Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 14:14, реферат
Целью данной работы является изучение понятия общения, его функции и видов общения. Данная тема является весьма актуальной, так как за последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.
Введение
Нет ничего проще, а
вместе с тем и сложнее, чем
человеческое общение. В нем –
источник радостей и огорчений,
надежд и успехов. Человек никогда
не бывает один. Даже общение с машиной,
по сути дела - опосредованное общение
с ее создателями. Нет профессии,
которая не требовала бы общения.
Общение – сложный
процесс взаимодействия между людьми,
заключающийся в обмене информации,
а также в восприятии и понимании
партнёрами друг друга. Субъектами общения
являются живые существа, люди. В
принципе общение характерно для
любых живых существ, но лишь на уровне
человека процесс общения становится
осознанным, связанным вербальными
и невербальными актами. Общение
включает в себя обмен информацией
между ее участниками, который может
быть охарактеризован в качестве
коммуникативной стороны
Именно в процессе
общения усваивается опыт, накапливаются
знания, формируются практические умения
и навыки, вырабатываются взгляды
и убеждения. Только в процессе общения
формируются духовные потребности,
морально – политические и эстетические
чувства, складывается характер. Общение
порождается социальными, общественными
и другими потребностями
Общение имеет огромное
значение в развитии не только отдельной
личности, но и общества в целом.
В процессе общения складываются
и реализуются как личные, так
и общественные отношения.[6]
Целью данной работы
является изучение понятия общения,
его функции и видов общения.
Данная тема является весьма актуальной,
так как за последние 20-25 лет изучение
проблемы общения стало одним
из ведущих направлений
Главной задачей
контрольной работы является определить
категорию общения в
Глава 1.Понятие общения
Общение – сложный
процесс взаимодействия между людьми,
заключающийся в обмене информацией,
а также в восприятии и понимании
партнерами друг друга. Субъектами общения
являются живые существа, люди. В
принципе общение характерно для
любых живых существ, но лишь на уровне
человека процесс общения становиться
осознанным, связанным вербальными
и невербальными актами. Человек,
передающий информацию, называется коммуникатором,
получающий ее – реципиентом. В общении
можно выделить ряд аспектов[1]: содержание,
цель и средства. Рассмотрим их подробнее.
Содержание общения
– информация, которая в межиндивидуальных
контактах передается от одного живого
существа другому. Это могут быть
сведения о внутреннем (эмоциональном
и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке
во внешней среде. Наиболее разнообразно
содержание информации в том случае,
если субъектами общения являются люди.
Цель общения –
отвечает на вопрос «Ради чего существо
вступает в акт общения?». Здесь
имеет место тот же принцип, что
уже упоминался в пункте о содержании
общения. У животных цели общения
не выходят обычно за рамки актуальных
для них биологических
Средства общения
– способы кодирования, передачи,
переработки и расшифровки
Общение – сложный
многоплановый процесс
Следовательно, основное
назначение этого процесса заключается
в том, чтобы люди контактировали,
искали и находили точки соприкосновения
друг с другом, взаимодействовали
между собой в процессе совместной
деятельности, что бы они обменивались
информацией и стремились к пониманию
друг друга. Поэтому психологи условно
выделяют в общении три стороны:
коммуникативную, интерактивную и
персептивную.
Коммуникация –
процесс обмена информации. В процессе
обмена информации важно, чтобы каждый
участник коммуникации правильно понимал
свою роль. Другими словами, коммуникатор
должен четко излагать необходимую
для передачи информацию, а реципиент
должен внимательно слушать, воспринимая
все сказанное партнером по общению,
и только после усвоения всего
материала, он может не согласиться
с услышанным, сопоставить со своей
точкой зрения и т.д.
К свойствам личности,
необходимым в процессе общения,
можно отнести способность
К качествам личности,
которые напротив создают помехи
коммуникации, относятся вспыльчивость,
нетерпеливость, слишком развитая самоуверенность
и высокомерие по отношению к
собеседнику (поскольку у человека
с такими качествами уже изначально
«притуплено» внимание к партнеру по
общению, а значит и к получаемой
от него информации) и др.
Персептивная сторона
общения включает в себя процесс
восприятия и понимания другого
человека, формирования его образа.
Впечатление, которое возникает
при восприятии человека, играет важную
роль в общении. На основе восприятия
человека человеком формируется
представление не только о внешнем
облике, но также о намерениях, мыслях,
способностях, эмоциях, установках партнера
по общению. Интерактивная сторона
общения представляет собой взаимодействие
(и воздействие) людей друг с другом
в процессе межличностных отношений.
Действие является одним из главных
компонентов общения.
Интерактивная сторона общения проявляется не только через обмен информацией, но и через усилия людей по организации совместных действий, позволяющих партнерам организовывать какую-либо совместную деятельность. К качествам личности создающим помехи для интерактивного общения можно отнести свойства противоположные перечисленным, а так же замкнутость, безынициативность, безответственность, неопытность в конкретной области и др. [1]
Глава 2.Основные функции
Под словом функций
(от лат. Functio - исполнение, осуществление)
общения, понимают внешнее проявление
свойств общения, те роли и задачи,
которые оно выполняет в
Известны различные
подходы к классификации
Выделяют следующие функции:
общение является формой
существования и проявления человеческой
сущности, оно играет в коллективной
деятельности людей коммуникативно-
представляет собой
важнейшую жизненную
Перечисленные функции,
учитывая их интегральный характер, являются
теми факторами, которые показывают
существенно весомее роль общения
для человека, чем просто передача
информации. И знание этих интегральных
функций, которые выполняет общение
в процессе индивидуального развития
человека, дает возможность выявить
причины отклонений, нарушений процесса
взаимодействия, неполноценной структуры
и формы общения, в которые
была вовлечен человек на протяжении
всей жизни. Неадекватность форм общения
человека в прошлом существенно
влияет на его личностное развитие,
определяет проблемы, которые встают
перед ним сегодня.
Значительная часть
исследователей выделяет функции общения,
связанные с обменом
Так, Б.Ломов выделяет
в общении три функции: информационно-коммуникативную
(заключается в любом обмене информацией),
регуляционно-коммуникативную (регуляция
поведения и регуляция
Информационно-коммуникативная
функция охватывает процессы формирования,
передачи и приема информации, ее реализация
имеет несколько уровней: на первом
осуществляется выравнивание различий
в исходной информированности людей,
которые вступают в психологический
контакт; второй уровень предусматривает
передачу информации и принятие решений
(здесь общение реализует цели
информирование, обучение и др.); третий
уровень связан со стремлением человека
понять других (общение, направленное
на формирование оценок достигнутых
результатов).
Вторая функция -
регуляционно-коммуникативная - заключается
в регуляции поведения. Благодаря
общению человек осуществляет регуляцию
не только собственного поведения, но
и поведения других людей, и реагирует
на их действия, то есть происходит процесс
взаимного налаживания действий.
При таких условиях
проявляются феномены, свойственные
совместной деятельности, в частности,
совместимость людей, их сработанность,
осуществляется взаимная стимуляция и
коррекция поведения. Эту функцию
выполняют такие феномены, как
имитация, внушение и др.
Третья функция -
аффективно-коммуникативная - характеризует
эмоциональную сферу человека, в
которой выявляется отношение индивида
к окружающей среде, в том числе
и социальное.
Можно привести другую,
немного подобную предыдущей, классификацию
– четырех элементную модель (А.
Реан), в которой общение образует
: когнитивно-информационный (прием
и передача информации), регулятивно-поведенческий
(заостряет внимание на особенностях
поведения субъектов, на взаимной регуляции
их действий), аффективно-эмпатический
(описывает общение как
Ряд исследователей
пытается расширить количество функций
общения за счет их уточнения. В частности
А. Брудный отличает инструментальную
функцию, необходимую для обмена
информацией в процессе управления
и совместной работы; синдикативную
которая находит свое отражение
в сплочения малых и больших
групп; трансляционную, необходимую
для обучения, передачи знаний, способов
деятельности, оценочных критериев;
функцию самовыражения, сориентированную
на поиск и достижение взаимного
понимания.
Л. Карпенко по критерию «цель общения» выделяет еще восемь функций, которые реализуются в любом процессе взаимодействия и обеспечивают достижение в нем определенных целей:
контактную - установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания связи во время взаимодействия в форме постоянной взаимо ориентированности;
информационную - обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями), т.е. прием - передача каких данных в ответ на полученный от партнера запрос;
побудительную - стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение тех или иных действий;
координационную - взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;
понимание - не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимания партнерами друг друга;