Общее представление о памяти. Приемы мнемотехники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 12:45, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотреть само понятие памяти, различные виды памяти и их характеристики, а также рассмотреть закономерности запоминания и некоторые приемы для эффективного запоминания, которые могут быть полезны как школьникам, так и людям более старшего возраста, в том числе и руководителям.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..2
Из истории изучения памяти………………………………………………….3
Определение памяти и ее основные процессы………………………………4
Виды памяти…………………………………………………………………...7
Феноменальная память………………………………………………………...8
Основные приемы мнемотехники…………………………………………….9
Заключение…………………………………………………………………….12
Список использованной литературы…………………………………………13

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 44.64 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Реферат

на тему: Общее представление о памяти. Приемы мнемотехники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2

Из истории изучения памяти………………………………………………….3

Определение памяти и ее основные процессы………………………………4

Виды памяти…………………………………………………………………...7

Феноменальная память………………………………………………………...8

Основные приемы мнемотехники…………………………………………….9

Заключение…………………………………………………………………….12

Список использованной литературы…………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     И.М. Сеченов называл память драгоценным умственным даром человека. Он справедливо утверждал, что без памяти люди всю жизнь были бы как новорожденные [10]. А С. Л. Рубинштейн писал: «Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». [9]

     Память необходима  каждому человеку, она нужна в  любом деле, в каждый миг повседневной  жизни, и разумеется, она особенно нужна каждому руководителю, в том числе и менеджеру. Руководитель не может не помнить о своих правах и обязанностях, о назначенных встречах, об именах и должностях своих коллег. В процессе подготовки к конференции, составления отчета или документа незаменимую роль играет память.

    Человеку с  хорошей памятью всегда было  легче добиться успеха, чем остальным.  Обратимся к истории. 

     Наполеон Бонапарт  запоминал схему построения солдат  во время смотра и проходя мимо войска, приветствовал каждого солдата по имени. Результат – фанатично преданная армия.  [2]

     Франклин Рузвельт  пользовался другим методом. Перед посещением приемов Рузвельт получал необходимую информацию о присутствующих на встрече людях, подходя к каждому, приветствуя их по имени, задавая нужные вопросы, обсуждая каждую индивидуальную информацию с конкретным человеком, Рузвельт показывал свое внимание к данным персонам. Результат – Рузвельт стал президентом США. [2]

    После данных примеров, актуальность данной темы не может подлежать сомнению. Развитие памяти для успешного человека представляется первостепенной задачей.

     Целью данной  работы является рассмотреть само понятие памяти, различные виды памяти и их характеристики, а также рассмотреть закономерности запоминания и некоторые приемы для эффективного запоминания, которые могут быть полезны как школьникам, так и людям более старшего возраста, в том числе и руководителям.

 

Из истории  изучения памяти

     Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители различных наук: психологии, биологии, медицины, генетики. В каждой  из этих  наук  существуют  свои  вопросы, на которые исследователи пытаются найти ответы.  Но  все эти науки вместе  взятые дополняют наши знания о памяти, расширяя их и позволяя рассматривать ее с разных точек зрения.

Стоит заметить, что психологическое  учение о памяти намного старше учений из других областей знания. [11]

   Первую развёрнутую концепцию памяти дал Аристотель в своем трактате «О памяти и воспоминании». Он утверждал, что память собственно и человеку и животному, однако воспоминания - только человеку, оно есть своеобразное припоминание образов и бывает только у тех, кто способен к самостоятельному мышлению, так как припоминает именно тот, кто уверен, что нечто подобное он уже когда-либо видел, слышал или чувствовал.

     Более поздние попытки исследования памяти предпринял немецкий психолог – Г. Эббингаузе, который считается основоположником научного психологического анализа памяти, в своей работе «О памяти» 1885 г., в который стремился выяснить, как формируется и развивается память, как воздействуют на нее различные упражнения на запоминание. [5]

    Исследования  Г. Эббенгаузе существенно повлияли на американского философа и психолога У. Джеймса, который впервые в своей работе Принципы психологии 1890 г. предложил выделять непосредственную память (первичную) и память косвенную (вторичную). Однако, долгое время эти идеи не получали широкого признания со стороны психологов, так как не имели подтверждения эмпирическими данными, кроме как значительно сомнительными данными интроспекции. [5]

     В начале  XX века ученые были заинтересованы другим аспектом изучения памяти, а именно, они стремились найти участок мозга, который курирует память человека. С этой целью обучали крыс различным навыкам, а потом удаляли у них разные участки мозга. Но какую бы часть мозга у крыс не удаляли, память у них оставалась.

      Этот своеобразный феномен удалось разрешить в более поздних исследованиях У. Пенфилда, который сумел выявить куратор памяти – «гиппокампиев круг» - участок мозга, находящийся в височных долях. [10]

     Так как память является одним из ценнейших свойств человеческой жизни, одним из основных познавательных процессов, основой человеческого познания, то изучение памяти актуально и на современном этапе общества.

Определение памяти и ее основные процессы

     Память –  это «способность живой системы  фиксировать факт взаимодействия  со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия  в форме опыта и использовать  его в поведении». [8]

     Таким образом, память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Память есть у всех живых существ, однако наиболее высокого уровня она достигает у человека. У животных существует всего два вида памяти:

  • Генетическая. Она проявляется в передаче генетическим путем необходимых поведенческих, биологических и психологических свойств.
  • Механическая. Выступает как способность к научению и приобретению жизненного опыта, который способен сохраняться только в самом организме и не передается из поколения в поколение.

     В отличии от памяти животных, память человека - это психофизиологический и культурный процессы, который сводится к нескольким фазам. Понимание сущности психического процесса через сведение его к определенным фазам называется дискретным подходом.

     Итак, рассмотрим  основные процессы памяти:

  • Запоминание. В зависимости от критериев выделяют следующие виды:

По продуктивности:

    1. запоминание насыщенное
    2. запоминание с одного раза.

По длительности:

    1. краткосрочное,
    2. оперативное
    3. длительное.

По целям:

    1. намеренное (произвольное)
    2. ненамеренное (непроизвольное)

  Продуктивность запоминания зависит от осмысленности или бессмысленности материала, поэтому соответственно выделяют осмысленное или механическое запоминание.

    Эффективность  усвоения материала зависит от  способа его подачи. После прочтения  какого-либо текста в памяти  остается около 10% информации, тогда  как при самостоятельной работе  и выполнении упражнений –  90%. (станкин)

  • Хранение. Даже если информация успешно прошла через запоминание, совершенно не обязательно, что она также успешно хранится. Есть две важные характеристики хранения: продуктивность и длительность. С обеими характеристиками мы сталкиваемся  в ежедневной жизни. Так ощутить продуктивность мы можем, когда в памяти в актуальном воспоминании всплывают детали, которые при запоминании казались неважными. А тот факт, что некоторые события мы помним всю жизнь, а некоторые забываем тут же, может охарактеризовать длительность хранения.
  • Воспроизведение. Воспроизведение можно охарактеризовать как процесс памяти, который заключается в появлении в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений. В основе воспроизведения лежит оживление следов в мозгу, возникновение в них возбуждения.
  • Забывание. Забывание – исчезновение информации из памяти, то есть своеобразный процесс угасания и затормаживания связей. Забывание является естественным процессом, однако бороться с ним всё-таки необходимо. Забывание бывает полным или частичным, длительным или временным. На процесс забывания влияет несколько факторов, самый важный из которых - время, а также деятельность, предшествующая запоминанию и степень активности имеющейся информации. Особое значение также имеют ассоциации. В теории ассоциации, разработанной Г. Эббингаузом, Г. Мюллером, А. Пильцекером и другими, память понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, контрасту, подобию, временной и пространственной близостью. (немов) Благодаря этой теории был описан закон забывания Г. Эббингауза, представленный в виде кривой (см. рис. 1). В соответствии с этим законом, выведенным на основе запоминания трехбуквенных бессмысленных слогов, забывание после первого безошибочного повторения серии таких слогов идет достаточно быстро. Уже за 1 час забывается 60% полученной информации, а через 144 часа остается всего менее 20% .[8]

                                                            Рис. 1

Виды памяти

В основе классификации памяти лежат различные критерии. В зависимости  от этих критериев память делится  на разные виды:

- По признаку наличия  и характера целей выделяют произвольную и непроизвольную память.

- По признаку осознанности или неосознанности предмета запоминания выделяют имплицитную и эксплицитную память. Первая иначе называется бессознательной памятью, вторая – осознаваемой.

- По длительности хранения  информации в памяти выделяют кратковременную, долговременную и оперативную память.

- по преобладающему в  процессах запоминания, сохранения  и воспроизведения материала  анализатору выделяют двигательную,  эмоциональную, словесно-логическую и образную (зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую).

     Остановимся более подробно на некоторых видах памяти.

     Кратковременная  память представляет собой способ  хранения информации в течение  достаточно короткого промежутка  времени. В кратковременной памяти  сохраняется не сам предмет,  а наиболее его яркие и существенные  элементы.

     Оперативная  память рассчитана на хранение  информации в течение определенного  заранее заданного времени. Диапазон  заданного времени может быть  от нескольких секунд до нескольких  дней. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Наиболее ярким примером может служить запоминание номера телефона и моментальное его забывание, когда номер набран.

     Долговременная  память – это память, способная  хранить информацию в течение  почти неограниченного срока.  Информация, попавшая в хранилище  долговременной памяти, может многократно  воспроизводиться человеком без  утраты.

    Двигательная  память это сохранение, запоминание,  а впоследствии и воспроизведение  с достаточной точностью многообразных  движений. Наиболее ярко двигательная  память участвует в совершенствовании  спортивных, танцевальных и музыкальных  навыков.

     Эмоциональная  память – это память переживания.  Особенно проявляется в человеческих  отношениях. То, что вызывает у  нас сильные эмоции, запоминается  на более длительный срок. Этот вид памяти имеет большое значение в формировании личности человека, а также является основным условием духовного совершенствования.

     Словесно-логическая  память – это такой вид памяти, который опирается в первую очередь на установление и запоминание смысловых связей и отношений в информации, которую необходимо запомнить.

     Образная память – это память на представления, различные картины природы и жизни, запахи, звуки и вкусы. Образная память основывается на органах чувств. Чаще всего у человека большую роль в жизни играет слуховая и зрительная память, остальные же у обычных людей особой роли не играют, однако, выступают в качестве компенсационных, например,  у людей с ограниченными слуховыми или зрительными возможностями.

Феноменальная память

      История сохранила для нас примеры выдающихся людей с выдающимися примерами к запоминанию.

     Существует особая категория людей, в шутку называемая «чудо-счетчики». Эти люди обладают уникальной способностью памяти запоминать огромные массивы чисел. Одним из наиболее ярких примеров такого «чудо-счетчика», обследованного психологом является Жак Иноди. Он был способен воспроизвести любой случайный числовой ряд, при условии, что в нем не больше 42 чисел. Если же в массиве информации эти числа были связаны между собой, то способности Иноди возрастали до 400 чисел. Он не только запоминал сложные цифровые комбинации, но также мог точно сказать каким днем неделя будет 5 мая 21 345 678 года. [1]

      Выдающейся  зрительной памятью обладал Гюстав  Доре, французский художник.  Однажды, получив заказ, написать картину по фотографии, он обнаружил, что фотография утеряна. Тогда он написал картину по памяти в точности воспроизведя все подробности. Скорее всего Доре был одним из эйдетиков, которые видят свои воспоминания точно спроецированными на экран. [1]

     Еще один  из изученных примеров феноменальной  памяти – журналист С.В. Шерешевский.  У журналиста преобладало образное  мышление: если ему надо было  воспроизвести определенную информацию, он вспоминал все до мельчайших  деталей, включая запахи, форму,  цвет, вкус.

Основные приемы мнемотехники

     В Древней Греции эллины почитали богиню памяти Мнемозину, которая к прочему считалась матерью муз, то есть основой всех искусств. Приемы запоминания информации назвали именем этой богини, таким образом, система таки приемов называется – мнемотехникой.

     Мнемотехника  известна с давних времен. Знаменитыми  мнемонистами древности признаются Пифагор, Сократ, Ксенофонт, Платон. Мнемотехникой также владел Аристотель и обучал этому искусству Алесандра Македонского, в чем достиг не малых успехов. В начале мнемотехника была одна из основных частей риторики, так как основной объем информации приходилось хранить не в книгах и рукописях, а в памяти людей.

Информация о работе Общее представление о памяти. Приемы мнемотехники