Общение как источник психологического развития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Среди многообразия проблем современной психологии, общение является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности. В то же время актуальным, в частности в связи с решением задач воспитания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения проблемы общения - формирования личности в нем.

Содержание работы

Введение 3
Общение как источник психологического развития личности 5
Общение детей младшего дошкольного возраста 10
3 Особенности общения младших дошкольников в условиях детского сада. 13
Заключение 18
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

12-я ДОР.docx

— 42.06 Кб (Скачать файл)

 

18

Заключение

Общение со сверстниками - это особая сфера жизнедеятельности ребенка. Совершенно отличная от общения со взрослыми.

Первая отличительная особенность контактов со сверстниками характеризуется их особенно яркой эмоциональной насыщенностью. В общении дошкольников друг с другом наблюдается почти в десять раз больше экспрессивно-мимических проявлений и подчеркнуто ярких выразительных интонаций. Чем в общении ребенка и взрослого, носящем более сдержанный эмоциональный характер.

Вторая особенность состоит в нестандартности детских высказываний, отсутствии жестких норм и правил. Общаясь со взрослым, даже самый маленький ребенок придерживается определенных норм высказываний, общепринятых фраз и речевых оборотов. Разговаривая друг с другом, дети используют самые неожиданные, непредсказуемые слова, сочетания слов и звуков, фразы. Если взрослый дает ребенку нормы общения, учит говорить как надо, как все, то сверстник создает условия для самостоятельного речевого творчества.

Третья особенность - преобладание инициативных высказываний над ответными. В контактах с другими детьми ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Общаясь же со взрослыми, дошкольник предпочитает больше слушать, чем говорить сам.

Четвертое отличие состоит в том, что общение со сверстниками значительно богаче по своему назначению и функциям. От взрослого ребенок ждет либо оценки своих действий, либо новой информации. В общении со взрослым ребенок постоянно управляем и направляем им. В общении же со сверстниками дети самостоятельно могут управлять действиями партнера, навязывать собственные образы, организовывать совместную игру, сравнивать партнера с собой. Общаясь с детьми, ребенок может фантазировать,  выражать  обиду,  притворяться.  Общаясь  друг  с  другом,

 

19 дошкольники более полно и активно используют различные речевые средства, нежели беседуя с взрослым, так как ребенок является менее понятливым и гибким партнером, чем взрослый. Именно непонятливость сверстника, как ни странно, играет положительную роль в развитии речи детей. Однако для полноценного развития ребенка необходимо как общение со взрослыми, так и со сверстниками.

В связи с этим воспитатель должен соблюдать некоторые инструкции. В работе с детьми младшего возраста они таковы:

  • считать общение со взрослым основным для ребенка источником развития языка, речи, источником интересной познавательной информации; быть для ребенка приятным собеседником;
  • налаживать отношение с ребенком на темы, выходящие за пределы наглядно представленной ситуации, -о событиях личной жизни ребенка, об интересующих его предметах и явлениях, об объектах живой и неживой природы;

- стимулировать инициативные высказывания детей, обращения к 
взрослому с просьбами и предложениями;

- учить детей отвечать на  вопросы воспитателя при рассматривании  предметов, игрушек, картин, иллюстраций, привлекать к драматизации отрывков  из знакомых сказок; строить высказывания, состоящие из двух-трех знакомых  предложений;

помогать ребенку налаживать игровое взаимодействие со сверстниками, в ходе которого дети комментируют свои игровые действия, обозначают словом игрушки, предметы - заместители, условные действия.

 

20 Список использованной литературы

1. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. - М.: Ин-т 
практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008

2. Баранова М.Л. Справочник руководителя дошкольного 
образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической 
помощи детям раннего возраста. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

3. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно- 
ориентированного образования // Педагогика. 2007. № 4.

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 2005. - 215 с.
  2. Брунер Дж. Игра, мышление и речь // Перспективы. Вопросы образования. 1987. № 1.
  3. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М., 2007
  4. Воспитание и обучение детей раннего возраста. Под ред.Л.Н. Павловой. - М: Просвещение, 2006. - 176 с.

 

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
  2. Выготский Л. С. Раннее детство // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М: Педагогика, 1984.

10. Галигузова Л.Н. Смирнова Е.О. Ступеньки общения: от года до 
семи лет. - М.: Просвещение, 2002

И. Гербова В.В. Учусь говорить. Методические рекомендации для воспитателей. - М.: Просвещение, 2002. - 238 с.

12. Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой 
младшей группе детского сада: (Из опыта работы).

13. Диагностическое обследование детей раннего и младшего 
дошкольного возраста. / Под ред. Н.В. Серебряковой. - СПб.: Каро, 2005.

 

21

14. Исенина Е.И. Психологические основы речевого онтогенеза в 
начальном периоде.//Докт. Дисс. - М.Д986.

15. Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. - 
М.,1967.

  1. Коротаева Е.В. Основы педагогического взаимодействия. Екатеринбург, 2006.
  2. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.

18. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении // 
Психолого-педагогические проблемы становления личности и 
индивидуальности в детском возрасте: Сб. научн. тр. / Под реб. В.В. 
Давыдова, И.В.Дубровиной. М.: Б.и., 1980

  1. Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей. М., 2000.
  2. Общение детей в детском саду и семье /Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М.: Педагогика, 2000
  3. Палагина Н. Н., Ахромеева Л. В. Ребенок в раннем и дошкольном детстве. Фрунзе, 1982.
  4. Панько, Е. А. Воспитатель дошкольного учреждения. Психология / Е. А. Панько. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: Зорны верасень, 2006. - 264 с.
  5. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М.: Владос, 2002.
  6. Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. - Изд.б-е. Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 445 с.
  7. Рузская А.Г., Мещерякова СЮ. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 64 с.
  8. Слепцова И. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми // Дошкольное воспитание. - 2007. - №2.

27. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками / Е. О. 
Смирнова. - М.: Асаёета, 2000.

 

22

  1. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [текст] / Е.Н. Степанов - М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). - М.: Просвещение, 2007. - 225 с.

30. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.

31. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного 
образования. М: Сентябрь, 2000


Информация о работе Общение как источник психологического развития личности