Общение: функции и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 14:14, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение понятия общения, его функции и видов общения. Данная тема является весьма актуальной, так как за последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.

Файлы: 1 файл

философия общение.docx

— 27.66 Кб (Скачать файл)

амотивную - вызов  у партнера по общению нужных эмоциональных  переживаний и состояний, изменение  с его помощью собственных  переживаний и состояний;

установления отношений - осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действовать  индивиду;

осуществления воздействия - изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения  и т.п.).  

Среди функций общения  ученые выделяют также социальные. Основная из них связана с управлением  общественно-трудовыми процессами, другая - с установлением человеческих отношений.  

В образовании сообщества заключается еще одна функция  общения, которая направлена на поддержку  социально-психологического единства в группах и связана с коммуникативной  деятельностью (сущность деятельности в создании и поддержке конкретной взаимосвязи людей в группах) она допускает информационный обмен  знаниями, отношениями и чувствами  между людьми, т.е. имеет целью  передачу-восприятие индивидом общественного  опыта. Среди социальных функций  общения важны функции подражания опыта и изменения личности (последняя  осуществляется на основе механизмов восприятия, подражание, убеждение, заражение).  

Изучение специфики  общественно-политической деятельности позволяет выделить следующие основные функции общения в этой области  знания (А. Деркач, Н. Кузьмина):  

Социально-психологического отражения. Общение возникает как  результат и как форма сознательного  отражения партнерами особенностей протекания взаимодействия. Социально-психологический  характер этого отражения проявляется  в том, что прежде всего через  языковую и другие формы сигнализации, элементы ситуации взаимодействия, восприняты и переработаны отдельным человеком, становятся реально действительными  для его партнеров. Общение становится не столько обменом информацией, сколько процессом совместного  взаимодействия и влияния. В зависимости  от характера этиго взаимовлияния  происходит согласование, уточнение, взаимное дополнение содержательного и количественного  аспектов «индивидуального» отображения  с образованием групповой мысли, как формы коллективного мышления людей или, наоборот, столкновение мнений, их нейтрализация, сдерживание, как  это бывает в межличностных конфликтах и неадекватных взаимовлияниях (прекращении  общения);  

Регулятивную. В процессе общения осуществляется непосредственное или косвенное влияние на члена  группы с целью изменения или  сохранения на том же уровне его  поведения, действий, состояния, общей  активности, особенностей восприятия, системы ценностей и отношений. Регулятивная функция позволяет организовать совместные действия, планировать и согласовывать, координировать и оптимизировать групповое взаимодействие членов коллектива. Регуляция поведения и деятельности является целью межличностной коммуникации как компонента предметной деятельности и конечным ее результатом. Именно осуществление этой важной функции общения позволяет оценить эффект общения, его производительность или непроизводительность;  

Познавательную. Названая функция заключается в том, что  в результате систематических контактов  в ходе совместной деятельности члены  группы овладевают различными знаниями о самих себе, своих друзьях, способах наиболее рационального решения  поставленных перед ними задач. Овладение  соответствующими умениями и навыками, возможна компенсация недостаточных  знаний у отдельных членов группы и достижение ими необходимого взаимопонимания  обеспечиваются именно познавательной функцией общения в сочетании  с функцией социально-психологического отображения;  

Экспрессивную. Различные  формы вербального и невербального  общения являются показателями эмоционального состояния и переживания члена  группы часто вопреки логике и  требованиям совместной деятельности. Это своеобразное проявление своего отношения к тому, что происходит через обращение к другому  члену группы. Порой несовпадение в способах эмоционального регулирования  может привести к отдалению партнеров, нарушению их межличностных отношений  и даже к конфликтам; 

Социального контроля. Способы решения задач, определенные формы поведения, эмоционального реагирования и отношений имеют нормативный  характер, их регламентация посредством  групповых и социальных норм обеспечивает необходимую целостность и организованность коллектива, согласованность совместных действий. Для поддержки согласованности  и организованности групповой деятельности используются различные формы социального  контроля. Межличностное общение  в основном выступает в роли отрицательных (осуждение) или положительных (одобрение) санкций. Следует, однако, отметить, что  не только одобрение или осуждение  воспринимается участниками совместной деятельности в качестве наказания  или поощрения. Нередко и отсутствие общения может восприниматься как  та или иная санкция;  

Социализации. Эта  функция - одна из важнейших в работе субъектов деятельности. Приобщаясь к совместной деятельности и общения, члены группы осваивают коммуникативные  умения и навыки, что позволяет  им эффективно взаимодействовать с  другими людьми. Хотя умение быстро оценить собеседника, ориентироваться  в ситуации общения и взаимодействия, слушать и говорить играют важную роль в межличностной адаптации  человека, еще большее значение имеют  умение действовать в интересах  группы, доброжелательное, заинтересованное и терпеливое отношение к другим членам группы.  

Анализ особенностей общения в сфере деловых взаимоотношений  также указывает на его многофункциональность (А. Панфилова, Е. Руденский):  

1.        инструментальная функция характеризует  общение как социальный механизм  управления, что дает возможность  получить и передать информацию, необходимую для осуществления  определенного действия, принятия  решения и т.п.;  

2.        интегративной - используется как  средство объединения деловых  партнеров для совместного коммуникативного  процесса;  

3.        функция самовыражения помогает  самоутвердится, продемонстрировать  личностный интеллект и психологический  потенциал;  

4.        трансляционная - служит для передачи  конкретных способов деятельности, оценок, мнений и др.;  

5.        функция социального контроля  призвана регламентировать поведение,  деятельность, а иногда (когда речь  идет о коммерческой тайне)  и языковые акции участников  делового взаимодействия;  

6.        функция социализации способствует  развитию навыков культуры делового  общения; с помощью экспрессивной  функции деловые партнеры пытаются  выразить и понять эмоциональные  переживания друг друга.  

В. Панферов считает, что основные функции общения  часто характеризуют, не прибегая к  анализу функций человека как  субъекта взаимодействия с другими  людьми в совместной жизнедеятельности, что приводит к потере объективных  основ их классификации. Анализируя классификацию функций общения, предложенную Б. Ломовым, исследователь  ставит вопрос: «Исчерпывающими являются ряды функций по их количеству? Как  много может быть таких рядов? О какой основной классификации  может идти речь? Как разные основы связаны между собой?» 

Пользуясь, случаем, напомним, что Б. Ломов выделил  два ряда функций общения с  различными основаниями. Первый из них  включает три класса известных уже  функций - информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и  аффективно-коммуникативную, а второй (по другой системе оснований) - охватывает организацию совместной деятельности, познания людьми друг друга, формирование и развитие межличностных отношений.  

Отвечая на первый поставленный вопрос, В. Панферов среди основных функций общения выделяет шесть: коммуникативную, информационную, когнитивную (познавательная), эмотивную (ту, что  вызывает душевные переживания) , конативную (регуляцию, координацию взаимодействия), креативную (преобразовательная).  

Все приведенные  функции трансформируются в одну главную функцию общения - регуляторную, которая проявляется во взаимодействии индивида с другими людьми. И в  этом смысле общение является механизмом соииально-психологической регуляции  поведения людей в их совместной деятельности. Выделенные функции, по мнению исследователя, следует рассматривать  как одно из оснований для классификации  всех других функций человека как  субъекта общения.[3]  

Глава 3.Основные виды общения 

Различают вербальное, невербальное и паравербальное общение. Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно  ‘перевести’ сообщение, созданное  с помощью любой другой знаковой системы. Например, сигнал красный свет переводится как ‘проезд закрыт’, ‘остановитесь’; поднятый вверх палец, прикрытый ладонью другой руки, как  ‘прошу дополнительную минуту перерыва’  в спортивных состязаниях и т.п. Речевая сторона коммуникации имеет  сложную многоярусную структуру (от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и выступает  в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный  и литературный язык, диалекты и  социолекты и т.п.). Все речевые  характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации. Говоря с другими, мы выбираем из обширного  инвентаря (в современной лингвистике  иногда говорят: поля) возможных средств  речевой и неречевой коммуникации те средства, которые нам кажутся  наиболее подходящими для выражения  наших мыслей в данной ситуации. Это – социально значимый выбор. Процесс этот и бесконечен, и бесконечно многообразен. В речевой коммуникации мы еще раз убеждаемся, что слова  не являются просто знаками для обозначения  предметов или классов предметов. Говоря, используя слова в коммуникации, мы создаем целые системы идей, верований, мифов, свойственных определенному  сообществу, определенной культуре (примеры: establishment, авось, партия) это особенно хорошо видно при попытке перевести  высказывания с этими словами. Иногда иностранцу приходится читать целую  лекцию о межкультурных соответствиях, прежде чем он начнет правильно понимать и употреблять даже кажущиеся  схожими слова и стоящие за ними понятия. Даже вполне переводимые  лексемы имеют разную культурную, и следовательно, коммуникативную  ценность (хлеб, деньги). Внутри одной  культуры также можно увидеть  различия в употреблении слов (однозначный). Невербальное общение — это форма  общения без  использования речи, как таковой, то есть с помощью  жестов, движений, мимики, эмоционального окраса голоса, взмахов и символов. По действиям человека, его реакции, мимике, походке несложно сложить  представление о его нраве, о  манере себя вести, о его оценке происходящих событий. Проиллюстрированные случаи — только малая доля того, что можно узнать, присматриваясь к поведению людей, и изучив все о невербальном общении. Не стоит также забывать и о собственном поведении. Не избегайте символов симпатии, но и не выказывайте смущенности и нерешимости. Хотя вербальные символы (слова) — основное наше средство для кодирования идей, предназначенных к передаче, мы используем и невербальные символы для трансляции сообщений. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения — все это примеры невербальной коммуникации. Использование пальца как указующего перста, прикрывание рта рукой, прикосновение, вялая поза также относятся к невербальным способам передачи значения (смысла).[2]  

Общение чрезвычайно  многогранно, может быть различных  видов. 

Различают межличностное  и массовое общение. Межличностное  общение связано с непосредственными  контактами людей в группах или  парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество  непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации. 

Выделяют также  межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения  являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения  и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель – продавец, учитель – ученик, начальник –  подчиненный). 

В ролевом общении  человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или  иные его шаги, действия диктуются  исполняемой ролью. 

В процессе такого общения  человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая  социальная единица, выполняющая определенные функции. 

Общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность – существенный признак всех видов общения, без  чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное  общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями  неудовольствия и недоверия. 

Общение может быть личным и деловым. Личное общение  – это обмен неофициальной  информацией. А деловое общение  – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности  или включенных в одну и ту же деятельность. 

Наконец, общение  бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения  людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные  виды опосредованного общения. Опосредованное общение – это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).[4] 

Заключение 

Общение — специфическая  форма взаимодействия человека с  другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей. 

Общение порождается  социальными, общественными и другими  потребностями человека, проявляющимися в стремлении выполнять совместную деятельность. Общение также порождено  мотивами, образующимися в ходе осуществления  процесса совместной деятельности. 

Информация о работе Общение: функции и виды