Общение и его роль в развитии общества и индивида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 19:04, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение общения и его роли в развитии общества и индивида.
Задачи исследования:
Дать определение, изучить структуру и виды общения.
Рассмотреть роль общения в развитии общества.
Определить роль общения в развитии индивида.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие, структура и виды общения 4
2. Роль общения в развитии общества. 8
3. Роль общения в развитии индивида 12
Заключение 16
Библиографический список 18

Файлы: 1 файл

Соц. психология (моя).doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства

 и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

Новокузнецкий филиал РАНХиГС


 

Специальность 080105.65 Финансы и кредит

Специализация Финансовый менеджмент

Выпускающая кафедра Финансов и кредита

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа на тему:

 

 

 

«Общение и его роль в развитии общества и индивида»

по дисциплине«Социальная психология»

 

 

 

 

 

 

Автор работы:

студент 5  курса   группа ФИК - 681

заочной формы  обучения

Грибанова С.А.

Руководитель работы:

Доцент 

Бойченко  В.В.

 

 

 

 

 

Новокузнецк  2013г.

 
Содержание

 

 

Введение

 

Актуальность  исследования. Общение – важнейшее из понятий, описывающих мир людей. Мир, в который попадает человек с момента своего рождения и в котором протекает вся его жизнь. С рождения до смерти человек погружен в символическое пространство отношений и разнообразных взаимодействий с другими людьми. Общение является механизмом развития человеческих отношений, форма существования этих отношений и способ существования важнейших аспектов психического мира отдельного человека. Тема общения как взаимодействия является актуальной, так как является еще не до конца изученной. Этому вопросу посвящено множество научных трудов, но все же ученым не удалось до конца постичь все тайны общения. Родство общения и психических процессов неоднократно подчеркивалось и зарубежными, и отечественными авторами. В качестве теоретической базы были использованы исследования общения и межличностных отношений Г.М. Андреевой, М.Р. Битяновой, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева и др.

Актуальность  исследования определила тему контрольной  работы «Общение и его роль в развитии общества и индивида».

Целью работы является изучение общения и его  роли в развитии общества и индивида.

Задачи исследования:

  1. Дать определение, изучить структуру и виды общения.
  2. Рассмотреть роль общения в развитии общества.
  3. Определить роль общения в развитии индивида.

Объектом  исследования является процесс общения.

Предметом исследования является общение как взаимодействие.

Методы исследования: при написании контрольной работы был использован метод изучения публикаций и статей, а также  аналитический и обобщающий методы.

1. Понятие, структура и виды общения

 

Многообразие  функций и ролей общения в  человеческом бытии определило особый статус этого понятия в психологии. Далеко не каждый автор, анализирующий  данное понятие, дает ему конкретное определение. Г.А. Ковалев и Л.А. Радзиховский предложили следующее определение:  «общение – это универсальная реальность бытия Человека, порождаемая и поддерживаемая разнообразными формами человеческих отношений. В этой реальности формируются и развиваются как различные виды социальных отношений, так и психологические особенности отдельного человека».1

Общение является сложной формой социальной активности. Истинно человеческое проявляется в нас именно в процессе общения и благодаря ему. В нем выделяют следующие аспекты: содержание, цель и средства.

Содержание  общения – это информация, которая  через общение передается от человека к человеку. В ней могут быть сведения о мотивации, эмоциональном  или ином состоянии. Через общение  от человека к человеку могут передаваться данные, свидетельствующие об удовлетворенности и других эмоциях: радости, гневе, печали, страдании и т.п., - ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить собеседника, вызвать с его стороны определенные действия. Люди, общаясь, обмениваются друг с другом информацией, представляющей знание о мире, приобретенный опыт, способности, умения, навыки, идеи, представления, оценки и т.п.

Цель общения  – то, ради чего человек вступает в общение с другими людьми. Целью общения может стать  побуждение другого  человека к определенным действиям, предупреждение о том, что ему, напротив, необходимо воздержаться от каких-либо действий, передача и получение знаний о мире, обучение и воспитание, согласование действий в совместной деятельности, установление и выяснение личных и деловых взаимоотношений и многое другое. У человека общение представляет собой средство удовлетворения многих потребностей, включая социальные, культурные, познавательные, творческие, потребности интеллектуального роста, нравственного развития и другие.

Под средствами общения понимается то, с помощью  чего оно реализуется. Средства общения могут быть естественные и искусственные. Естественные – данные человеку от природы, например заложенные в генетической программе развития жесты, мимика, звуки голоса и телодвижения. Искусственные – изобретенные или придуманные самими людьми, например многообразные языки, письменность, технические  средства записи. Хранения и передачи информации.

Социальные  психологи, изучая общение, как процесс, прежде всего, выясняют его структуру. Структура общения, по Г.М. Андреевой, представляется как коммуникация, интеракция и социальная перцепция. Коммуникативная составляющая общения – это обмен информацией между людьми, или та информация, которой в процессе общения они обмениваются друг с другом. Интерактивная сторона общения включает в себя взаимодействие людей друг с другом. Социально-перцептивный аспект общения представляет собой восприятие и познание друг друга общающимися между собой людьми.2

Общение в  зависимости от его содержания, целей и средств можно разделить на несколько видов.

По содержанию:

- материальное  общение – при общении, люди, будучи заняты деятельностью,  обмениваются ее продуктами:

- когнитивное  общение – это обмен идеями, знаниями, представлениями, логикой мышления и т.п.;

- кондиционное  общение – люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние, например, поднять или испортить настроение, возбудить или успокоить, оказать определенное воздействие на состояние или самочувствие друг друга;

- мотивационное  общение – передача друг другу  определенных побуждений, целей, интересов, мотивов, потребностей, стимулов, установок, например, когда один человек желает добиться того. Чтобы у другого человека возникло или пропало некоторое стремление, желание, чтобы у него сформировалась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность или мотив;

- деятельностное  общение – обмен между людьми  действиями, умениями, навыками.

По целям, общение делится на биологическое и социальное:

- биологическое  – это общение, необходимое  для поддержания, сохранения и  развития организма, оно связано  с удовлетворением органических  потребностей;

- социальное  общение преследует цель расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

По средствам  общение может быть:

- непосредственное  общение – осуществляется с  помощью естественных органов,  данных человеку природой: рук, ног, головы, туловища, голосовых связок и т. п.

- опосредствованное  общение – связано с использованием  специальных средств и орудий  для обмена информацией, например, знаковые системы, запись символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т.п.

- прямое общение  – предполагает личные контакты  и непосредственное восприятие  общающихся друг с другом людей,  когда они непосредственно реагируют  на действия друг друга;

- косвенное  общение – осуществляется через  посредников, которыми могут выступать другие люди.

Важнейшими  видами общения людей вербальное, невербальное и проксемальное. Вербальное – это общение с помощью языка и речи. Невербальное – это общение при помощи мимики, жестов, пантомимики, через сенсорные или телесные контакты. Проксемальным называют общение, которое осуществляется через особое расположение людей в пространстве относительно друг друга.

Содержание и цели общения являются его неизменными составляющими, зависящими от потребностей человека и не всегда сознательно контролируемыми. То же самое можно сказать о средствах общения. Их использованию можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем технике и приемам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определенное содержание и цели общения. Это зависит от культуры человека, уровня интеллектуального развития, воспитания и образования, Когда говорят о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, то, прежде всего, имеют в виду технику и средства общения.

Техника общения  – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы – предпочитаемые средства общения, включая вербальные и невербальные.3

Таким образом, прежде чем вступать в общение  с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать подходящую технику и приемы общения. Затем в процессе общения необходимо контролировать его ход и результаты, уметь правильно начинать, продолжать и завершать акт общения, оставляя у партнера по общению соответствующее благоприятное или неблагоприятное впечатление, добиваясь того, чтобы у него возникло или не возникло стремление продолжить общение.

2. Роль общения в развитии общества.

Если исходить из того, что социальная психология анализирует те закономерности человеческого поведения и деятельности, которые обусловлены фактом включения людей в реальные социальные группы, то первый эмпирический факт, с которым сталкивается эта наука, это факт общения и взаимодействия людей.

Главная задача, которая стоит перед социальной психологией, - раскрыть конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности. Это необходимо, чтобы понять результат воздействия социальных условий на деятельность личности. Нельзя сначала изучить личность, а лишь потом вписать ее в систему социальных связей. Сама личность, с одной стороны, уже «продукт» этих социальных связей, а с другой – их созидатель, активный творец. Исследование личности всегда есть другая сторона исследования общества.

Значит, важно  с самого начала рассмотреть личность в общей системе общественных отношений, каковую и представляет собой общество. И общественные, и межличностные отношения людей раскрываются и реализуются именно в общении. Таким образом, корни общения – в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение  же и есть реализация всей системы отношений человека. «В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу»4, т. е. включены в общение.

Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, так же требует определенного построения системы его связей, а этот процесс может быть реализован тоже только в общении. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений.5

В отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, по поводу нее. Таким образом общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Таким образом, факт связи общения с деятельностью констатируется так или иначе всеми исследователями.

Широкое понимание  связи общения и деятельности соответствует широкому же пониманию  самого общения: как важнейшего условия  присвоения индивидом достижений исторического развития человечества, будь то на микроуровне, в непосредственном окружении, или на макроуровне, во всей системе социальных связей.

Идея «вплетенности» общения в деятельность позволяет  также детально рассмотреть вопрос, о том, что именно в деятельности может «коституировать» общение. В  самом общем виде ответ может быть сформулирован так, что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельностей индивидуальных участников.6

Информация о работе Общение и его роль в развитии общества и индивида