет с недостаточно развитым рече-двигательным аппаратом: его гортань расположена значительно выше, чем у взрослого, ее хрящи очень тонки, мышцы диафрагмы очень слабы, рече-двигательный анализатор не в состоянии обеспечить точные артикуляционные движения губ, языка и т. д.
Первые попытки
5. Большое значение в развитии речи имеет изучение языка и литературы в школе. Это изучение знакомит учащихся с элементами речи и правилами ее построения, содействуя, таким образом, сознательному овладению речью, увеличивает запас слов учащихся, который до поступления в школу в значительной степени определяется только условиями быта детей, знакомит при помощи литературных примеров с образцами правильной речи, путем письменных и устных упражнений приучает к самостоятельному, связаному, составленному по определенному плану изложению своих мыслей.
Заключение
Таким образом, отметим значение речи. Речь - это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.
Речь - это действительно
важное средство, к которому прибегает
человек, когда ему нужно разумно
аргументировать свое отношение
к разным жизненным проблемам. Однако
это лишь второстепенная функция
речи. Только немногие люди занимаются
одним тем, что логически мыслят,
а с помощью речи лишь выдают результат
своих размышлений. Для большинства
же речь - в основном способ передавать
информацию, размышлять над жизненными
явлениями и внутренними
Список используемой литературы
2. Ерастов Н.П. Психология общения. - Ярославль, 1979
3.Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М., 1958. .
4. Куницына В.Н. Стиль общения и его формирование. - Л.: Знание, 1985
5.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969
6.Маклаков А.Г. Общая психология: учебник / А.Г. Маклаков. — СПб. : Питер, 2001..
7. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии. СПб: 1998 г