Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 23:00, курсовая работа
Среди многообразия проблем современной психологии, общение является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности. В то же время актуальным, в частности в связи с решением задач воспитания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения проблемы общения - формирования личности в нем.
Введение 3
Общение как источник психологического развития личности 5
Общение детей младшего дошкольного возраста 10
3 Особенности общения младших дошкольников в условиях детского сада. 13
Заключение 18
Список использованной литературы 20
18
Заключение
Общение со сверстниками - это особая сфера жизнедеятельности ребенка. Совершенно отличная от общения со взрослыми.
Первая отличительная особенность контактов со сверстниками характеризуется их особенно яркой эмоциональной насыщенностью. В общении дошкольников друг с другом наблюдается почти в десять раз больше экспрессивно-мимических проявлений и подчеркнуто ярких выразительных интонаций. Чем в общении ребенка и взрослого, носящем более сдержанный эмоциональный характер.
Вторая особенность состоит в нестандартности детских высказываний, отсутствии жестких норм и правил. Общаясь со взрослым, даже самый маленький ребенок придерживается определенных норм высказываний, общепринятых фраз и речевых оборотов. Разговаривая друг с другом, дети используют самые неожиданные, непредсказуемые слова, сочетания слов и звуков, фразы. Если взрослый дает ребенку нормы общения, учит говорить как надо, как все, то сверстник создает условия для самостоятельного речевого творчества.
Третья особенность - преобладание инициативных высказываний над ответными. В контактах с другими детьми ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Общаясь же со взрослыми, дошкольник предпочитает больше слушать, чем говорить сам.
Четвертое отличие состоит в том, что общение со сверстниками значительно богаче по своему назначению и функциям. От взрослого ребенок ждет либо оценки своих действий, либо новой информации. В общении со взрослым ребенок постоянно управляем и направляем им. В общении же со сверстниками дети самостоятельно могут управлять действиями партнера, навязывать собственные образы, организовывать совместную игру, сравнивать партнера с собой. Общаясь с детьми, ребенок может фантазировать, выражать обиду, притворяться. Общаясь друг с другом,
19 дошкольники более полно и активно используют различные речевые средства, нежели беседуя с взрослым, так как ребенок является менее понятливым и гибким партнером, чем взрослый. Именно непонятливость сверстника, как ни странно, играет положительную роль в развитии речи детей. Однако для полноценного развития ребенка необходимо как общение со взрослыми, так и со сверстниками.
В связи с этим воспитатель должен соблюдать некоторые инструкции. В работе с детьми младшего возраста они таковы:
- стимулировать
инициативные высказывания детей, обращения
к
взрослому с просьбами и предложениями;
- учить детей отвечать на
вопросы воспитателя при
помогать ребенку налаживать игровое взаимодействие со сверстниками, в ходе которого дети комментируют свои игровые действия, обозначают словом игрушки, предметы - заместители, условные действия.
20 Список использованной литературы
1. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход
к детям. - М.: Ин-т
практической психологии; Воронеж: НПО
«МОДЭК», 2008
2. Баранова М.Л. Справочник руководителя
дошкольного
образовательного учреждения. Организация
психолого-педагогической
помощи детям раннего возраста. - Ростов
н/Д: Феникс, 2005.
3. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма
личностно-
ориентированного образования // Педагогика.
2007. № 4.
10. Галигузова Л.Н. Смирнова Е.О. Ступеньки
общения: от года до
семи лет. - М.: Просвещение, 2002
И. Гербова В.В. Учусь говорить. Методические рекомендации для воспитателей. - М.: Просвещение, 2002. - 238 с.
12. Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по
развитию речи в первой
младшей группе детского сада: (Из опыта
работы).
13. Диагностическое обследование детей
раннего и младшего
дошкольного возраста. / Под ред. Н.В. Серебряковой.
- СПб.: Каро, 2005.
21
14. Исенина Е.И. Психологические основы
речевого онтогенеза в
начальном периоде.//Докт. Дисс. - М.Д986.
15. Карпова С.Н. Осознание словесного состава
речи дошкольниками. -
М.,1967.
18. Лисина М. И. Формирование личности ребенка
в общении //
Психолого-педагогические проблемы становления
личности и
индивидуальности в детском возрасте:
Сб. научн. тр. / Под реб. В.В.
Давыдова, И.В.Дубровиной. М.: Б.и., 1980
27. Смирнова, Е. О. Особенности общения с
дошкольниками / Е. О.
Смирнова. - М.: Асаёета, 2000.
22
30. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
31. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного
образования. М: Сентябрь, 2000
Информация о работе Общение как источник психологического развития личности