Общение и формирование личности младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 20:12, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования:
Изучить проблему психолого-педагогического общения системно и таким образом более глубоко раскрыть закономерности формирования личности в процессе общения.
Задачи исследования:
1) Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме общения младших школьников как одной из фаз формирования личности.
2) Определение понятийного аппарата по данной проблеме.
3) Роль общения в формировании волевых качеств личности.
4) Исследовать закономерности восприятия и понимания личностью первичного коллектива как целого, его межличностных отношений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….4
Глава I Общение и развитие человека как личность…………...6
1.1 Роль общения в психическом развитии человека…………..6
1.2 Усвоение правил и норм общения…………………………...9
1.3 Межличностное общение и факторы его определяющие….11
А) Коллектив и развитие личности. Положительное и отрицательное………………………………………………...11
Б) Особенности формирования взаимоотношений учителей и учащихся начальных классов в учебной деятельности……15
В) Межличностные отношения в первом классе…………...23
1.4 Особенности общения и проявление школьной дезадаптации у младших школьников………………………31
Глава II Методы изучения личности и межличностных отношений у младших школьников…………………………36
2.1 Обучение, погруженное в общение. Учусь общению: могу……………………………………………………………36
А) Информационный блок общения………………………...40
Б) Интерактивный блок общения……………………………46
В) Перцептивный блок общения………………………….....53
2.2 Общение в обучении: сумею!…………………………….….61
Заключение……..………………………………………………….69
Библиография…..………………………………………………….71

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 352.00 Кб (Скачать файл)

К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению ученика в активный процесс получения и переработки знаний. К ним нужно отнести работу в группах, дискуссии, учебный диалог, “мозговой штурм” и т.д.

Эти формы обучения важны для учащихся, поскольку позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения и пр. Подобные занятия, как отмечают психологи, позволяют учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями, являются психологически привлекательными для учащихся.

Наибольшей интерактивной нацеленностью отличаются такие формы:

    1. “Междусобойчик”

Класс разбивается на микро группы по 4 человека. Каждая группа находит особое место в аудитории (допускается перестановка мебели).

I этап. Индивидуальная работа.

Педагог предлагает задание (достаточно большое по объёму): изучить 1-2 параграфа учебника; продумать вопросы к дискуссии по актуальной теме и т.д. на подготовку даётся от 25 до 30 минут. Важно, чтобы к концу контрольного времени каждый член группы имел свой вариант выполненного задания.

 

 

 

  А                                        Б

 

 

 

 

   В                                        Г

 

 

II этап. Работа в парах.

Предположим, что каждый член группы имеет условное обозначение: четыре человека – четыре буквенных знака: а, б, в, г. На втором этапе каждый участник выбирает себе партнера: например, а работает с г; б с в.

Задание по содержанию остаётся прежним. Но цель данного этапа заключается в нахождении общего решения между парами. Важно, чтобы найденное решение выражало общее мнение двух участников. Время для обсуждения – 15 минут.

 

 

 

       А                     Г                      Б                    В


 

 

III этап. Работа в парах (продолжение)

В четвёрках снова меняются пары. Содержание работы остаётся прежним. Представители предыдущих пар сообщают новым партнёрам свой путь решения и снова ищут возможность обновления проблемы. Время – 15 минут. Таким образом, каждый участник группы имеет возможность выслушать чужое мнение, предложить свое понимание проблемы, поучиться отстаивать найденное решение.

 

 


       А                        В                    Б                      Г 


 

 

IV этап. Принятие группового решения.

Каждая четвёрка собирается вместе. Цель этапа заключается в выработке общих положений, при этом большое внимание уделяется не только содержательной части, но и форме её исполнения (рисунок, схема, стихи и т.д.) Время 10 –15 минут.

 

 

 

 

                   

                       А                       Б


 

    

             В                                                                   Г


 

 

В 3-4 классах (г. Черепаново, школа № 4) прошла “неделя экологии”; проводились интересные экологические уроки. В результате работы по методике “междусобойчик” группы учащихся представили различные формы конспектов по темам:

    1. как человек изменил землю
    2. жизнь под угрозой
    3. не станет ли земля пустыней
    4. защитники земных друзей

         Конечно же, нашлись и такие  работы, которые показали, что ребятам было интересно не просто донести содержание, но и найти для него необычную форму. Например, стихотворную:

Ты нашу природу, смотри, береги!

Ведь краше её нет на свете,

Ты в лес за грибами, конечно ходи,

Но будь осторожен с грибницей.

(Лисовская Лена, 3б)

Береги природу,

Это наша жизнь

Если рвёшь цветочек ты,

То смотри, держись!

Я тебя поймаю,

Быстро накажу,

В миг ты всё узнаешь,

Я тебе влеплю!

(Бокий Стас 4а

 Карпец Женя 4а)

В лесу костры не оставляй,

Ведь страшно даже думать,

Как случайно пожаром вспыхнет он вдруг,

И звери и птицы погибнут!

(Ставская Лена 3г

 Барышникова Света 3г)

Другая группа представила проблемы экологические в рисунках. Групповые рисунки в приложении. Индивидуальные работы в приложении.

“Междусобойчики” как интерактивная форма работы помогает выработать навыки совместной деятельности между детьми. Особенно полезна она для застенчивых школьников, предпочитающих отмалчиваться при большом скоплении народа. Микро группы создающие условия для включения в работу каждого, благотворно влияют на формирование самооценки таких детей. Но ни в психологии, ни в педагогике нет однозначно позитивного или негативного метода. В каждом имеются свои плюсы и минусы, просто в зависимости от ситуации больше или того или другого. В связи с этим, несмотря на несомненные положительные аспекты “Междусобойчика”, нужно помнить, что опасно замыкаться только в одной микро группе. Поэтому когда “Междусобойчики” будут освоены, можно переходить к следующей форме взаимодействия – “Мозаика”. Смысл этой методики заключается в поиске совместного решения не столько для одной микро группы, сколько для выработки общего мнения целого коллектива. Полезно при методике включать в работу не только самих учащихся, но и педагогов. Дело в том, что обычно между учителями и учащимися существуют неявные, но достаточно “антогонические противоречия”: отсутствует доверие, искреннее желание помочь друг другу, умение встать на противоположную точку зрения. Учебная ситуация зачастую закрепляет эти отношения. Чтобы изменить это положение, необходимо изменить саму ситуацию. Методика интерактивного обучения  “Мозаика” помогает совместному поиску и установлению доверительных отношений между всеми участниками: подростками, подростками и педагогами, детьми и родителями.

    1. “Мозаика”

Содержание аналогично предыдущей методике. Однако суть заключается в поиске решения проблемы не внутри, а и за пределами микро группы.

I. Внутри круга.

Название говорит само за себя: прежде всего проблема решается внутри микро группы из четырёх человек. Каждый участник к концу обсуждения (время – 15-20 минут) должен иметь общий для данной группы план решения.

II. “В людях”

Вновь название показывает дальнейшие действия. Первоначальные группы временно распадаются, но появляются новые, сформированные по принципу буквенного единства: А-А-А-А и т.д. Каждый из участников новой группы привносит свой путь решения проблемы и знакомится с вариантами других групп. Выбирается общее или лучшее решение.

III. “Поиск общего решения”

Восстанавливаются и объединяются первоначальные группы. Но участники приходят с обогащенным видением проблемы и пониманием многозначности её решений. В таком совместном поиске находится более объективное решение по сравнению с работой одной изолированной группы. Время – 15-20 минут.

I  Внутри круга

 

 

II  В людях

 

 

 

 

III  Поиск общего решения

   

 

 

 

 

 

При таком взаимодействии решение каждой отдельной группы оказывается приближенным к единому решению всего коллектива. Помимо этого большее число участников имеет возможность узнать деловые качества людей ближнего и дальнего кругов общения. Всё это способствует формированию целостности группы как коллектива.

На сегодняшний день обще признано, что педагогическая наука переживает переходный этап, связанный с обновлением как содержания так и форм образовательного процесса. Известный психолог А.Г.Асмолов назвал этот этап “не пройденным путём: от культуры полезности до культуры достоинства”. Следовательно, человек культурный – это личность не только образованная, но и достойная уважения со стороны окружающих и самоуважения. Поэтому проблема осознания собственной взаимосвязи себя с другими, умения строить взаимоотношения и взаимодействия с миром, людьми и самим собой – одна из важнейших задач современности.

Чем раньше начат процесс формирования готовности к сотрудничеству, тем скорее происходит осознание личностью своих возможностей помощи в ситуациях взаимодействия. Поэтому человека практически с рождения можно и нужно ориентировать на осознание и установление гуманных взаимодействий с окружающим миром и людьми. С этой точки зрения роль уроков общения, значение интерактивного подхода в обучении трудно переоценить. Тем более, что практика показывает: если захочешь, значит сумеешь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Исследования показали, что, вступая в общение с окружающими его людьми, школьник удовлетворяет одну из основных социальных потребностей, причём необходимость в удовлетворении потребности в общении увеличивается с возрастом, достигая максимума в ранней юности.

Будучи важным фактором формирования личности школьника, общение содержит в себе огромные педагогические возможности. В тоже время будучи во многом процессом стихийным, оно таит в себе и определённые опасности, ибо может способствовать некоторому искажению доминирующих в обществе норм и ценностей в процессе инериоризации их личностью, благодаря экранирующему и трансформирующему характеру влияния ближайшего окружения личности.

Это вызывает необходимость для педагогики исследовать объективно, заложенные в общении позитивные и негативные потенции. Педагогике необходимо определить возможность управления общением школьников с целью стимулирования его позитивного воздействия на личность и нивелирования негативных мотивов. Реализация этих возможностей необходима для повышения эффективности воспитательного процесса в целом.

Данная работа позволяет выделить ряд общих психологических моментов в организации общения, способствующих достижению оптимальных межличностных контактов, применимых так же и к ситуации педагогического воздействия.

Во- первых, общающиеся должны обладать способностью воспринимать и адекватно психологически интерпретировать поведение друг друга непосредственно в каждый момент общения, фиксировать изменения в познавательных процессах, чувствах и поступках партнёров по общению, определять причины, которые эти изменения вызывают.

Во- вторых, у общающихся должен быть сформирован набор оценочных эталонов, которые позволяли бы им сравнивать характер изменений, наступающих в вербальном и невербальном поведении каждого участника общения, и своевременно делать по поводу их существа правильные заключения.

 

В- третьих, одни участники общения постоянно должны отдавать себе отчёт в том, как воспринимают и психологически интерпретируют их облик и поведение остальные участники этого общения.

В- четвёртых, общающиеся должны располагать, по возможности глубокими знаниями о типичных ошибках в межличностном восприятии, которые не редко допускаются при оценивании внешнего и внутреннего облика людей, а также при психологическом объяснении наблюдаемой картины их поведения.

Таким образом, общение является одним из основных видов деятельности людей, оно не только способствует развитию познавательных процессов, эмоционально – волевой сферы, но и оказывает влияние на формирование личности в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

  1. АсеевВ.Г. Мотивация поведения и формирования личности, -М; мысль,1976г.
  2. БахтинМ.М. Эстетика словесного творчества, -М; 1980г.
  3. БожовичЛ.И. Личность и её формирование в детском возрасте, -М; 1968г.
  4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения, -М; 1990г.
  5. ВайнцвайгП. Десять заповедей творческой личности,-М; прогресс, 1990г.
  6. ВыгодскийЛ.С. Педагогическая психология, -М; педагогика, 1991г.
  7. ГуревичК.М. Что такое психодиагностика, -М; 1985г.
  8. ГроховскийВ.В. Пути профилактики психопатии и психопатоподобных расстройств у детей, -Харьков, 1980г.
  9. ДобровичА.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения, -М; просвещение, 1987г.
  10. ДунаевВ.Ю. Общение и личность, 1996г.
  11. КаганВ.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации, -вопросы психологии; 1984г, №4.
  12. Коротаева Е. Хочу, могу, умею!, -М; КСП, 1997г.
  13. КоломинскийЯ.Л., ПанькоЕ.А. Учителю о психологии детей шести летнего возраста: книга для учителя. –М; просвещение, 1988г.
  14. КондратьеваС.В. Учитель – ученик, -М; 1984г.
  15. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника, -М; просвещение,1977г.
  16. Личность, семья, школа. (под редакцией ВешловскогоС.Г.), -С.-Питербург,1996г.
  17. МенчинскаяМ.А. Приёмы самоуправления позновательной деятельностью и развитие личности. Теоретические проблеммы управления познавательной деятельностью человека, -М; 1978г.
  18. МатюхинМ.В. Мотивация учения младших школьников, -М; 1984г.
  19. НемовР. Психология, -М; 1998г

 

 

 

  1. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации, собрание научных трудов (под редакцией Бодалева), 1987г.
  2. Общение и личностный рост (сборник научно-методических пособий для практических психологов, педагогов, воспитателей, родителей), - Барнаул: АКИПКРО, 1994г.
  3. Общение и оптимизация совместной деятельности(под редакцией Андреева М., Якоуше К. и др.), МГУ; 1987г.
  4. Общение и развитие психики, собрание научных трудов (под редакцией Бодалева), 1986г
  5. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми.(под редакцией Ветрова В.В. и др.), педагогика; 1985г.
  6. Общение и формирование личности школьника, (под редакцией Бодалева и др.), педагогика,1987г.
  7. Общение и формирование личности, собрание трудов (под редакцией Кондратьева), Гродно; 1984г.
  8. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации, сборник научных трудов, -М; 1987г.
  9. ПивовароваГ.Н. Влияние разных биологических и социальных условий на формирование личностных особенностей у детей, -М; 1978г.
  10. Проблема общения в психологии, -М; 1981г.
  11. ПетровскийА.В. и др. Проблема личности в современной психологии, -Психология, 1982г, №4.
  12. ПетровскийА.В. Личность. Деятельность. Коллектив. –М; 1982г.
  13. РейнвальдН.И. психология личности, -М; 1987г.
  14. Теории личности в западно-европейской и американской психологии.(под редакцией РайгородскогоД.Я.), Самара: Бахрах, 1996г.
  15. Формирование личности школьника в коллективе (под редакцией Гуровой), -М; 1959г.
  16. ФрессП., ПиажеЖ. Экспериментальная психология. - М; 1975г.
  17. ЦукерманГ.А.,ЕлизароваН.В.О детской самостоятельности, вопросы психологии. -М; 1990г, №6.

Информация о работе Общение и формирование личности младшего школьника