Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 14:14, реферат
Целью данной работы является изучение понятия общения, его функции и видов общения. Данная тема является весьма актуальной, так как за последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.
амотивную - вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;
установления отношений
- осознание и фиксирование своего
места в системе ролевых, статусных,
деловых, межличностных и других
связей, в которых предстоит
осуществления воздействия
- изменение состояния, поведения, личностно-содержательных
образований партнера (стремления,
мнений, решений, действий, потребностей
активности, норм и стандартов поведения
и т.п.).
Среди функций общения
ученые выделяют также социальные.
Основная из них связана с управлением
общественно-трудовыми
В образовании сообщества
заключается еще одна функция
общения, которая направлена на поддержку
социально-психологического единства
в группах и связана с
Изучение специфики
общественно-политической деятельности
позволяет выделить следующие основные
функции общения в этой области
знания (А. Деркач, Н. Кузьмина):
Социально-психологического
отражения. Общение возникает как
результат и как форма
Регулятивную. В процессе
общения осуществляется непосредственное
или косвенное влияние на члена
группы с целью изменения или
сохранения на том же уровне его
поведения, действий, состояния, общей
активности, особенностей восприятия,
системы ценностей и отношений.
Регулятивная функция позволяет организовать
совместные действия, планировать и согласовывать,
координировать и оптимизировать групповое
взаимодействие членов коллектива. Регуляция
поведения и деятельности является целью
межличностной коммуникации как компонента
предметной деятельности и конечным ее
результатом. Именно осуществление этой
важной функции общения позволяет оценить
эффект общения, его производительность
или непроизводительность;
Познавательную. Названая
функция заключается в том, что
в результате систематических контактов
в ходе совместной деятельности члены
группы овладевают различными знаниями
о самих себе, своих друзьях, способах
наиболее рационального решения
поставленных перед ними задач. Овладение
соответствующими умениями и навыками,
возможна компенсация недостаточных
знаний у отдельных членов группы
и достижение ими необходимого взаимопонимания
обеспечиваются именно познавательной
функцией общения в сочетании
с функцией социально-психологического
отображения;
Экспрессивную. Различные
формы вербального и
Социального контроля.
Способы решения задач, определенные
формы поведения, эмоционального реагирования
и отношений имеют нормативный
характер, их регламентация посредством
групповых и социальных норм обеспечивает
необходимую целостность и
Социализации. Эта
функция - одна из важнейших в работе
субъектов деятельности. Приобщаясь
к совместной деятельности и общения,
члены группы осваивают коммуникативные
умения и навыки, что позволяет
им эффективно взаимодействовать с
другими людьми. Хотя умение быстро
оценить собеседника, ориентироваться
в ситуации общения и взаимодействия,
слушать и говорить играют важную
роль в межличностной адаптации
человека, еще большее значение имеют
умение действовать в интересах
группы, доброжелательное, заинтересованное
и терпеливое отношение к другим
членам группы.
Анализ особенностей
общения в сфере деловых
1.
инструментальная функция
2.
интегративной - используется как
средство объединения деловых
партнеров для совместного
3.
функция самовыражения
4.
трансляционная - служит для передачи
конкретных способов
5.
функция социального контроля
призвана регламентировать
6.
функция социализации
В. Панферов считает,
что основные функции общения
часто характеризуют, не прибегая к
анализу функций человека как
субъекта взаимодействия с другими
людьми в совместной жизнедеятельности,
что приводит к потере объективных
основ их классификации. Анализируя
классификацию функций общения,
предложенную Б. Ломовым, исследователь
ставит вопрос: «Исчерпывающими являются
ряды функций по их количеству? Как
много может быть таких рядов?
О какой основной классификации
может идти речь? Как разные основы
связаны между собой?»
Пользуясь, случаем,
напомним, что Б. Ломов выделил
два ряда функций общения с
различными основаниями. Первый из них
включает три класса известных уже
функций - информационно-коммуникативную,
регуляционно-коммуникативную
Отвечая на первый поставленный
вопрос, В. Панферов среди основных
функций общения выделяет шесть:
коммуникативную, информационную, когнитивную
(познавательная), эмотивную (ту, что
вызывает душевные переживания) , конативную
(регуляцию, координацию взаимодействия),
креативную (преобразовательная).
Все приведенные
функции трансформируются в одну
главную функцию общения - регуляторную,
которая проявляется во взаимодействии
индивида с другими людьми. И в
этом смысле общение является механизмом
соииально-психологической
Глава 3.Основные виды
общения
Различают вербальное,
невербальное и паравербальное общение.
Вербальное общение является наиболее
исследованной разновидностью человеческой
коммуникации. Кроме этого, это наиболее
универсальный способ передачи мысли.
На вербальный человеческий язык можно
‘перевести’ сообщение, созданное
с помощью любой другой знаковой
системы. Например, сигнал красный свет
переводится как ‘проезд
Общение чрезвычайно
многогранно, может быть различных
видов.
Различают межличностное
и массовое общение. Межличностное
общение связано с
Выделяют также
межперсональное и ролевое
В ролевом общении
человек лишается определенной спонтанности
своего поведения, так как те или
иные его шаги, действия диктуются
исполняемой ролью.
В процессе такого общения
человек проявляет себя уже не
как индивидуальность, а как некоторая
социальная единица, выполняющая определенные
функции.
Общение может быть
доверительным и конфликтным. Первое
отличается тем, что в его ходе
передается особо значимая информация.
Доверительность – существенный
признак всех видов общения, без
чего нельзя осуществлять переговоры,
решать интимные вопросы. Конфликтное
общение характеризуется
Общение может быть
личным и деловым. Личное общение
– это обмен неофициальной
информацией. А деловое общение
– процесс взаимодействия людей,
выполняющих совместные обязанности
или включенных в одну и ту же
деятельность.
Наконец, общение
бывает прямое и опосредованное. Прямое
(непосредственное) общение является
исторически первой формой общения
людей друг с другом. На его основе
в более поздние периоды
Заключение
Общение — специфическая
форма взаимодействия человека с
другими людьми как членами общества,
в общении реализуются
Общение порождается
социальными, общественными и другими
потребностями человека, проявляющимися
в стремлении выполнять совместную
деятельность. Общение также порождено
мотивами, образующимися в ходе осуществления
процесса совместной деятельности.