Общая психология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 18:33, реферат

Описание работы

Психология - наука, изучающая структуру сознания человека, психологию его познавательной деятельности, процессы формирования и развития личности, закономерности общения и взаимодействия людей и барьеры на пути их общения.
В системе наук психология занимает совершенно особое место. Причины: 1) она — наука о самом сложном, что пока известно человечеству; 2) в ней как бы сливаются объект и субъект познания; только в ней мысль совершает поворот на себя, только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием; 3) ее практические следствия уникальны — они не только несоизмеримо значительнее результатов других наук, но и качественно иные: поскольку познать нечто — это значит овладеть им и научиться управлять, а управление своими психическими процессами, функциями и способностями — задача самая грандиозная; к тому же, познавая себя, человек тем самым себя изменяет.

Содержание работы

I. Основные понятия по теме.
II. Общая психология как наука.
1. Общая характеристика психологии как наука.
2. Объект и предмет психологической науки.
3. Психология и другие науки.
4. Структура психологической науки.
III. Дополнительные материалы из интернета и периодической печати.
IV. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

реферат по психологии.docx

— 59.67 Кб (Скачать файл)

     Психология тесно связана с биологией и физиологией высшей нервной деятельности человека. Знания строения и функционирования больших полушарий головного мозга объясняют физиологию высшей нервной деятельности. Только опираясь на эти законы, возможно научное понимание психики.

     Психология предполагает знакомство с историей и культурой общества, так как развитие цивилизации, начиная от орудий труда, имеет непосредственное отношение к формированию психических функций человека.

     Связь психологии с педагогическими науками не случайна: сознание, мышление, воля и другие психические явления формируются в процессе образования и воспитания человека, определяя тем самым его индивидуальное развитие. В результате психологических исследований о развитии детей в процессе обучения и воспитания получены важные данные, используемые в теории педагогики и методиках преподавания различных учебных предметов. Различают детскую и педагогическую психологию, где используют педагогические знания общих закономерностей процесса обучения и воспитания.

     Основы социологии не менее важны в понимании психики человека, так как человек живёт в обществе, специфика которого определяет особенности его психики, мировосприятия, поведения, отношения с другими людьми.

    Изучение предполагает связь с биологией человека, физиологией, центральной нервной системой, философией, логикой, литературоведением, языкознанием, искусствоведением, кибернетикой и т.д

Структура психологической науки

     Психология на современном уровне развития представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, подразделяющихся на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные отрасли психологии разрабатывают общие проблемы и изучают общие закономерности психики, проявляющиеся у людей вне зависимости оттого, какой деятельностью они занимаются. В силу универсальности знания фундаментальных отраслей психологии объединяют термином «общая психология».

Общая психология исследует индивида, выделяя в нем психические познавательные процессы и личность. Психология познавательных процессов изучает такие психические процессы, как ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. В психологии личности исследуется психическая структура личности и психические свойства личности, определяющие дела и поступки человека.

     Помимо общей психологии, психологическая наука включает в себя целый ряд специальных психологических дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями человеческой жизни и деятельности.

Среди специальных отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов деятельности, выделяют: психологию труда, педагогическую психологию, медицинскую психологию, юридическую психологию, военную психологию, психологию торговли, психологию научного творчества, психологию спорта и т.д.

     Психологические аспекты развития изучают возрастная психология и психология аномального развития.

Психологические аспекты отношений личности и общества исследует социальная психология.

     Теория и практика обучения и воспитания подрастающего поколения тесно связана как с обшей психологией, так и со специальными отраслями психологии.

Научной основой для понимания законов психического развития ребенка являются генетическая, дифференциальная и возрастная психология. Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения ребенка.          Дифференциальная психология выявляет индивидуальные различия между людьми и объясняет процесс их формирования. В возрастной психологии исследуются этапы психического развития индивидуума.

     Для психически грамотной организации воспитания нужно знать психологические закономерности взаимодействия людей в группах, таких, как семья, ученический и студенческий коллективы. Взаимоотношения в группах являются предметом изучения социальной психики.

     Психология аномального развития имеет дело с отклонениями от нормы в поведении и психике человека и крайне необходима при педагогической работе с детьми, отстающими в психическом развитии.

     Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Предмет педагогической психологии — психологические закономерности обучения и воспитания человека. Разделами педагогической психологии являются:

  • психология обучения (психологические основы дидактики, частных методик, формирования умственных действий);

  • психология воспитания (психологические основы воспитания, психологические основы исправительно-трудовой педагогики);

  • психология учебно-воспитательной работы с трудными детьми;

  • психология учителя.

     Для современной психологии характерен как процесс дифференциации, порождающий многочисленные специальные отрасли психологии, так и процесс интеграции, в результате которого происходит стыковка психологии с другими науками, например, через педагогическую психологию с педагогикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительные материалы из интернета.                                                                      

Роль психологии в современном мире.                                  

Как известно, прежние десятилетия психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т. д. Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории. Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающей ролью так называемого человеческого фактора. Под «человеческим фактором» понимается широкий круг социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые так или иначе проявляются в их конкретной деятельности.  

        Исследование практически всей  системы психических явлений  — от элементарных ощущений  и до психических свойств личности, — направленное на раскрытие объективных законов, которым они подчиняются, имеет первостепенное значение для создания научной базы, решения общественной задачи, совершенствования организации обучения и воспитания.  
    Осознание обществом роли прикладных задач, решаемых психологической наукой, привело к идее создания разветвленной психологической службы в органах народного образования. В настоящее время такая служба находится на стадии ее оформления и развития и призвана стать связующим звеном между наукой и практическим применением ее результатов.  
 
    Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя в определенном отношении достижения ряда других областей научного знания является, по выражению Б. Ф. Ломова, интегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которой является человек. Известный отечественный психолог Б. Г. Ананьев наиболее полно разработал этот вопрос, показав, что психология призвана интегрировать данные о человеке на уровне конкретно-научного знания.

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.Абрамова Г.С. Общая  психология. Учебное пособие для  вузов. М.: Академич. проект, 2002

2. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2001. 

3. Подольский А.И. Введение в психологию. Учебное пособие для вузов. М.: Книжный Дом «Университет», Ростов-на-Дону: Феникс, 1999

4.Столяренко Л.Д  Психология:Учебник для вузов. СПб.:Лидер,2004

 

 

 

Тест№1.

1. Наука, изучающая структуру сознания человека, психологию его познавательной деятельности, процессы формирования и развития личности, закономерности общения и взаимодействия людей и барьеры на пути их общения.                                                                                                 а)музыка                           в)история                                                                                                                 б)психология                  г)ботаника

2. Процесс  отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. а)память                            в)воображение                                                                                                          б)ощущения                     г)мышление

3. Процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.                                                                                                                        а)память                            в)восприятие                                                                                                            б)речь                                 г)мышление

4. Психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.                   а)воображение               в)речь                                                                                                                       б)память                            г)ощущение

5. Процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания.                                                                                                                                        а)речь                                  в)мышление                                                                                                     б)восприятие                   г)внимание

6. Психический познавательный процесс, который заключается в выделении предмета, в отличие от всех остальных.                                                                                                                            а)наблюдение                  в)эмоция                                                                                                              б)внимание                       г)речь

7. Процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.                                                                                                а)эмоция                            в)память                                                                                                                     б)мышление                     г)характер

8. Метод получения информации на основе вербальной коммуникации.                              а)наблюдение                  в)деятельность                                                                                                          б)беседа                             г)тест

9. Небольшие блоки специальных вопросов и заданий прогностического или диагностического характера.                                                                                                                     а)анкета                              в)тест                                                                                                                          б)беседа                              г)наблюдение

10. Устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности.                                              а)темперамент                 в)личность                                                                                                                  б)характер                         г)эмоция

11. Индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности.                                                                                                 а)эмоция                            в)личность                                                                                                                   б)характер                        г)темперамент

12. Психические  процессы.                                                                                                                                          а)память                             в)характер                                                                                                              б)мышление                     г)речь

Информация о работе Общая психология как наука