Общение и барьеры общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 18:52, контрольная работа

Описание работы

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т.п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое жи

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Общение……………………………………………………………………….4
Виды и барьеры общения……………………………………………...4
Восприятие людей друг друга………………………………………………..7
Вывод………………………………………………………………………….12
Список использованной литературы………………………………………..13

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 35.02 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

Сибирский государственный  технологический университет

 

Заочный химико-технологический  факультет

 

Кафедра педагогики и психологии профессиональной деятельности

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

Психология обеспечения профессиональной деятельности

Тема: «Общение и барьеры общения»

 

 

 

Выполнил:

Студент 4 курса ХТФ ЗДО

Специальность 2102с

Шифр 

 

_____________ Бакулич А.В.

(подпись)

______________________

(дата)

Руководитель:

 

_____________И.Е. Марина

(подпись)

______________________

(оценка, дата)

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2013

Содержание

 

  1. Введение………………………………………………………………………3 
  2. Общение……………………………………………………………………….4
    1. Виды и барьеры общения……………………………………………...4 
  3. Восприятие людей друг друга………………………………………………..7
  4. Вывод………………………………………………………………………….12 
  5. Список использованной литературы………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

 

2. Общение.

Рассматривая образ жизни  различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов мы назвали  деятельностью, и он уже был рассмотрен в гл. 6. Второй тип контактов характеризуется  тем, что взаимодействующими друг с  другом сторонами являются живые  существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых  и межвидовых контактов называют общением.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые  совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В  общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т.п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость.

Содержанием общения может  стать информация о состоянии  внешней среды, передаваемая от одного живого существа к другому, например, сигналы об опасности или о  присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пиши.

У человека содержание общения  значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы.

У человека количество целей  общения увеличивается. В них  помимо перечисленных выше включаются передача и получение объективных  знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей  в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых  взаимоотношений, многое другое. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических  потребностей, то у человека они  представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного  развития и ряда других.

2.1. Виды и барьеры общения.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно  разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен  психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен  побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен  действиями, операциями, умениями, навыками). При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние. Например, поднять настроение или, напротив, испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счете — оказать определенное воздействие на самочувствие друг друга.

Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении. В качестве примера такого общения можно назвать случаи, когда один человек желает добиться того, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы у кого-либо сложилась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность. Иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.

По целям общение делится  на биологическое и социальное в  соответствии с обслуживаемыми им потребностями. Биологическое — это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных целей общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей.

По средствам общение  может быть непосредственным и опосредствованным, прямым и косвенным.

Непосредственное  общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т.д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т.п.).

Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга.

Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Человек отличается от животных наличием у него особой, жизненно важной потребности в общении, а также  тем, что большую часть своего времени он проводит в общении  с другими людьми.

Среди видов общения можно  выделить также деловое и личностное, инструментальное и целевое. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. В отличие от делового личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т.п.

Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое — это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.

В жизни человека общение  не существует как обособленный процесс  или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или  групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.

Барьер психологический — внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнить некоторое действие. Часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению между ними открытых и доверительных отношений.

 Здесь мы нередко  встречаемся со взаимным двухсторонним  психологическим барьером непонимания  людей: с одной стороны, обнаруживается  непонимание и пренебрежение  логикой необученного ей человека, а с другой — непонимание  того, кто ею владеет.

Но это только одно из возможных индивидуальных различий интеллектуального характера, которое  может породить неприязнь и привести к вражде. Другое — значительные различия в уровне образования, до сих  пор сохраняющиеся среди людей. Эти различия приводят к тому, что  люди становятся малоинтересными друг для друга.

Известно, что искренний  и глубокий интерес человек может  проявлять только к тому предмету, который ему хотя бы немного знаком.

3. Общение как восприятие людьми друг друга.

Перцепция - это восприятие человеком действительности. Следует  подчеркнуть, что восприятие человеком  неживого предмета отличается от восприятия им же другого человека. Именно поэтому  в психологии существует еще один термин для обозначения восприятия - "социальная перцепция". Социальная перцепция - это восприятие, понимание  и оценка человеком социальных объектов: других людей, самих себя, социальных групп, социальных общностей.

Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком – партнером по общению  – также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы "читаем" другого человека, расшифровываем значение его внешних  данных. Впечатления, которые возникают  при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется  и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности "прочтения" другого человека зависит успех  организации с ним согласованных  действий.

Рассмотрим механизмы  социальной перцепции. Одним из самых  простых способов понимания другого  человека является уподобление (идентификация) себя ему. При идентификации происходит рациональное осмысление проблем другого  человека. В реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда  предположение о внутреннем состоянии  партнера строится на основе попытки  поставить себя на место.

Установлена тесная связь  между идентификацией и другим, близким  по содержанию явлением - эмпатией. Эмпатия - это особый способ восприятия другого  человека, который заключается в  способности эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами.

Еще один способ понимания  другого - рефлексия. Под рефлексией понимается осознание действующим  индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.  В процессе рефлексии человек осуществляет анализ поведения партнера по общению  и, на основе этого анализа, делает выводы о причинах конкретного поведения. Процесс социальной рефлексии, кроме  того, предполагает понимание индивидом  того, как он воспринимается партнером  по общению.  Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразно удвоенный процесс  зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием  которого является воспроизведение  внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь  отражается мой внутренний мир.

Восприятие другого человека не всегда бывает адекватным. Человек  очень редко воспринимает своего собеседника объективно и бесстрастно. Есть некоторые факторы, которые  мешают правильно воспринимать и  оценивать людей. Основные из них  таковы:

  • Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека. Например, человек, считающий, что все дети должны быть послушными будет совершенно по-иному оценивать капризы ребенка по сравнению с человеком, убежденным в том, что непослушание - нормальная черта в детстве.
  • Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт. Мужчина, убежденный в том, что все женщины эмоциональные, будет видеть эмоции даже у самой флегматичной женщины.
  • Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют "готовое" суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.
  • Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.
  • Эффект "ореола" проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке - на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно как своекорыстные.
  • Эффект "проецирования" проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен предположить: "Все люди подобны мне" или "Другие противоположны мне". Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомца через "розовые очки" и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, что все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.
  • "Эффект первичности" проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии, является очень существенной и мало забываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать вы больше будете первичную информацию. На восприятие другого влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например, из-за плохого самочувствия), то в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы первое впечатление о незнакомом человеке было полнее и точнее, важно положительно "настроиться на него".
  • Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.
  • Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.
  • "Эффект последней информации" проявляется в том, что, если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке.

Информация о работе Общение и барьеры общения