В современном
мире существуют профессии, для
которых тренированная память
– необходимый атрибут. Одной
из таких профессий, конечно,
является менеджер. Для него очень
важно уметь запоминать лица,
фамилии, имена, дни рождения,
увлечения и прочую информацию
о клиентах фирмы. Ведь забывчивость
может восприниматься как отсутствие
внимания или неуважения к
клиенту.
Считается,
что менеджеры с нетренированной
памятью, в отличие от их
коллег, которые тренировке памяти
уделяют значительное время, запоминают
всего 30-50% деловой информации
ежедневно. [1] Конечно, такой небольшой
объем запоминания информации для человека,
который ежедневно контактирует со многими
людьми, подписывает договоры, заключает
различные сделки, вряд ли можно назвать
удовлетворительным. Однако, объем запоминаемой
информации можно увеличить на 90%, если
овладеть основными приемами мнемотехники,
так как продуктивность осмысленной памяти
в 25 раз больше механической. [1]
Все эффективные
приемы мнемотехники называются
по-разному и редко когда употребляются
в чистом виде. Как правило, в каждой
конкретной ситуации люди используют
комбинации из основных приемов.
- Метод опорных точек. Основан на выделении ключевых слов и тезисов или на переводе информации словесной в пиктограммы. Используется для запоминания связанных логически текстов.
- Привязка к хорошо знакомой информации. Используется, например, при изучении незнакомых иностранных слов.
- Фонетический метод. Метод, при котором по выделенным слогам создаются образы. Используется для изучения сложных терминов.
- Метод Цицерона. Эффективен для запоминания последовательности информации в текстах сообщений и заключается в привязке к месту.
- Метод социального этикета. Подходит для запоминания лиц и имен. Суть метода в выделении характерных черт внешности и привязывании к образу человека.
- Словесно-числовой код. Это перевод цифр в осмысленные образы. Идеально подходит для запоминания номеров телефонов, дат рождения и других чисел.
Таким образом,
способность использовать мнемотехнику
для запоминания материала является
важным средством улучшения памяти,
так как человек оказывается
способным запомнить большее
количество информации за счет
сознательной организации самого
процесса запоминания.
Для лучшего
запоминание рекомендуется повторять
его незадолго до сна. Так
как в этом случае изучаемый
материал не будет смешиваться
с другими впечатлениями, которые
в течение дня накладываются
друг на друга.
Однако стоит
помнить, что каждый конкретный
прием хорош лишь тогда, когда человек
испробовал его на себе, выработал некую
схему и убедился в его эффективности,
исходя из собственного опыта.
Заключение
Итак, мы рассмотрели
память как способность к получению,
хранению и воспроизведению жизненного
опыта, как психофизиологический
и культурный процессы, присущие
только человеку и сводимые
к нескольким фазам, таким как
запоминание, хранение, воспроизведение
и забывание.
Память является одним из основных
психических познавательных процессов
человека как личности. Она является опорой
жизни и делает возможным саморазвитие
человека, самосовершенствования и развития
как личности.
Также нами были
рассмотрены основные виды памяти, которые
выделяются по признаку наличия и характера
целей, по признаку осознанности или неосознанности
предмета запоминания, по длительности
хранения информации, по преобладающему
в процессах запоминания, сохранения и
воспроизведения материала анализатору.
Нами были рассмотрены
основные приемы мнемотехники, которые
помогут сделать процесс запоминания
наиболее эффективным.
Наверное, кто-то
может задать вопрос: зачем же нам
нужно развивать свою память, если в современном
мире так много электронной техники, которая
может сделать это за нас. Кроме уже названных
причин выше, отметим еще несколько. Во-первых,
развить память – это значит понимать
индивидуальные особенности своей психической
организации. Во-вторых, управлять своими
психическими процессами, в том числе
вниманием, воображение, мышлением. В-третьих,
психологически грамотно организовывать
свой труд. В-четвертых, время, которое
раньше могло тратиться на зубрежку, высвобождается
для более продуктивной и творческой деятельности.
В заключении, хотелось
бы привести слова У.Джеймса: «В духовной
жизни, как и в практической жизни, тот,
у кого знания держатся, всегда прогрессирует
и имеет успех». [10, c.120]
Список используемой
литературы
- Акимова Г.Е. Память – на пять! – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 272 с.
Кинякина О.Н., Захарова Т.И. Superпамять. Интенсив-тренинг для развития памяти. - М., ЭКСМО, 2007. - 413 c.
- Меркулов И.П. Эпистемология( когнитивно-эволюционной подход)/Под ред. Ермаковой М.Г.. – СПб., Издательство РХГА, 2006. – Т. 2. - 416 с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учебник для вузов. - М.: Академия, 2006. -512 с.
- Практикум по общей, экпериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000. – 560 с.
- Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: «ЧеРо», 2002. – 816 с.
- Психология. Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. / Под общ. ред. В. Н. Дружинина, СПб., Питер, 2000. – 672 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. – Т.1. – М., 1989. – С.302
- Станкин М.И. Общая психология: Функциональные явления человеческой психики. – 2-е изд., испр. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 400 с.
- Трактат Аристотеля «О памяти и припоминании»/ Пер. С.В. Месяц // Космос и Душа. М.: Прогресс-Традиция, 2005, стр. 391-419