Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 18:33, реферат
Психология - наука, изучающая структуру сознания человека, психологию его познавательной деятельности, процессы формирования и развития личности, закономерности общения и взаимодействия людей и барьеры на пути их общения.
В системе наук психология занимает совершенно особое место. Причины: 1) она — наука о самом сложном, что пока известно человечеству; 2) в ней как бы сливаются объект и субъект познания; только в ней мысль совершает поворот на себя, только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием; 3) ее практические следствия уникальны — они не только несоизмеримо значительнее результатов других наук, но и качественно иные: поскольку познать нечто — это значит овладеть им и научиться управлять, а управление своими психическими процессами, функциями и способностями — задача самая грандиозная; к тому же, познавая себя, человек тем самым себя изменяет.
I. Основные понятия по теме.
II. Общая психология как наука.
1. Общая характеристика психологии как наука.
2. Объект и предмет психологической науки.
3. Психология и другие науки.
4. Структура психологической науки.
III. Дополнительные материалы из интернета и периодической печати.
IV. Список использованной литературы.
Психология тесно связана с биологией и физиологией высшей нервной деятельности человека. Знания строения и функционирования больших полушарий головного мозга объясняют физиологию высшей нервной деятельности. Только опираясь на эти законы, возможно научное понимание психики.
Психология предполагает знакомство с историей и культурой общества, так как развитие цивилизации, начиная от орудий труда, имеет непосредственное отношение к формированию психических функций человека.
Связь психологии с педагогическими науками не случайна: сознание, мышление, воля и другие психические явления формируются в процессе образования и воспитания человека, определяя тем самым его индивидуальное развитие. В результате психологических исследований о развитии детей в процессе обучения и воспитания получены важные данные, используемые в теории педагогики и методиках преподавания различных учебных предметов. Различают детскую и педагогическую психологию, где используют педагогические знания общих закономерностей процесса обучения и воспитания.
Основы социологии не менее важны в понимании психики человека, так как человек живёт в обществе, специфика которого определяет особенности его психики, мировосприятия, поведения, отношения с другими людьми.
Изучение предполагает связь с биологией человека, физиологией, центральной нервной системой, философией, логикой, литературоведением, языкознанием, искусствоведением, кибернетикой и т.д
Структура психологической науки
Психология на современном уровне развития представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, подразделяющихся на фундаментальные и прикладные.
Дополнительные материалы из интернета.
Роль психологии в
современном мире.
Как известно, прежние
десятилетия психология была преимущественно
теоретической (мировоззренческой) дисциплиной.
В настоящее время ее роль в общественной
жизни существенно изменилась. Она все
более становится областью особой профессиональной
практической деятельности в системе
образования, в промышленности, государственном
управлении, медицине, культуре, спорте
и т. д. Включение психологической науки
в решение практических задач существенно
изменяет и условия развития ее теории.
Задачи, решение которых требует психологической
компетентности, возникают в той или иной
форме во всех сферах жизни общества, определяясь
возрастающей ролью так называемого человеческого
фактора. Под «человеческим фактором»
понимается широкий круг социально-психологических,
психологических и психофизиологических
свойств, которыми обладают люди и которые
так или иначе проявляются в их конкретной
деятельности.
Исследование практически всей
системы психических явлений
— от элементарных ощущений
и до психических свойств
Осознание
обществом роли прикладных задач, решаемых
психологической наукой, привело к идее
создания разветвленной психологической
службы в органах народного образования.
В настоящее время такая служба находится
на стадии ее оформления и развития и призвана
стать связующим звеном между наукой и
практическим применением ее результатов.
Важнейшая
функция психологии в общей системе научного
знания состоит в том, что она, синтезируя
в определенном отношении достижения
ряда других областей научного знания
является, по выражению Б. Ф. Ломова, интегратором
всех научных дисциплин, объектом исследования
которой является человек. Известный отечественный
психолог Б. Г. Ананьев наиболее полно
разработал этот вопрос, показав, что психология
призвана интегрировать данные о человеке
на уровне конкретно-научного знания.
1.Абрамова Г.С. Общая психология. Учебное пособие для вузов. М.: Академич. проект, 2002
2. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2001.
3. Подольский А.И. Введение в психологию. Учебное пособие для вузов. М.: Книжный Дом «Университет», Ростов-на-Дону: Феникс, 1999
4.Столяренко Л.Д Психология:Учебник для вузов. СПб.:Лидер,2004
Тест№1.
1. Наука, изучающая
структуру сознания человека, психологию
его познавательной деятельности, процессы
формирования и развития личности, закономерности
общения и взаимодействия людей и барьеры
на пути их общения.