Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 17:57, доклад
Описание работы
Общение дошкольников со сверстниками качественно меняется в сравнении с общением в предыдущие периоды. У дошкольников (4-5 лет) общение со сверстниками становится приоритетным. Они активно общаются между собой в самых разных ситуациях (во время режимных моментов, в процессе различных видов деятельности — игры, труда, занятий и др.). Особенно проявляется и развивается общение во время игровой деятельности. Развивающееся общение влияет на характер игры и ее развитие. Возникает большое разнообразие коллективных задач: • совместная игра; • навязывание собственных образцов;
О чем свидетельствуют
такие обращения детей? К детям какого
возраста они относятся?
Решение. У детей есть общее
дело, которое их увлекает. Теперь уже
не столь важно, какой «Я», а какой «Ты»,
главное — у нас есть интересная игра.
Этот поворот от «Я» к «Мы» наблюдается
у детей после 4 лет, когда и происходит
попытка объединиться в игре.
-203-
Ситуация. Дима (4 года) и Коля
(4 года 1 месяц) играли поодиночке, каждый
со своей игрушкой. Родители обратили
внимание на то, что сверстники мальчиков
не принимали их в совместные игры. Психолог,
обследовавший этих детей, сказал родителям,
что причина тому в недостаточной развитости
речи у их сыновей.
Какую особенность
речевого развития имел в виду психолог?
Решение. Дети, плохо говорящие
и не понимающие друг друга, не могут наладить
интересную игру, содержательное общение.
Им становится скучно друг с другом. Они
вынуждены играть врозь, потому что говорить
им не о чем.
-204-
Ситуация. Вова (4 года) быстро
говорит Вите (4,5 года): «Жадина ты какая-то».
О чем свидетельствует
это и подобные суждения сверстников?
Каковы особенности
оценочных суждений детей?
Решение. Подобного рода оценки
дети дают друг другу на основании сиюминутных,
часто ситуативных проявлений: не дает
игрушку, значит, «жадина». О своем недовольстве
ребенок охотно и откровенно сообщает
сверстнику. Оценки маленьких детей носят
слишком субъективный характер. Они сводятся
к противопоставлению «Я» и «Ты», где «Я»
заведомо лучше, чем «Ты».
На протяжении дошкольного
детства сообщение ребенка о себе изменяется
от «это мое», «смотри, как я делаю» до
«каким я буду, когда вырасту» и «что я
люблю».
В старшем дошкольном возрасте цель взаимного общения детей заключается
в том, чтобы продемонстрировать себя,
свои достоинства, привлечь к себе внимание.
Ребенку очень важны оценка сверстника,
его одобрение, даже восхищение.
При общении со сверстниками
в каждой фразе ребенка в центре стоит
«Я»: «У меня есть...», «Я умею...», «Я делаю...».
Ему важно продемонстрировать сверстнику
свое превосходство в чем-то. Поэтому дети
любят хвалиться друг перед другом: «А
мне купили...», «А у меня есть...», «А моя
машинка лучше твоей...» и т. п. Благодаря
этому ребенок приобретает уверенность в том,
что его замечают, что он самый хороший,
любимый и т. д.
Вещь, игрушка, которую
никому нельзя показать, теряет свою привлекательность.
Для родителей малыш всегда
самый хороший. И папу с мамой ему не надо
убеждать в том, что он самый хороший. Но
как только ребенок оказывается среди
ровесников, ему приходится доказывать
свое право на превосходство. Это происходит
посредством сравнения себя с теми, кто
играет рядом и кто так похож на тебя.
Примечательно, что
сравнивают себя с другими дети очень
субъективно.
Основная задача ребенка — доказать
свое превосходство: «Смотри, какой я хороший».
Вот для чего нужен сверстник! Он нужен
для того, чтобы было с кем сравнивать,
чтобы было кому показывать свои достоинства.
Прежде всего ребенок видит
сверстника как предмет для сравнения.
И только тогда, когда сверстник начинает
вести себя не так, как хотелось бы, тогда
он начинает мешать. В таких случаях замечаются
качества его личности, и сразу же эти
качества получают суровую оценку: «Жадина
ты ».
Оценка дается на
основе конкретных действий: «Не даешь
игрушку, значит, жадина».
Но другу тоже нужны признание,
одобрение, похвала, а потому конфликты
между детьми неизбежны.
-205-
Ситуация. Дети играют дружно
и ни на что не жалуются.
Значит ли такая ситуация,
что в группе все равны?
Решение. Нет, не значит. Скорее
всего, между детьми сложился определенный
тип отношений: одни только командуют,
другие только подчиняются.
Может быть и такое, что агрессивный
ребенок запугивает одного, упрашивает
другого, заискивает перед третьим, но
так или иначе всех подчиняет своей активностью.
Рассмотрим основные причины
детских конфликтов.
Каждый
ребенок ожидает хорошей оценки от сверстника, но не понимает, что сверстнику
тоже нужна похвала. Похвалить,
одобрить другого ребенка для дошкольника
очень трудно. Он видит только внешнее
поведение другого: то, что он толкает,
кричит, мешает, отбирает игрушки и т. д.
При этом он не понимает, что каждый сверстник
— личность, со своим внутренним миром,
интересами, желаниями.
Дошкольник
не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы.Поэтому ему трудно представить, что чувствует другой.
Ребенку надо помочь посмотреть
на себя и сверстника со стороны, чтобы
малыш мог избежать множества конфликтов.
-206-
Ситуация. В исследованиях обнаружено,
что у детей из детского дома, имеющих
неограниченные возможности общения друг
с другом, но воспитывающихся в условиях
дефицита общения со взрослым, контакты
со сверстниками бедны, примитивны и однообразны.
Они не способны к сопереживанию, взаимопомощи,
самостоятельной организации содержательного
общения.
Почему так происходит?
Решение. Так происходит только
потому, что они воспитываются в условиях
дефицита общения со взрослыми. Для развития
полноценного общения необходима целенаправленная
организация детского общения, которую
может осуществлять взрослый, а особенно
— специалист по дошкольному воспитанию.
-207-
Вопрос. Какое влияние должен
оказать взрослый человек на ребенка,
для того чтобы его взаимодействие с другими
детьми складывалось успешно?
Ответ. Возможны два пути.
Первый предполагает организацию совместной
предметной деятельности детей. Для
младших дошкольников такой путь малоэффективен,
так как дети этого возраста сосредоточены
на своих игрушках и занимаются в основном
индивидуальной игрой. Обращения их друг
к другу сводятся к тому, чтобы отобрать
привлекательную игрушку у другого. Можно
сказать, что интерес к игрушкам мешает
ребенку увидеть своего сверстника.
Второй путь основан на организации субъектного взаимодействия
между детьми. Такой путь более эффективен.
Задача взрослого состоит в том, чтобы
наладить отношения между детьми. Для
этого взрослый:
демонстрирует ребенку
достоинства сверстников;
ласково называет каждого
ребенка поименно;
хвалит партнеров по
игре;
предлагает ребенку
повторить действия другого.
Следуя по второму пути, взрослый
привлекает внимание ребенка к субъективным
качествам другого. В результате интерес
детей друг к другу возрастает. Возникают
положительные эмоции, адресованные сверстнику.
Взрослый помогает
ребенку открыть сверстника и увидеть
в нем положительные качества.
В условиях ролевой игры, при
общности действий и эмоциональных переживаний
создается атмосфера единства и близости
со сверстником. Развиваются межличностные
отношения и содержательное общение.
-208-
Ситуация. Часто усилия работников
детского сада направлены на создание
целостного интерьера и на подбор привлекательных
игрушек, которые радовали бы детей, а
воспитатель мог потом занять и организовать
их.
Оправдываются ли
такие ожидания взрослых?
Решение. Часто вместо радости
игрушки приносят огорчения, слезы. Дети
отбирают их друг у друга, дерутся из-за
их привлекательности. Какие-либо разъяснения
воспитателя по поводу того, как можно
с этими игрушками играть без конфликтов,
не помогают. Советы вступают в противоречие
с привычным для детей опытом игры дома,
где они хозяева игрушек.
Отсутствие опыта игрового общения
и совместной игры со сверстниками приводит
к тому, что малыш в другом ребенке видит
претендента на привлекательную игрушку,
а не партнера по общению. Необходим опыт
совместной игры под руководством взрослого.
-209-
Ситуация. В детских домах и в
других официальных учреждениях обязанность
воспитателя — быть изо дня в день терпеливым,
сдержанным и т. д. Это непременное условие
работы. Но исследования показывают, что
именно такой «однобокий» подход к ребенку
и является одним из минусов общественного
воспитания. Ребенок с рождения, таким
образом, приучается только к одному способу
взаимодействия с окружающим миром.
Почему это можно
считать минусом общественного воспитания?
Решение. Для ребенка лучше,
если он получит разный опыт взаимодействия
с окружающим миром. Ведь мамы и папы могут
быть «добрыми» и «злыми», «сдержанными»
и «рассудительными» и т. д. Но ребенок
при этом должен всегда чувствовать, что
он родителями любим.
* * *
Ростки новых отношений "Мы",
а не "Я", должны поддерживать взрослые
(рис. 9.11).
Рис. 9.11. Роль взрослого в
развитии товарищеских отношений
-210-
Ситуация. Две воспитательницы
занимались развитием речи и навыков общения
дошкольников, но делали это по-разному.
Одна просила детей то рассказать известную
им сказку, то описать предмет, который
они видят, то составить рассказ на тему
коллективного опыта. И постоянно при
этом она требовала от детей полного ответа.
Другая предлагала детям поиграть
в сказку, устроить театрализованное представление,
или просила отгадать, о каком предмете
идет речь, предварительно описав его,
или же предлагала им поделиться своими
впечатлениями о случаях, которые с ними
происходили. Воспитательница приглашала
всех детей принимать посильное участие
в диалоге.
У кого из воспитателей
дети будут более активно работать на
занятиях?
Решение. У второй воспитательницы
дети будут работать более активно, так
как каждое обращение к ним было приглашением
к диалогу, мотивировано творческим подходом,
а потому интересно. У первой же воспитательницы
детям было не так интересно говорить
об уже известных вещах даже при обсуждении
событий из коллективного опыта.
У второй воспитательницы диалог
был основан на живом разговорном языке.
Ребенку полезнее сказать 2-3 фразы под
влиянием яркого образного впечатления,
нежели вымучивать «описательный пересказ».
-211-
Вопрос. Как лучше развивать
связную речь у ребенка, считаясь с его
индивидуальными особенностями?
Ответ. Связную речь можно
развивать в процессе обучения ребенка
пересказу по описанию. Лучше всего это
делать, учитывая индивидуальные особенности
детей, их интересы (лепить, ставить спектакли
и др.).
Происходит естественный диалог
в играх-драматизациях, инсценировках,
в ходе сюжетно-дидактических игр, в процессе
диалогов на темы из личного опыта, в рассуждениях
при отгадывании загадок и др. У детей
в условиях интересных увлечений само
собой происходит словесное выражение
собственных мыслей.
-212-
Ситуация. К старшему дошкольному
возрасту многие дети овладевают лишь
самыми простыми формами диалогического
общения со сверстниками.
На что должны обратить
внимание взрослые для развития у ребенка
навыков диалогического общения?
Решение. Обычно навыки диалогического
общения со взрослым дети переносят на
общение со сверстниками. Взрослый должен
обратить внимание:
на развитие навыков
свободного рассуждения;
на включение в диалог
аргументации;
на поддержание длительности
диалога.
Работу по развитию логического
общения необходимо начинать с 3-5 лет,
когда ребенок овладевает связной речью,
когда он взаимодействует со сверстниками
в коллективных, сюжетно-ролевых, подвижных
играх, когда он занимается коллективной
деятельностью: рисует, конструирует и
др. Такая работа позволяет решать одновременно
2 задачи.
Языковое развитие
ребенка. Формируются его речевое внимание,
фонематический слух, артикуляционный
аппарат.
Развитие связной речи.
Происходит налаживание игрового и речевого
взаимодействия со сверстниками.
-213-
Вопрос. Что можно считать
сформированностью диалогового общения
в старшем дошкольном возрасте?
Ответ. Ребенок должен уметь
ориентироваться на партнера-сверстника,
обращаться к нему инициативно, отвечать
словом и действием на его высказывания.
Общение должно быть доброжелательным,
адресованным, поддерживаемым комментирующими,
рассуждающими, взаимосвязанными высказываниями,
вопросами, побуждениями.