Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 23:00, курсовая работа
Среди многообразия проблем современной психологии, общение является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности. В то же время актуальным, в частности в связи с решением задач воспитания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения проблемы общения - формирования личности в нем.
Введение 3
Общение как источник психологического развития личности 5
Общение детей младшего дошкольного возраста 10
3 Особенности общения младших дошкольников в условиях детского сада. 13
Заключение 18
Список использованной литературы 20
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный педагогический университет»
Психолого-педагогический факультет Кафедра возрастной и педагогической психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
Направление подготовки: 050400.62 «Психолого-педагогическое
образование»
Профиль подготовки: «Педагогика и психология»
Форма обучения: «Заочная»
Выполнила студентка
Лисина Е.В. 4курс, 402 курс ПП-группа Научный руководитель:
к.пс.н., доцент
Кузьменкова О.В_
оценка подпись
« » 2014 г.
Оренбург. 2014 г.
2 Оглавление
Введение 3
3
Особенности общения младших
дошкольников в условиях
Заключение 18
Список использованной литературы 20
3
Введение
Среди многообразия проблем современной психологии, общение является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности. В то же время актуальным, в частности в связи с решением задач воспитания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения проблемы общения - формирования личности в нем.
Начиная с раннего возраста, именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.) у ребенка приходит становление человеческой личности, формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения [12].
В раннем детстве речь ребенка, выступая как средство общения со взрослыми и с другими детьми, непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой им, или с наглядной ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Деятельность младшего дошкольника осуществляется в большинстве случаев или совместно со взрослыми, или при их помощи; поэтому и его общение носит ситуативный характер.
Изменение образа жизни младшего дошкольника, возникновение новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, полученных вне непосредственного контакта со взрослыми [21].
На основе развивающейся жизни в коллективе возникает необходимость договариваться об общем замысле деятельности, о распределении функций и контроле за выполнением правил и т п. В
4 зависимости от характера коллективной деятельности возникают задачи инструктирования, оценки.
Актуальность данной курсовой работы также определяется ростом негативных проявлений в общении у детей младшего дошкольного возраста, на которые указывают многочисленные авторы (Г.М. Бреслав, А.И. Захаров, Ю.М. Миланич, Я.З. Неверович, Т.Н.Осипенко и др.).
Исследования И.В. Добрякова, А.И. Захарова, И.М. Никольской, и др. объясняют зависимость общения младших дошкольников от структуры семьи, воспитания, социально-экономических условий проживания.
Цель курсовой работы - сопоставить теоретические подходы по проблеме психологических особенностей общения младших дошкольников.
Задачи курсовой работы:
3. Сравнить особенности общения младших
дошкольников в условиях
детского сада.
Объект курсовой работы - общение младших дошкольников.
Предмет курсовой работы - возрастные особенности общения младших дошкольников:
- особенно
яркая эмоциональная насыщенность контактов
со
сверстниками;
5 1. Общение как источник психологического развития личности
«Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной: включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия восприятия и понимания партнера» [14]. Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Виды и формы общения очень многообразны. Оно может быть непосредственным и опосредованным, включенным в контекст той или иной профессиональной деятельности и дружеским: субъект - субъектным или субъект - объектным.
«Общение - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения» [11].
В отечественной психологии существуют несколько подходов к пониманию общения. Принято исходить из принципа неразрывного единства общения и деятельности, а не сводить общение к одной из его сторон - либо к обмену информацией, либо к процессу взаимодействия, к влиянию одной общающейся стороны на другую, либо к процессу межличностной перцепции. Наиболее часто в классификациях выделяют три стороны общения:
Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями.
Выделяют целый ряд функций общения. Прежде всего, общение является решающим условием становления каждого человека как личности. Экспериментальные исследования показывают, что если маленького ребенка лишить возможности общения с другими людьми, то это значительно
6
задерживает его психическое развитие, а в случае очень больших ограничений могут произойти необратимые изменения. Об этом свидетельствуют случаи, когда дети были воспитаны дикими зверями. Эти дети, попавшие впоследствии к людям, были вполне развиты биологически, но совершенно не социализированы. Для нормального развития ребенка необходим постоянный контакт со взрослыми людьми, особенно с матерью. Общение оказывает существенное влияние на результаты деятельности человека. Ученые давно заметили, что степень проявления тех или иных свойств человека, особенности его поведения, эффективность деятельности во многом зависят от того, действует ли он один, в изолированных условиях, или в присутствии других людей, вместе с ними. Оказывается, что даже пассивное присутствие других людей изменяет результаты деятельности индивида. Особенно большие изменения происходят, когда другие люди выполняют рядом такую же задачу или, когда они общаются в процессе ее выполнения [12].
Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей. Возрастание роли общения важности его изучения связано и с тем, что в современном обществе гораздо чаще в прямом общении между людьми вырабатываются решения, которые прежде принимались, как правило, отдельными людьми.
По критерию цели общения выделяют восемь функций общения:
7
В процессе межличностного общения происходит постоянное взаимное влияние людей на друга [9].
Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами: с учетом отношений между партнерами, их установок, целей и намерений. Все это приводит не просто к движению информации, но к уточнению и обогащению знаний, сведений и мнений, которыми обмениваются люди.
Важная характеристика процесса коммуникативного - это намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленность в другом; необходимые условия для этого - не просто использование единого языка, но и одинаковые понимание ситуации общения [25].
Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Различаются ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего кооперация и конкуренция.
8
Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается "прочтением" за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Основные характеристики познания другого человека - идентификация и рефлексия.
В ходе восприятия и познания межличностного возникает ряд «эффектов» - эффекты первичности, недавности (новизны) и ореола. Большую роль играют и явления стереотипизации и атрибуции каузальной. Знание этих механизмов позволяет выявить психологическое содержание процесса взаимопонимания, достигаемого при общении.
Познание других людей в процессе межличностного общения является как результатом, так и условием общения. Познание другого человека предполагает формирование представлений о нем, которое включает характеристики его внешности, систему заключений о качествах, способностях человека, его отношение к различным сторонам действительности, к себе, к другим людям, а также говорящих об его социально-групповой принадлежности [3].
Чем более полным и точным представлением о другом человеке мы располагаем, тем более подходящий способ поведения в общении с ним мы выберем.
Основным источником формирования представления о личности другого человека являются его внешность, поведение, особенности и результаты деятельности. Несмотря на то, что большинство людей понимают, что не существует непосредственной связи между особенностями физического облика человека и его личностными качествами, выводы о таких зависимостях распространены. В тоже время есть люди, которые сознательно связывают особенности внешности с качествами личности. Подобные обобщения могут быть результатом недостаточной психологической компетентности, следствием поверхностного анализа собственного опыта общения. Но, тем не менее, эти тенденции – реальный [30].
9 факт, и они оказывают влияние на характер представлений о личности других людей.
Процесс межличностного общения - это весьма сложный, он включает познание самого себя и всестороннее познание другого [11].
Выводы по параграфу 1
Обзор основных функций общения позволяет сделать вывод о том, что именно в процессе взаимодействия между людьми, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и попытками взаимного влияния. Функции общения многообразны: оно является решающим условием становления каждого человека как личности, осуществления личностных целей и удовлетворения важнейших потребностей: общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей и является важнейшим источником информации для человека.
В процессе межличностного общения люди сознательно и несознательно влияют на психическое состояние, чувства, мысли и поступки друг друга. Целью влияния является реализация человеком своих личностных потребностей, таких, как потребность в уважении, одобрении, любви, общественном признании, независимости. В процессе влияния эффективно используются различные психологические средства: вербальные, паралингвистические или невербальные. Однако не всякое влияние будет конструктивным для обоих участников взаимодействия. Такие виды влияния, как убеждение и самопродвижение, могут рассматриваться в большинстве случаев как конструктивные; деструктивная критика и манипуляция - как разрушительные; внушение, заражение, стимуляция к подражанию, просьба, принуждение к игнорированию - как неоднозначные. Их конструктивность зависит от конкретных целей влияния, ситуации и особенностей исполнения.
Информация о работе Общение как источник психологического развития личности