Общение и его роль в развитии общества и индивида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 19:04, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение общения и его роли в развитии общества и индивида.
Задачи исследования:
Дать определение, изучить структуру и виды общения.
Рассмотреть роль общения в развитии общества.
Определить роль общения в развитии индивида.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие, структура и виды общения 4
2. Роль общения в развитии общества. 8
3. Роль общения в развитии индивида 12
Заключение 16
Библиографический список 18

Файлы: 1 файл

Соц. психология (моя).doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Деятельность  посредством общения не просто организуется, а именно обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

Когда говорят  о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе  совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Первоначально этот процесс был непосредственно включен в совместную деятельность, и лишь позже произошло его выделение. Набор сведений которыми люди обмениваются между собой, можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс общения может быть понят как процесс обмена информацией.

Для познания механизма взаимодействия необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки  одного индивида накладываются на представление  о партнере, и как то и другое проявляется в принятии совместного решения. Иными словами, дальнейший анализ проблемы общения требует более детального рассмотрения вопроса о том, как формируется образ партнера по общению, от точности которого и от взаимопонимания с которым зависит успех совместной деятельности.

Взаимопонимание между партнерами в процессе общения  может быть истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и  принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и в том и в другом случае большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами процесс восприятия одним человеком другого выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов  крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек - человек», - политикам, бизнесменам, менеджерам, переводчикам, педагогам и многим другим. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавливать контакты с деловыми партнерами, добиваться успехов на переговорах. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, - создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.

Общение с  людьми - это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться  культуре общения.

3. Роль общения в развитии индивида

Общение имеет  огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении  культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми благодаря широким возможностям к научению человек приобретает свои высшие познавательные способности и качества. С помощью активного общения с развитыми личностями он сам превращается в личность. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не смог бы стать цивилизованным, культурно и морально развитым гражданином, до конца жизни был бы обречен оставаться полуживотным, напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что человеческий индивид, будучи лишенным возможности общения с себе подобными остается биологическим существом в своем психическом развитии, а не личностью, не человеком.

Особенно  большое значение для психического развития ребенка имеет его общение  с взрослыми людьми на ранних стадиях  онтогенеза. В это время ребенок  все свои человеческие, психические и поведенческие качества приобретает почти исключительно через общение с другими людьми, так как вплоть до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самопознанию, самообразованию и самовоспитанию.

В общении  вначале через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди с которыми он общается, являются для него носителями данного опыта, и никаким иным путем этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими психическое развитие индивида.7

Описанные выше виды общения служат развитию различных  сторон психологии и поведения человека.

Так деловое  общение формирует и развивает  способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем человек  совершенствует умения взаимодействия с людьми, развивает необходимые  для этого деловые и личностные качества. Личностное общение соответственно формирует человека как личность, предоставляет ему возможность приобрести определенные черты характера, сформировать человеческие интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы человеческого поведения, определить цель своей жизни и выбрать подходящие средства для ее реализации.8

Виды общения, разнообразные по содержанию, целям  и средствам, выполняют специфические  функции в психическом развитии индивида.

Например, материальное общение позволяет ему получать необходимые для жизни предметы материальной и духовной культуры.

Когнитивное общение выступает как фактор интеллектуального развития человека, так как общающиеся друг с другом индивиды обмениваются знаниями и интеллектуальными  умениями.

Кондиционное  общение обеспечивает состояние оптимальной психологической готовности к научению, формирует установки, необходимые для включения человека в другие виды общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному росту человека.

Мотивационное общение служит источником энергии для человека, в результате которого он приобретает новые интересы, мотивы и цели деятельности, расширяет свой психоэнергетический потенциал.

Деятельностное  общение обладает прямым развивающим  эффектом, так как усовершенствует  и обогощает собственную практическую деятельность индивида.

Биологическое общение служит самосохранению организма  в качестве важнейшего условия поддержания  и развития жизненных функций.

Социальное  общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию и совершенствованию разнообразных форм общественной жизни: групп, коллективов, организаций, наций, государств, мира людей в целом.

Непосредственное  общение необходимо человеку для  того, чтобы обучаться и воспитываться  за счет использования в практике самых простых и эффективных средств и способов научения, данных с рождения: условно- рефлекторного, викарного и вербального.

Опосредствованное общение помогает усвоению выработанных людьми средств общения и совершенствованию  на их основе способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а так же к сознательному управлению общением как таковым.

Благодаря невербальному  общению человек получает возможность  психологически развиваться еще  до того как он усвоил речь и научился ей пользоваться. Кроме того оно способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя широкие возможности для дальнейшего развития.9

Что же касается роли вербального общения в психическом развитии индивида, то ее вообще трудно переоценить. Это связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всестороннего развития человека, как интеллектуального, так и личностного.

В фило- и онтогенезе происходит развитие общения, которое охватывает все основные стороны данного процесса: его содержание, цели и средства.

Человеческий  ребенок обнаруживает способность  к эмоциональному общению с людьми уже на третьем месяце жизни, а к годовалому возрасту его экспрессия становится на столько богатой, что позволяет довольно быстро усваивать вербальный язык общения и далее пользоваться звуковой речью.

С поступлением в школу ускоряется интеллектуальный и личностный рост ребенка. Углубляется и становится более разнообразным содержание общения, дифференцируются его цели, совершенствуются средства, Происходит вербализация и интеллектуализация общения, четко различаются и относительно независимо друг от друга развиваются деловое и личностное общение.

По мере совершенствования речи появляется возможность разнообразить содержание передаваемой и воспринимаемой в процессе общения информации, а при научении – пользоваться различными средствами общения. В результате обогащается и инструментальная сторона общения.

Дальнейшее развитие общения можно представить как постепенное накопление человеком культуры общения на фоне рефлексии, обратной связи и саморегуляции. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только сформированной потребностью в общении сразными людьми, но так же богатым содержанием, множественностью целей и использованием разнообразных средств общения.10

Таким образом, без общения, выступающего в его  разнообразных формах, человек не в состоянии не только психологически развиваться, но и просто обеспечивать свое элементарное человеческое состояние.

Заключение

 

Общение является социальным явлением, природа которого проявляется в социуме, в среде  людей во время передачи социального  опыта, норм поведения, традиций и др. Оно способствует обогащению знаний, умений и навыков участников совместной деятельности, удовлетворяющей потребность в психологическом контакте, является механизмом воспроизведения событий, настроений, координирует усилия людей, помогает объективному выявлению особенностей поведения партнеров, их манер, черт характера, эмоционально - волевой и мотивационной сферы.

В результате общения происходят определенные контакты, межличностные отношения, осуществляется объединение или разделение людей, вырабатываются правила и нормы поведения. Успешность любых контактов зависит от налаживания взаимопонимания между партнерами по общению.

В реальных межличностных  контактах раскрывается весь спектр качеств личности, ее коммуникативный  потенциал, социальная значимость, оказываются  человеческие симпатии и антипатии, любовь и дружба, совместимость и несовместимость, привлекательность и вражда.

Общение включает в себя обмен информацией между  участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения. Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого.

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон, общение  выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Удовлетворение потребностей человека оказывается изначально возможным лишь в том случае, если он вступает в общение, взаимодействуя с другими людьми. Это порождает потребность субъекта сказать им о том, что для него важно и значимо. 

Потребность человека в общении обусловлена общественным способом ее жизнедеятельности и необходимостью взаимодействовать с другими людьми. Наблюдение за детьми, которые первые годы своей жизни провели среди животных и не имели возможности общаться с себе подобными, свидетельствуют о многочисленных нарушениях в их развитии как психическом и физическом, так и социальном.

Общение, таким  образом, становится основным условием выживания человека и обеспечивает реализацию функций обучения, воспитания и развития индивида.

 Итак, специфика общения заключается в том, что в процессе взаимодействия субъективный мир одного индивида раскрывается для другого, происходит взаимный обмен мнениями, информацией, интересами, чувствами, деятельностью и т.д.

 

Библиографический список

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений./Г.М. Андреева// М.: Аспект Пресс. – 2005. – 363 с.
  2. Битянова М.Р. Социальная психология: Учебное пособие./М.Р.  Битянова// СПб.: Питер. – 2008. –368 с.
  3. Ковалев Г.А. Проблема общения детерминации психического в работах советских психологов / Г.А. Ковалев, Л.А. Радзиховский // Общение и развитие психики. Сб. науч. трудов. – М. – 1988 – С. 7 – 21.
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев// М.: Политиздат – 1975 – 304 с.
  5. Леонтьев А.А. Психология общения. / А.А. Леонтьев// М.: «Смысл» - 1997 – 365 с.
  6. Немов Р.С. Социальная психология: Учебное пособие. / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина// СПб.: Питер – 2008 – 432с.

 

1 Ковалев Г.А. Проблема общения детерминации психического в работах советских психологов / Г.А. Ковалев, Л.А. Радзиховский // Общение и развитие психики. Сб. науч. Трудов. – М., 1988. С. 10

2 Немов Р.С. Социальная психология: Учебное пособие. / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина – СПб.: Питер, 2008. С.94.

3 Немов Р.С. Социальная психология: Учебное пособие. С.168.

4 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев [Текст] – М.: Политиздат, 1975. С.163.

5 Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. [Текст] – М.: Аспект Пресс, 2005. С. 152.

Информация о работе Общение и его роль в развитии общества и индивида