Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 17:57, доклад
Общение дошкольников со сверстниками качественно меняется в сравнении с общением в предыдущие периоды. У дошкольников (4-5 лет) общение со сверстниками становится приоритетным. Они активно общаются между собой в самых разных ситуациях (во время режимных моментов, в процессе различных видов деятельности — игры, труда, занятий и др.). Особенно проявляется и развивается общение во время игровой деятельности. Развивающееся общение влияет на характер игры и ее развитие. Возникает большое разнообразие коллективных задач:
• совместная игра;
• навязывание собственных образцов;
Возраст ребенка |
Характер общения |
2-3 года |
Гораздо важнее общаться со взрослыми и играть с игрушками |
4 года |
Резко возрастает значимость других детей в жизни ребенка в сравнении со значимостью взрослого. Иногда ребенок предпочитает одиночные игры |
6 лет |
Появляются избирательные привязанности, возникает дружба и более устойчивые, глубокие отношения между детьми |
Общение со сверстниками |
Общение со взрослыми |
1. Яркая эмоциональная
насыщенность, резкие интонации, крики,
кривляние, смех и т. д. Экспрессия от ярко
выраженного негодования ("Ты чего делаешь?!")
до бурной радости ("Смотри, как хорошо!"). |
1. Более или менее спокойный тон общения |
2. Нестандартность высказываний, отсутствие жестких норм и правил. Используются самые неожиданные слова, сочетания слов и звуков, фразы: они жужжат, трещат, передразнивают друг друга, придумывают новые названия знакомым предметам. Создаются условия для самостоятельного творчества. Ничто не сковывает активность |
2. Определенные
нормы высказываний общепринятых фраз
и речевых оборотов. Взрослый: |
|
|
4. Направленные
действия на сверстника более
разнообразны. Общение значительно
богаче по назначению и |
4. Взрослый говорит,
что хорошо, |
Возраст |
Цель |
Содержание общения |
Пример |
3-4 года |
Стремление привлечь внимание сверстника с помощью своих предметов |
«Я» — это то, что у меня есть, или то, что я вижу |
«Это моя собачка...» «У меня сегодня новое платьице» |
4-5 лет |
Удовлетворить потребность в уважении. Особое значение приобретает отношение других людей к собственным успехам |
Демонстрируют то, что умеют делать. Детям нравится поучать своих сверстников и приводить себя в пример |
«Вот, это я сам сделал!» «Вот, смотри, как надо строить!» |
6-7 лет |
Демонстрируются свои познания в целях самоутверждения |
Высказывания о себе расширяются за счет: — сообщений о своих предметах и действиях; — большего количества рассказов о себе, не связанных с тем, что ребенок делает сейчас; — сообщений о том, где были, что видели; — того, что дети делятся планами на будущее |
«Я мультики смотрел.» «Я вырасту — буду.» «Я люблю книжки.» Вова своей машинкой обгоняет Колину, говорит: «У меня "мерседес". Он быстрее всех ездит.» |
Суждения на познавательные и моральные темы в общении со сверстниками служат для демонстрации своих познаний и утверждения собственного авторитета. |
Высказывания отражают дух нашего времени и интересы родителей. Дети с удовольствием сообщают своим друзьям то, что они услышали от родителей, зачастую даже не понимая смысла сказанного. |
«Что такое боевые искусства?» «Что такое бизнес?» | |
Интереснее сообщитьновые знания самому, чем выслу- шивать их от своегоприятеля |
Темы далеки от жизни детей, так как перени- мают их они от взрослых из семьи |
||
В суждениях и оценках прослеживается влияние взрослого |
«Жадничать нельзя, с жади- нами никто не водится!» — так «учат» дети своих друзей, повторяя слова взрослых, адресованные им самим |