Общая психология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 18:33, реферат

Описание работы

Психология - наука, изучающая структуру сознания человека, психологию его познавательной деятельности, процессы формирования и развития личности, закономерности общения и взаимодействия людей и барьеры на пути их общения.
В системе наук психология занимает совершенно особое место. Причины: 1) она — наука о самом сложном, что пока известно человечеству; 2) в ней как бы сливаются объект и субъект познания; только в ней мысль совершает поворот на себя, только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием; 3) ее практические следствия уникальны — они не только несоизмеримо значительнее результатов других наук, но и качественно иные: поскольку познать нечто — это значит овладеть им и научиться управлять, а управление своими психическими процессами, функциями и способностями — задача самая грандиозная; к тому же, познавая себя, человек тем самым себя изменяет.

Содержание работы

I. Основные понятия по теме.
II. Общая психология как наука.
1. Общая характеристика психологии как наука.
2. Объект и предмет психологической науки.
3. Психология и другие науки.
4. Структура психологической науки.
III. Дополнительные материалы из интернета и периодической печати.
IV. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

реферат по психологии.docx

— 59.67 Кб (Скачать файл)

 

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» 
Институт педагогики и психологии 
Дисциплина «Психология»

 

 

 

 

«Общая психология как наука»

 

 

 

 

  1. Выполнила: ст.гр. зПД(НК)-14 Александрова Л.В 
    Основные понятия по теме.
  2. Общая психология как наука.
    1. Общая характеристика психологии как наука.
    1. Объект и предмет психологической науки.
    2. Психология и другие науки.
    3. Структура психологической науки.
  1. Дополнительные материалы из интернета и периодической печати.
  1. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

Основные понятия.

Общая психология - отрасль психологической науки, изучающая общие закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных.

Психология - наука, изучающая структуру сознания человека, психологию его познавательной деятельности, процессы формирования и развития личности, закономерности общения и взаимодействия людей и барьеры на пути их общения.

Психический процесс - динамическая система различных форм психических явлений, проявляющаяся в виде реакции, которая имеет начало, развитие и конец. Психическая деятельность человека вызвана постоянной сменой психических процессов. Другими словами, конец одного психического процесса является началом другого.

Психика - это особое свойство высокоорганизованной материи, субъективно отражать объективную реальность, необходимое человеку (и животным) для ориентировки и активного взаимодействия с окружающей средой, а на уровне человека необходима для управления своим поведением. 

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов

Деятельность – это специфически человеческая регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого себя.

Личность – это субъект деятельности, т. е. совокупность общественных отношений, определяющих положение человека в обществе.

Ощущение- отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга.

Восприятие - это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Память-способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и поведения.

Воображение- фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.

Мышление- процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания.

 

Речь - это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения - посредством языка, речь - это язык в действии.

Беседа - метод получения информации на основе вербальной коммуникации.

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Тесты - небольшие блоки специальных вопросов и заданий прогностического или диагностического характера.

Наблюдение - самый простой и распространённый метод довольно полного и объективного фиксирования внешних проявлений психики человека в различных условиях его жизнедеятельности.

Воля – сознательная регулирующая сторона сознания, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей.

Внимание -       психический познавательный процесс, который заключается в выделении предмета, в отличие от всех остальных.

Темпера́мент — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности

Характер - это индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности.

Эмо́ция — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

Личность-индивид как субъект социальных отношений; индивид становится личностью только при освоении социальных функций, овладевая основополагающими базовыми ценностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика психологии как науки.

    Психология зародилась более 2 тыс. лет назад как учение о человеческой душе. Первоначально она развивалась в рамках философских учений Платона, Демокрита, Лукреция, Эпикура, Аристотеля. В трактате «О душе» древнегреческий философ Аристотель (IY в. до н.э.) выделил психологию как своеобразную область знаний и высказал идею о неразделимости души и тела. Термин «психология» произошел от греческих слов «psyche» - душа, <.dogosy> - учение, наука. 

Психология - наука, изучающая структуру сознания человека, психологию его познавательной деятельности, процессы формирования и развития личности, закономерности общения и взаимодействия людей и барьеры на пути их общения.

    В системе наук психология занимает совершенно особое место. Причины: 1) она — наука о самом сложном, что пока известно человечест-ву; 2) в ней как бы сливаются объект и субъект познания; только в ней мысль совершает поворот на себя, только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием; 3) ее практические следствия уникальны — они не только несоизмеримо значительнее результатов других наук, но и качественно иные: поскольку познать нечто — это значит овладеть им и научиться управлять, а управление своими психическими процессами, функциями и способностями — задача самая грандиозная; к тому же, познавая себя, человек тем самым себя изменяет.

    В историческом плане можно выделить два принципиально различных этапа развития психологии — этапы психологии донаучной и психо-логии научной. Когда речь идет просто о психологии, обычно имеется в виду именно психология научная.

    Вообще перед психологией стоит двоякая задача: все дальше развивать теоретические исследования и адекватно решать — иногда срочно — практические проблемы. Такое призвание психологии дает основание рассматривать ее как научное исследование поведения и психиче-ских процессов, в том числе умственной деятельности, а также как практическое применение приобретенных знаний.

    Психология — живая, становящаяся, развивающаяся область знания и практики. В ней сосуществуют многие подходы, направления, тео-рии, не во всем взаимно согласные, а порой трудно соотносимые: основанные на разных философских системах, с разными понятийными аппаратами, разными объяснительными принципами. В психологии нет единой парадигмы — главенствующей теоретической и практиче-ской системы, определяющей науку в целом. Более того, многие ее направления принципиально не придерживаются традиционных научных принципов, избегают глубоких теоретических построений, не задаваясь серьезным самообоснованием, и в существенной мере оказываются искусством работы с душевным миром человека. Нет согласия и в том, что первоочередно должна изучать психология, каков ее предмет.

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩАЯ — дисциплина, пытающаяся найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологией в целом, выработать теоретические принципы, обосновать методы психологического познания, сформулировать основные закономерности существования и развития психической реальности. Совокупность теоретических и экспериментальных исследований, выявляющих самые общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и                                                                категориальный      строй.

 

 

 Основные понятия психологии общей характеризуют процессы, состояния и свойства психические. Процессы психические охватывают: 
 
1) процессы познавательные — ощущения и восприятия, память, воображение и мышление; 
2) процессы волевые — мотивы, стремления, желания, принятие решений; 
3) процессы эмоциональные — чувства, эмоции. 
 
       К состояниям психическим относятся проявления процессов психических — познавательных (например сомнение), волевых (уверенность), эмоциональных (настроения, аффекты). Свойства психические включают качества ума (способности), устойчивые особенности сферы волевой (характер), закрепившиеся качества чувств (темперамент)

 
      Кроме проблем, относящихся к психике в целом, рассматриваются более частные, относящиеся к конкретным психическим процессам, состояниям и свойствам. В первую очередь обсуждаются вопросы, связанные с личностью, деятельностью, общением, познавательными процессами; они изучаются теоретически и экспериментально. 
 
      Основные вопросы психологии общей стоят в центре более частных отраслей психологии — относительно самостоятельных областей знания. К ним относятся, например, психология сравнительная, зоопсихология, психология возрастная, психофизиология, нейропсихология, психология специальная, психология социальная, психология труда. Каждая из этих отраслей вырабатывает свои, относительно автономные теоретические представления и, в свою очередь, содержит ряд более частных дисциплин, соотносимых с отдельными аспектами проблематики.

Объект и предмет психологической науки

 

   
     На протяжении веков человек является предметом изучения многих поколений учёных: Полной и достойной картины мира не может быть без знаний о человеке. Природа человека познаётся комплексно: философией, социологией, физиологией, педагогикой и др. В основе развития психологии и сознания лежит интерес к природе человеческого поведения, условиям развития и формирования в человеческом обществе особенностей его взаимодействия с другими людьми. В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке и бизнесе, медицине, правоведческих делах без знания и понимания психологических закономерностей. 
     Предметом психологии является психика. Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающее животным и человеку способность отражать воздействия внешнего мира1. 
     (Понятие «отражать» здесь включает: чувствовать, переживать; у человека – мыслить и отвечать поведением, действием.) Психология изучает участие психики в познании человеком окружающего мира в его деятельности и общении; она помогает понять своё внутреннее состояние, индивидуальные особенности личности и межличностные отношения. 
     Учитывая, что " психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания", под объектом психологии мы в дальнейшем будем понимать единство трех элементов: 

  1. часть материального мира, которая непосредственно и опосредованно влияет на психику; 

  1. те изменения в материальном мире, которые непосредственно и опосредованно являются следствием психической активности; 

  1. собственно психические явления, объясняемые сначала как следствие, а затем как причина фиксируемых материальных индикаторов, показателей, критериев оценки психики. 

     Такое понимание объекта психологии, вообще, раскрывает большие возможности перед исследователями в формулировании и уточнении объектов различных отраслей психологии .

Психология и другие науки.

     Связь современной психологии с другими науками характеризуется процессом дифференциации, вследствие которого мы наблюдаем отрасли психологии, включающие ряд отдельных дисциплин и научных направлений, сохраняя при этом общий предмет изучения - психику. Процесс интенсивного внедрения психологии в смежные науки (например, медицинская психология-медицина, инженерная психология-техника и т.д.) дополняет процесс дифференциации, при этом объединяются отрасли, ранее не связанные между собой. Согласно теории, определяющей, что личность формируется через включение в совместную деятельность, можно заметить сближение социальной психологии и психологии труда.

      Современная психология занимает центральное место не только как продукт других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

     Несмотря на близость психологии к различным смежным наукам и разработку совместных отраслей, она не лишена самостоятельности, потому как сохраняет свой предмет исследования, теоретические принципы, пути изучения. Многогранность психологических проблем, значимых для психологии и смежных наук, показывает, что психологи исследуют человека как двигатель мирового прогресса. Все науки и отрасли знаний, существующие и развивающиеся, служат человеку, творятся им, как человеческая теория и практика.

     Психология же, решая задачи в сообществе с другими науками и используя их знания, сама привносит в них много нового. Так, мы видим взаимосвязь психологии с философией.

     Философия исследует общие законы формирования и развития природы, общества и человеческого мышления. Психология основывается на этих законах в понимании психики животных и сознания человека. Философия использует научные достижения психологии для своего развития.

Информация о работе Общая психология как наука