Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 12:45, реферат
Целью данной работы является рассмотреть само понятие памяти, различные виды памяти и их характеристики, а также рассмотреть закономерности запоминания и некоторые приемы для эффективного запоминания, которые могут быть полезны как школьникам, так и людям более старшего возраста, в том числе и руководителям.
Введение………………………………………………………………………..2
Из истории изучения памяти………………………………………………….3
Определение памяти и ее основные процессы………………………………4
Виды памяти…………………………………………………………………...7
Феноменальная память………………………………………………………...8
Основные приемы мнемотехники…………………………………………….9
Заключение…………………………………………………………………….12
Список использованной литературы…………………………………………13
Реферат
на тему: Общее представление о памяти. Приемы мнемотехники.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Из истории изучения памяти………………………………………………….3
Определение памяти и ее основные процессы………………………………4
Виды памяти…………………………………………………
Феноменальная память………………………………………………………...
Основные приемы мнемотехники…………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………13
Введение
И.М. Сеченов называл память драгоценным умственным даром человека. Он справедливо утверждал, что без памяти люди всю жизнь были бы как новорожденные [10]. А С. Л. Рубинштейн писал: «Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». [9]
Память необходима каждому человеку, она нужна в любом деле, в каждый миг повседневной жизни, и разумеется, она особенно нужна каждому руководителю, в том числе и менеджеру. Руководитель не может не помнить о своих правах и обязанностях, о назначенных встречах, об именах и должностях своих коллег. В процессе подготовки к конференции, составления отчета или документа незаменимую роль играет память.
Человеку с хорошей памятью всегда было легче добиться успеха, чем остальным. Обратимся к истории.
Наполеон Бонапарт
запоминал схему построения
Франклин Рузвельт
пользовался другим методом.
После данных примеров, актуальность данной темы не может подлежать сомнению. Развитие памяти для успешного человека представляется первостепенной задачей.
Целью данной работы является рассмотреть само понятие памяти, различные виды памяти и их характеристики, а также рассмотреть закономерности запоминания и некоторые приемы для эффективного запоминания, которые могут быть полезны как школьникам, так и людям более старшего возраста, в том числе и руководителям.
Из истории изучения памяти
Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители различных наук: психологии, биологии, медицины, генетики. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, на которые исследователи пытаются найти ответы. Но все эти науки вместе взятые дополняют наши знания о памяти, расширяя их и позволяя рассматривать ее с разных точек зрения.
Стоит заметить, что психологическое учение о памяти намного старше учений из других областей знания. [11]
Первую развёрнутую концепцию памяти дал Аристотель в своем трактате «О памяти и воспоминании». Он утверждал, что память собственно и человеку и животному, однако воспоминания - только человеку, оно есть своеобразное припоминание образов и бывает только у тех, кто способен к самостоятельному мышлению, так как припоминает именно тот, кто уверен, что нечто подобное он уже когда-либо видел, слышал или чувствовал.
Более поздние попытки исследования памяти предпринял немецкий психолог – Г. Эббингаузе, который считается основоположником научного психологического анализа памяти, в своей работе «О памяти» 1885 г., в который стремился выяснить, как формируется и развивается память, как воздействуют на нее различные упражнения на запоминание. [5]
Исследования Г. Эббенгаузе существенно повлияли на американского философа и психолога У. Джеймса, который впервые в своей работе Принципы психологии 1890 г. предложил выделять непосредственную память (первичную) и память косвенную (вторичную). Однако, долгое время эти идеи не получали широкого признания со стороны психологов, так как не имели подтверждения эмпирическими данными, кроме как значительно сомнительными данными интроспекции. [5]
В начале XX века ученые были заинтересованы другим аспектом изучения памяти, а именно, они стремились найти участок мозга, который курирует память человека. С этой целью обучали крыс различным навыкам, а потом удаляли у них разные участки мозга. Но какую бы часть мозга у крыс не удаляли, память у них оставалась.
Этот своеобразный феномен удалось разрешить в более поздних исследованиях У. Пенфилда, который сумел выявить куратор памяти – «гиппокампиев круг» - участок мозга, находящийся в височных долях. [10]
Так как память является одним из ценнейших свойств человеческой жизни, одним из основных познавательных процессов, основой человеческого познания, то изучение памяти актуально и на современном этапе общества.
Определение памяти и ее основные процессы
Память –
это «способность живой
Таким образом, память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Память есть у всех живых существ, однако наиболее высокого уровня она достигает у человека. У животных существует всего два вида памяти:
В отличии от памяти животных, память человека - это психофизиологический и культурный процессы, который сводится к нескольким фазам. Понимание сущности психического процесса через сведение его к определенным фазам называется дискретным подходом.
Итак, рассмотрим основные процессы памяти:
По продуктивности:
По длительности:
По целям:
Продуктивность запоминания зависит от осмысленности или бессмысленности материала, поэтому соответственно выделяют осмысленное или механическое запоминание.
Эффективность
усвоения материала зависит от
способа его подачи. После прочтения
какого-либо текста в памяти
остается около 10% информации, тогда
как при самостоятельной
Виды памяти
В основе классификации памяти лежат различные критерии. В зависимости от этих критериев память делится на разные виды:
- По признаку наличия
и характера целей выделяют про
- По признаку осознанности или неосознанности предмета запоминания выделяют имплицитную и эксплицитную память. Первая иначе называется бессознательной памятью, вторая – осознаваемой.
- По длительности хранения
информации в памяти выделяют к
- по преобладающему в
процессах запоминания,
Остановимся более подробно на некоторых видах памяти.
Кратковременная
память представляет собой
Оперативная
память рассчитана на хранение
информации в течение
Долговременная
память – это память, способная
хранить информацию в течение
почти неограниченного срока.
Информация, попавшая в хранилище
долговременной памяти, может многократно
воспроизводиться человеком
Двигательная
память это сохранение, запоминание,
а впоследствии и
Эмоциональная
память – это память
Словесно-логическая память – это такой вид памяти, который опирается в первую очередь на установление и запоминание смысловых связей и отношений в информации, которую необходимо запомнить.
Образная память – это память на представления, различные картины природы и жизни, запахи, звуки и вкусы. Образная память основывается на органах чувств. Чаще всего у человека большую роль в жизни играет слуховая и зрительная память, остальные же у обычных людей особой роли не играют, однако, выступают в качестве компенсационных, например, у людей с ограниченными слуховыми или зрительными возможностями.
Феноменальная память
История сохранила для нас примеры выдающихся людей с выдающимися примерами к запоминанию.
Существует особая категория людей, в шутку называемая «чудо-счетчики». Эти люди обладают уникальной способностью памяти запоминать огромные массивы чисел. Одним из наиболее ярких примеров такого «чудо-счетчика», обследованного психологом является Жак Иноди. Он был способен воспроизвести любой случайный числовой ряд, при условии, что в нем не больше 42 чисел. Если же в массиве информации эти числа были связаны между собой, то способности Иноди возрастали до 400 чисел. Он не только запоминал сложные цифровые комбинации, но также мог точно сказать каким днем неделя будет 5 мая 21 345 678 года. [1]
Выдающейся
зрительной памятью обладал
Еще один
из изученных примеров
Основные приемы мнемотехники
В Древней Греции эллины почитали богиню памяти Мнемозину, которая к прочему считалась матерью муз, то есть основой всех искусств. Приемы запоминания информации назвали именем этой богини, таким образом, система таки приемов называется – мнемотехникой.
Мнемотехника известна с давних времен. Знаменитыми мнемонистами древности признаются Пифагор, Сократ, Ксенофонт, Платон. Мнемотехникой также владел Аристотель и обучал этому искусству Алесандра Македонского, в чем достиг не малых успехов. В начале мнемотехника была одна из основных частей риторики, так как основной объем информации приходилось хранить не в книгах и рукописях, а в памяти людей.
Информация о работе Общее представление о памяти. Приемы мнемотехники