Общение: функции и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 14:14, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение понятия общения, его функции и видов общения. Данная тема является весьма актуальной, так как за последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.

Файлы: 1 файл

философия общение.docx

— 27.66 Кб (Скачать файл)

Введение 

Нет ничего проще, а  вместе с тем и сложнее, чем  человеческое общение. В нем –  источник  радостей и огорчений, надежд и успехов. Человек никогда  не бывает один. Даже общение с машиной, по сути дела - опосредованное общение  с ее создателями. Нет профессии, которая не требовала бы общения. 

Общение – сложный  процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информации, а также в восприятии и понимании  партнёрами друг друга. Субъектами общения  являются живые существа, люди. В  принципе общение характерно для  любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными  и невербальными актами. Общение  включает в себя обмен информацией  между ее участниками, который может  быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения.  Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона  общения предполагает восприятие общающимися  друг друга.[5] 

Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются  знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды  и убеждения. Только в процессе общения  формируются духовные потребности, морально – политические и эстетические чувства, складывается характер. Общение  порождается социальными, общественными  и другими потребностями человека, проявляющимися в стремлении выполнять  совместную деятельность. Общение также  порождено мотивами, образующимися  в ходе осуществления процесса совместной деятельности. 

Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной  личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так  и общественные отношения.[6] 

Целью данной работы является изучение понятия общения, его функции и видов общения. Данная тема является весьма актуальной, так как за последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним  из ведущих направлений исследований в психологической науке в  целом, и социальной психологии прежде всего. Ее перемещение в центр  психологических исследований объясняется  изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия. 

Главной задачей  контрольной работы является определить категорию общения в психологической  науке, определение его функций  и видов.

Глава 1.Понятие общения 

Общение – сложный  процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании  партнерами друг друга. Субъектами общения  являются живые существа, люди. В  принципе общение характерно для  любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться  осознанным, связанным  вербальными  и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. В общении  можно выделить ряд аспектов[1]: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.  

Содержание общения  – информация, которая в межиндивидуальных  контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном  и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.  

Цель общения –  отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?».  Здесь  имеет место тот же принцип, что  уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения  не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я  являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.  

Средства общения  – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения  от одного существа к другому. Кодирование  информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и  хранения информации.  

Общение – сложный  многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен  информацией, выработку единой стратегии  взаимодействия, восприятие и понимание  другого человека.  

Следовательно, основное назначение этого процесса заключается  в том, чтобы люди контактировали, искали и находили точки соприкосновения  друг с другом, взаимодействовали  между собой в процессе совместной деятельности, что бы они обменивались информацией и стремились к пониманию  друг друга. Поэтому психологи условно  выделяют в общении три стороны: коммуникативную, интерактивную и  персептивную. 

Коммуникация –  процесс обмена информации. В процессе обмена информации важно, чтобы каждый участник коммуникации правильно понимал  свою роль. Другими словами, коммуникатор должен четко излагать необходимую  для передачи информацию, а реципиент  должен внимательно слушать, воспринимая  все сказанное партнером по общению, и только после усвоения всего  материала, он может не согласиться  с услышанным, сопоставить со своей  точкой зрения и т.д.  

К свойствам личности, необходимым в процессе общения, можно отнести способность слушать, внушать, уважать партнера по общению (ведь человека, которого уважаешь всегда выслушиваешь с большей внимательностью, чем того, кто не заслуживает внимания), опытность, образованность и др.  

К качествам личности, которые напротив создают помехи коммуникации, относятся вспыльчивость, нетерпеливость, слишком развитая самоуверенность  и высокомерие по отношению к  собеседнику (поскольку у человека с такими качествами уже изначально «притуплено» внимание к партнеру по общению, а значит и к получаемой от него информации) и др.  

Персептивная сторона  общения включает в себя процесс  восприятия и понимания другого  человека, формирования его образа. Впечатление, которое возникает  при восприятии человека, играет важную роль в общении. На основе восприятия человека человеком формируется  представление не только о внешнем  облике, но также о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках партнера по общению. Интерактивная сторона  общения представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений. Действие является одним из главных  компонентов общения. 

Интерактивная сторона  общения проявляется не только через  обмен информацией, но и через  усилия людей по организации совместных действий, позволяющих партнерам  организовывать какую-либо совместную деятельность. К качествам личности создающим помехи для интерактивного общения можно отнести свойства противоположные перечисленным, а  так же замкнутость, безынициативность, безответственность, неопытность в  конкретной области и др. [1]

Глава 2.Основные функции 

Под словом функций (от лат. Functio - исполнение, осуществление) общения, понимают внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме.[5] 

Известны различные  подходы к классификации функций  общения. Одни исследователи, рассматривая общение в контексте его органического  единства с жизнью общества в целом  и с непосредственными контактами людей и внутренней духовной жизнью человека.[3] 

Выделяют следующие  функции:

общение является формой существования и проявления человеческой сущности, оно играет в коллективной деятельности людей коммуникативно-соединительную роль;

представляет собой  важнейшую жизненную потребность  человека, условие его благополучного существования , обладает психотерапевтическим, подтверждающим значением (подтверждение  собственного «Я» другим лицом) в  жизни индивида любого возраста.  

Перечисленные функции, учитывая их интегральный характер, являются теми факторами, которые показывают существенно весомее роль общения  для человека, чем просто передача информации. И знание этих интегральных функций, которые выполняет общение  в процессе индивидуального развития человека, дает возможность выявить  причины отклонений, нарушений процесса взаимодействия, неполноценной структуры  и формы общения, в которые  была вовлечен человек на протяжении всей жизни. Неадекватность форм общения  человека в прошлом существенно  влияет на его личностное развитие, определяет проблемы, которые встают перед ним сегодня. 

Значительная часть  исследователей выделяет функции общения, связанные с обменом информацией, взаимодействием и восприятием  людьми друг друга.  

Так, Б.Ломов выделяет в общении три функции: информационно-коммуникативную (заключается в любом обмене информацией), регуляционно-коммуникативную (регуляция  поведения и регуляция совместной деятельности в процессе взаимодействия и аффективно-коммуникативную (регуляция  эмоциональной сферы человека.  

Информационно-коммуникативная  функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации, ее реализация имеет несколько уровней: на первом осуществляется выравнивание различий в исходной информированности людей, которые вступают в психологический  контакт; второй уровень предусматривает  передачу информации и принятие решений (здесь общение реализует цели информирование, обучение и др.); третий уровень связан со стремлением человека понять других (общение, направленное на формирование оценок достигнутых  результатов).  

Вторая функция - регуляционно-коммуникативная - заключается  в регуляции поведения. Благодаря  общению человек осуществляет регуляцию  не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия, то есть происходит процесс взаимного налаживания действий.  

При таких условиях проявляются феномены, свойственные совместной деятельности, в частности, совместимость людей, их сработанность, осуществляется взаимная стимуляция и  коррекция поведения. Эту функцию  выполняют такие феномены, как  имитация, внушение и др.  

Третья функция - аффективно-коммуникативная - характеризует  эмоциональную сферу человека, в  которой выявляется отношение индивида к окружающей среде, в том числе  и социальное.  

Можно привести другую, немного подобную предыдущей, классификацию  – четырех элементную модель (А. Реан), в которой общение образует : когнитивно-информационный (прием  и передача информации), регулятивно-поведенческий (заостряет внимание на особенностях поведения субъектов, на взаимной регуляции  их действий), аффективно-эмпатический (описывает общение как процесс  обмена и регуляции на эмоциональном  уровне) и социально-перцептивний компоненты (процесс взаимного восприятия, понимания  и познания субъектов).  

Ряд исследователей пытается расширить количество функций  общения за счет их уточнения. В частности  А. Брудный отличает инструментальную функцию, необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместной работы; синдикативную  которая находит свое отражение  в сплочения малых и больших  групп; трансляционную, необходимую  для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев; функцию самовыражения, сориентированную на поиск и достижение взаимного  понимания.  

Л. Карпенко по критерию «цель общения» выделяет еще восемь функций, которые реализуются в  любом процессе взаимодействия и  обеспечивают достижение в нем определенных целей:

контактную - установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче сообщения  и поддержания связи во время  взаимодействия в форме постоянной взаимо ориентированности;

информационную - обмен  сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями), т.е. прием - передача каких данных в ответ на полученный от партнера запрос;

побудительную - стимулирование активности партнера по общению, что  направляет его на выполнение тех  или иных действий;

координационную - взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;

понимание - не только адекватное восприятие и понимание  сущности сообщения, но и понимания  партнерами друг друга;

Информация о работе Общение: функции и виды