Общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Прежде чем рассказать о самих уровнях общения, давайте посмотрим, что же является определяющим для самого понятия «уровень общения», разберем его на основные составляющие, из которых как из кирпичиков складывается общение.

Файлы: 1 файл

уровни общения.docx

— 193.56 Кб (Скачать файл)

Что такое «уровень общения»  
Прежде чем рассказать о самих уровнях общения, давайте посмотрим, что же является определяющим для самого понятия «уровень общения», разберем его на основные составляющие, из которых как из кирпичиков складывается общение.  
Первым показателем является способность выражать свои мысли. Согласитесь, очень трудно общаться с человеком, когда он не в состоянии даже объяснить, чего он хочет. Яркий жизненный пример – это общение человеком, находящимся в состоянии сильного алкогольного опьянения, философских мыслей у него, как говорится, хоть отбавляй, но способность их выразить практически равна нулю. Конечно, это лишь крайний случай. В повседневности каждый трезвомыслящий человек обладает минимально необходимым словарным запасом.  
Давайте вспомним о том, с чем довольно часто сталкивается почти каждый из нас. Доводилось ли вам общаться с человеком, которому для выражения собственных эмоций, передачи своих впечатлений и просто в разговоре не хватает слов для обозначения тех образов и мыслей, которые крутятся в его голове?! При этом некоторые слова могут повторяться, в речь включаются выразительные паузы типа «ну-у-у», «эм-м-м» и тому подобных. А может быть вы и себя ловили на этом?? Что ж, тогда диагноз МирСоветов не радостный: в пункте «выражение мысли» у вас проблемка. Именно проблемка, т.е. небольшое и вполне преодолимое препятствие. И, конечно же, мы подскажем, как развить свои способности в этом деле.  
Прежде всего, для того чтобы научиться гладко и последовательно выражать мысли, необходимо обладать достаточно большим словарным запасом. Лучшее, что можно предложить для пополнения своего лексикона – повышение степени начитанности (книги, журналы, газеты и пр. литературы), при этом у вас будут откладываться все слова, имеющие сходное значение, а каждое новое слово вы с интересом должны узнавать из словарей. Не меньше вы почерпнете и из общения с другими людьми, обсуждения с ними разнообразных тем.  
Обширные запасы слов – несомненно, хорошее подспорье в общении, но при этом важно уметь выстраивать весь этот набор слов в гармоничную речь. Если для кого-либо это также является «пунктиком», то и здесь МирСоветов предложит несколько способов развития собственной речи. Нет, мы не отошлём вас на курсы ораторского искусства, это было, как минимум несправедливо. Предлагаем нашим читателям выполнять такие упражнения:  
берите любое слово и давайте ему определение в форме связного законченного предложения, т.е. как бы спрашивайте сами у себя: «Что такое… улыбка?», «Что значит… дышать?», «Какой это… симпатичный?»;  
загадывайте два-три любых, на первый взгляд ничем не связанных слова и старайтесь составить их помощью предложение. Чем больше предложений будет составлено на основе одних и тех же слов, тем лучше.  
Например, «автомобиль» и «краски». Начиная от самого простого «Мы разукрасили папин автомобиль красками» до «Краски являются тем автомобилем, который привез из прошлых столетий множество произведений изобразительного искусства».  
Особенно полезны эти упражнения, если выполнять их с ребенком с малых лет (на заметку мамам!).  
Продолжая тему «выражения мыслей», нельзя не вспомнить о трудностях, возникающие, когда собеседник начинает говорить только ему одному понятными словами. Это может быть как научная терминология, так и набор жаргонных, часто переплетающихся с нецензурными выражений – в обоих случаях что-либо понять одинаково сложно. Только если во втором случае, скорее, проблема с культурой и образованием, то в первом проблема выражается в том, что человек в своей речи использует слова, значения которых непонятны остальным. В таких случаях необходимо чувствовать собеседника, видеть понимает ли он вас, и при необходимости пояснять значения отдельных слов. И тут мы подошли ко второму «кирпичику», составляющему уровень общения.  
Второй важный момент – это подход к самому общению. Главное здесь – умение подбирать слова с учетом аудитории, в которой вы сейчас находитесь. В каком-то смысле это манера, стиль общения, но не только. Важно понимать, что в зависимости от вашего сиюминутного окружения необходимо перестраиваться не только на соответствующий стиль общения, но и использовать тот набор слов, который будет уместен и понятен в данном кругу людей. Например, когда вы находитесь на бизнес-совещании (пусть даже компаньоны вам хорошо знакомы) и в кругу друзей (даже если разговоры заходят о работе) – общение будет строиться на различных уровнях.  
 
Чтобы определиться, уместны ли будут ваши слова, необходимо поставить себя на место того, к кому обращена ваша речь, оценить себя со стороны. Если же определиться с тем, будут ли ваши слова восприняты правильно и восприняты вообще, сложно, лучше использовать стандартные для конкретной ситуации фразы и выражения. Попробуйте-ка зайти на собеседование и громогласно поприветствовать работодателей: «Респект!». Если это только не собеседование на актерское мастерство, рискуете тут же вылететь за дверь. Куда более приятно будет звучать (хоть и банально): «Добрый день!»  
Подход к общению является еще и выражением отношения к собеседнику, в том числе степени заинтересованности (или безразличия) его личностью.  
Третье, не менее существенное составляющее нашего общения – это темп речи. Снова же во многом приходится ориентироваться на ситуацию. Где приходится говорить относительно быстро (характерная черта для горячих споров), где-то наоборот медленнее (при загадывании загадок, например).  
Но в общем случае важно, чтобы речь была размеренной и ровной. Пусть даже это всплеск эмоций или, например, стремление раньше других сообщить интересную новость – даже тогда нужно стараться, чтобы слова не вылетали быстрее, чем мысли в вашей голове выстраиваются в связную речь.  
Есть хорошее упражнение, позволяющее научиться излагать свои мысли в одинаковом темпе. Попробуйте при ходьбе говорить что-либо, необязательно вслух, на каждый шаг проговаривая одинаковое количество слов. Средняя скорость произношения слов – два слова в секунду, а потому за шаг можно также стараться произносить 1-2 слова.  
В дополнение к умению четко выражать свои мысли темп речи также позволит избавиться от слов-паразитов («ну», «короче», «эм»), которые часто можно услышать от тех людей, которые стремятся говорить быстро, но при этом не обладают достаточным словарным запасом.  
И, конечно же, нельзя не сказать о том, без чего не обходится любое общения – это чувство юмора. Вы наверняка вспомните не один пример, когда с помощью юмора удавалось разрядить довольно-таки напряженную обстановку. Даже в бизнес-кругах вовремя вставленная шутка может быть вполне уместной.  
Итак, мы разобрались с тем, из чего же строится понятие «уровень общения», теперь перейдем к разговору о том, какие же бывают уровни.  
Уровни общения  
Во всем многообразии диалогов, их вариаций выделяют шесть уровней общения.  
 
Примитивный  
Собеседник настраивает контакт, не особо беспокоясь, насколько адекватно и правильно вы его воспримете. Пьяный без стеснения исповедуется незнакомому ему человеку в автобусе. Собеседник предпочитает больше говорить, чем слушать, он не заботится о рождении нужных чувств у окружающих. Подобное также можно наблюдать, когда приходится иметь дело с бюрократической системой или с невежливым продавцом. Заметьте, что словарный запас у таких людей обычно довольно скуден; темп речи непомерно быстр, потому как единственная цель – подавить вас, сбить с толку; а отношение к общению с вами, как к разговору со стулом, на котором вы сейчас сидите, т.е. никакое. Ваше обращение к такому собеседнику должно быть направлено на то, чтобы умерить его пыл, при этом не повышайте тон, говорите размеренно. Если вы проявите учтивость, но при этом будете тверды и где-то даже жесткими в своем обращении, сложно будет ответить на это агрессией. МирСоветов хотел бы подчеркнуть, что юмор с вашей стороны будет уместен только в случае, если не будут затронуты личные качества хоть и какого-никакого, но вашего собеседника.  
Обычно главная ошибка людей состоит в том, что они используют не тот уровень общения, который требуется в конкретной ситуации. Например, часто чересчур воспитанные люди пытаются говорить с хулиганами дружелюбно и доверительно, что конечно, делать нельзя. Будьте жестким и даже невежливым, когда это необходимо. Юмор будет уместен только в случае, если не будут затронуты личные качества хулиганов.  
 
Манипулятивный  
Собеседник на этом уровне общения воспринимается как инструмент для достижения каких-либо целей, подобный уровень общения – неотъемлемая часть многих профессий (дипломат, менеджер по продажам). Зачастую манипуляция необходима для некоторых бытовых процессов (жена косвенно дает мужу понять, что ей нечего надеть, вынуждая его, таким образом, по своей воле приобретать новую шубу). Часто манипуляция характеризуется имитацией – заинтересованности, учтивости. Угроза и лесть тоже являются крайними формами манипулятивного уровня общения.  
Манипулятивный уровень может надевать личину любого другого из уровней. Распознать манипуляцию можно по общей неестественности ситуации, например, человек, всем внешним видом определяемый как носитель примитивного типа общения, говорит на духовно-доверительном уровне.  
 
Деловой  
Собеседник внимателен к вашим личным взглядам, вкусам, он обращает внимание на ваш характер, возраст. Объединяющая вас цель обуславливает ваши взаимоотношения – поэтому это не является манипуляцией (впрочем, грамотный игрок сможет легко совместить сразу несколько уровней общения, исходя из его задач). Деловой уровень общения в повседневной жизни применим к людям, с которыми необходимо соблюдать определенную дистанцию. МирСоветов обращает ваше внимание на то, что деловитость – это еще и сознательное, серьезное восприятие собеседника, поэтому этот уровень общения в какой-то мере применим не только в деловых предпринимательских отношениях.  
В семейной жизни этот уровень позволит избежать примитивных контактов. Например, спор из-за мытья посуды в семье будет улажен быстрее, если решать эту проблему на деловом уровне общения.  
 
- Я устала ежедневно мыть посуду по пять раз в день!  
- А я разве не устаю, когда каждый день хожу на работу?  
 
Это – неправильная формула поведения, проблема не решается, контакт происходит на примитивном уровне, уровне чисто личных эмоций. Правильной формулой будет следующее поведение.  
 
- Я устала ежедневно мыть посуду по пять раз в день!  
- Я тебя понимаю, но я еще и ежедневно хожу на работу. Давай договоримся так, я буду мыть посуду на выходных, когда я свободен. Или, если хочешь, мы можем распланировать график, и чередоваться по четным и нечетным числам.  
 
Игровой  
Уровень общения, основывающийся на импровизационных формах, которые могут быть несерьезными, шутливыми, даже гротескными. Так, несколько приятелей, оживленно разговаривая и обмениваясь шутками, не замечают, как выстраивается достаточно длинная логическая цепочка. Кокетство женщин – также один из ярчайших примеров общения на уровне взаимной игры.  
Этот уровень общения напрямую связан с чувством юмора, он очень важен для любых неформальных отношений. Например, семейные отношения вряд ли будут достаточно гармоничными и постоянно обновляющимися без взаимной игры и юмора.  
Бывает, что люди с определенным типом характера и темперамента применяют игровой уровень в разговорах, требующих совсем другого уровня общения. Вовсе не значит, что эти люди не способны к серьезным действиям, просто это следствие определенного склада психики. Такие люди принадлежат к психотипу гипертимов (жизнерадостные, энергичные люди). К слову сказать, если нас чрезмерно раздражают подобные оптимисты, может это нам стоит задуматься, не слишком ли мы серьезно относимся к жизни?  
Духовный  
Название показывает, что данный уровень общения характеризуется наибольшей степенью раскрытия своей личности и погружения в личность собеседника. Этот уровень требует порою немалых внутренних усилий, на которые далеко не все способны. Духовный уровень общения используется некоторыми особенно близкими родственниками, друзьями. Исповедь священнику, искренний рассказ о себе непременно потребует особенно глубокого духовного уровня общения.  
Особой чертой духовного уровня общения является неспешный темп речи, причиной которого является особое доверительное отношение к собеседнику, к общению с ним.  
Ситуация: Она показывает Ему тетрадку своих школьных стихов, а Он, вместо того чтобы проявить заинтересованность, отпускает реплику: «Я-то думал, что ты о чем-то серьезном». Эта модель поведения в корне неверна. Она предлагает Ему общение на духовном уровне, Он же воспринимает это на уровне примитивно-деловом. «Хм, а у тебя получались неплохие сонеты» – должен сказать он, даже если это будет не совсем правдой.  
 
Уровень масок  
Каждый может насчитать у себя много масок. Собеседник поневоле надевает маску приветливости, серьезности, вежливости, так как иногда просто психологически невозможно вкладывать в общение все свои умственные ресурсы, обаяние. Также следует учесть контакты не только вербальные – ничуть не реже мы сталкиваемся с кем-то просто взглядом, молча жмем кому-то руку, на это тоже уходит энергия, и мы защищаемся при помощи масок (более подробно МирСоветов рассказывал об этом в материале «Невербальные средства общения»).  
Заметьте, что когда вы говорите не совсем искренний комплимент, вы одеваете маску, чтобы не получить травму от собственной неискренности. Такое понятие как ложь непосредственно связано с системой масок. В уровень масок входит также и понятия «Формального уровня», «Уровня поддержания контакта», «Уровня стандартной беседы» (по Бюдженталю). Формальный уровень характеризуется поддержанием о себе определенного впечатления и сохранением определенной дистанции. Уровень поддержания контакта – общение людей в более непринужденной манере, общение на уровне фактов и мнений. Уровень стандартной беседы представляет собой повседневный диалог между близкими и знакомыми людьми.  
Если необходимо – пользуйтесь масками, иногда ваше истинное настроение не стоит показывать собеседникам, так как любое отступление от нормы может быть неправильно воспринято. Ваше дурное настроение при общении с клиентом, или ваше излишне приподнятое настроение на поминках будут не совсем уместны.  
Стоит отметить, что постоянное общение в маске зачастую очень мешает проявлениям собственного «Я». Предположим, если уместно быть вежливым и сдержанным на улице, то в общении с любимой, друзьями это будет даже опасно.  
В буддистской и даосской философиях хорошо разработаны техники «надевания масок», и таким образом маска является путем к самосовершенствованию – подавление недостатков своего «Я» с помощью маски. Например, если вы хотите избавиться от застенчивости, вы надеваете на себя маску смелого, решительного, даже несколько наглого человека.  
Общение в критической ситуации  
Существует также особый уровень – общение в критической ситуации. Подобные ситуации способствуют снятию масок, более плодотворному субъективному контакту, совместному принятию решений.  
Чем быстрее человек определяет, на каком уровне нужно общаться с собеседником, тем успешнее будет контакт. Определить то, на каком уровне произойдет беседа подчас невозможно, однако одежда и манеры человека – первое, что следует учитывать. При знакомстве лучше всего начинать беседу в маске сдержанной вежливости, в меру открытым и доброжелательным, но не в коем случае ни с панибратства, ни с угрюмой замкнутости. Очень важен момент рукопожатия. Оно не должно быть ни вялым, ни таким, чтоб у собеседника трещали кости – не стоит ставить цель заранее подавить партнера по общению. Женщинам руку лучше не жать, хотя это делается довольно часто, лучше ограничиться легким поклоном головы.  
Конечно, общение является чрезвычайно сложной исследовательской задачей. Однако не стоит смотреть на проблему общения со страниц научных публикаций о психологии, возможно, следует подумать о том, что общаться – э

2. Уровни общения  и его особенности в различных  условиях

Люди, как правило, входят в состав разных социальных групп. Человек  одновременно может заниматься определенной работой, состоять членом спортивного  клуба, выполнять общественные функции, участвовать в политической жизни  и еще выполнять при этом обязанности  матери или отца семейства. В каждой из групп, куда входит человек, он занимает определенное социальное положение, соответствующее  той роли, которой, по расчетам других членов группы, он будет придерживаться и которая позволяет им ожидать  от него определенного поведения. Такие  ожидания будут различны в зависимости  от того, идет ли речь о враче, студенте, футболисте, руководителя предприятия  или правительственном чиновнике.

В свое время видный советский  психолог Б.Г. Ананьев, одним из первых указавший на многоуровневую, иерархическую, многомерную организацию общения, различал макро-, мезо- и микроуровни  общения: общество, в котором общающиеся люди живут, различные типы коллективов, членами которых они выступают, ближайшее окружение, с которым  они чаще всего вступают в контакт, а также формирующиеся и реализующиеся  в общении индивидуальные характеристики взаимодействующих людей как субъектов этой деятельности. [5]

Микроуровень состоит  из самых мелких элементов межличностного общения. Макроуровень включает такие  крупные структуры, как управление и торговля. При любых социальных условиях люди взаимодействуют на всех уровнях.

Обычно рассматривают  две формы межличностного общения: монологическая, когда только одному из партнеров отводится роль активного  участника, а другому — пассивного исполнителя, и — диалоговая, выражающаяся в сотрудничестве участников. Слов, обозначающих процесс общения двух людей, не так уж много — беседа, разговор, диадическое общение (общение  двоих). Людей, принимающих участие  в этом процессе, называют собеседниками, говорящим и слушающим или  же партнерами по общению. Трудно представить  большее многообразие жизненных  ситуаций, чем то, которое складывается, когда двое людей вступают в контакт  друг с другом. Это и разговор начальника с подчиненным, и встреча  врача с пациентом, и беседа ученика  с учителем, и т.д. Каждая из них  характеризуется своими особыми  проявлениями. Для разговора начальника с подчиненным обычно соблюдение достаточно большой пространственной дистанции (не менее 1,5 м) и избегание  долгих прямых взглядов.

Совсем по-другому складывается общение влюбленных. Увеличение пространственной дистанции между ними говорит  о том, что они в ссоре, чаще всего они стремятся прикоснуться друг к другу. Данные психологических  экспериментов свидетельствуют, что  никто так долго, как влюбленные, не смотрит в глаза друг другу. Их взгляды служат подтверждением взаимной любви, стремлением к близости.

Эти параметры (пространственная близость и направленность взгляда) далеко не исчерпывают специфику  подобных ситуаций. К ним добавляются  множество других: интонации и  пазы в речи, наиболее часто употребляемые  слова и т.д.

В наиболее общем виде средства общения разделяются на две большие  группы — вербальные и невербальные. В первую группу попадает все, что  связано с речью, то есть как и  что люди говорят друг другу. Во вторую группу войдут мимика и жесты, позы, взгляды, организация пространства общения и т.д.

Главную роль в общении  играет речь. В процессе «говорения»  важно буквально все: как обращаются к собеседнику, что говорится  вначале, а что потом, соответствуют  ли слова тону высказываний и т.д. Еще древние философы отмечали, что  ведение беседы — настоящее искусство. Удивительно, что люди, зная о своем  неумении публично выступать и всячески стремясь научиться этому, практически  не задумываются, удается ли им успешно  общаться с окружающими людьми —  друзьями, коллегами, родственниками и  т.д. Между тем часто в жизни  бывает, что мы хотим сказать одно, а, сами того не осознавая, говорим другое или вообще не находим слов для  выражения какой-то важной мысли  или чувства.

Важнейшая невербальная составляющая процесса общения — умение слушать. Когда человек внимательно слушает  другого человека, в нем буквально  все — глаза, поза, выражение лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним. Рассеянность, безучастность, равнодушие могут привести к обратному результату. Но на процесс беседы оказывает влияние  и множество других «невербальных  мелочей», таких, как время и место, где она происходит, ее длительность и т.д.

В социальной психологии существует множество типологий общения, использующих самые разные основания, — длительность, позиции участников, особенности  их взаимодействия и т.д. Оптимальным  будет выделение наиболее часто  встречающихся обыденных ситуаций: деловое общение, воспитательное воздействие, диагностическую беседу и интимно-личностное общение.

Деловое общение — это  ситуация, когда целью взаимодействия становится достижение какого-либо четкого  соглашения или договоренности. Чаще всего подобное взаимодействие возникает  между людьми, не состоящими друг с  другом в близких межличностных  отношениях (между коллегами, двумя  коммерсантами, начальником и подчиненным  и т.д.), и статус каждого из партнеров  по отношению к другому четко  определен. В таких ситуациях  важен предмет или повод, приведший  к общению, без которого деловая  беседа состояться не может.

Воспитательное общение  — это ситуации, в которых один из участников целенаправленно воздействует на другого, достаточно четко представлять себе желаемый результат, то есть зная, в чем он хочет убедить собеседника, чему он хочет его научить и  т.д. Такие беседы возможны, когда  обучающий обладает ситуационно  или постоянно авторитетом и  знаниями.

Диагностическое общение, цель которого — сформировать определенное представление о собеседнике  или получить у него какую-либо информацию (таково общение врача с пациентом  и т.п.). Партнеры находятся в различных  позициях: один спрашивает, другой —  отвечает. Чтобы получить полноценный  ответ, спрашивающий должен правильно  задавать вопросы, учитывая собственный  статус и статус отвечающего, его  готовность давать ответы и т.д.

Интимно-личностное общение  во многом уникально и специфично. Оно возможно только когда партнеры внутри возникшей ситуации чувствуют  себя на равных, одинаково заинтересованы в установлении и поддержании  доверительного и глубокого контакта. Чаще всего такое общение возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.

Общение играет важнейшую  роль в жизни человека. Диадическое  общение характеризуется рядом  весьма специфических особенностей. Прежде всего для него характерно такое взаимодействие собеседников, когда каждый из них находится  в поле зрения другого и любая  реакция — поза, взгляд, жест могут  быть легко замечены и учтены собеседником. Это имеет свои позитивные и негативные стороны. С одной стороны, пристальное  наблюдение за партнером дает богатую  информацию о нем, использование  которой может способствовать более  легкому и быстрому установлению взаимопонимания. Но с другой стороны, при таком тесном контакте себя можно  ненароком выдать, проявить какое-то чувство или отношение, которое  в действительности хотелось бы скрыть, и это может послужить причиной напряженности общения. [1]

Часто выполняет функции  катализатора общения сигарета: закурив, можно скрыть свое смущение в обществе незнакомых людей — «светская» беседа течет легче, когда собеседники  курят. Особый повод для курения  есть у женщин. Их манипуляции с  сигаретой часто имеют сексуальное  значение, привлекают к ним внимание мужчин. Характерные женские жесты  кокетства обязательно предполагают демонстрацию запястья и полураскрытые, как бы зовущие губы, а лучший способ показать все это — держать  в руке изящную сигарету и делать легкие затяжки. [3]

В ситуации групповой дискуссии  и в публичном выступлении  успешность взаимодействия не столь  значительно зависит от того, насколько  обе стороны готовы и настроены  на взаимодействие друг с другом, как  в случае двух людей. В большой  аудитории всегда есть вероятность, что какая-то группа людей будет  готова выслушать не очень интересную или уде знакомую информацию, когда  же перед тобой только один человек, приходится как можно точнее учитывать  его взгляды и вкусы, иначе  общение может не получиться. Именно поэтому в ситуациях диадического общения особенно важны проявления взаимного интереса, дружелюбия и  доверия. Специфика диадического общения  определяется формальными ролями, в  которых находятся собеседники. [1]

3. Общение как  обмен информацией

Коммуникация — это  процесс передачи информации от отправителя  к получателю. Отправитель, цель которого заключается в том, чтобы оказать  на получателя определенное воздействие, передает то или иное сообщение с  помощью определенного кода. Получатель, чтобы понять это сообщение, должен его декодировать. В некоторых  случаях в роли отправителя выступает  один человек, в роли получателя —  несколько (учитель и ученики), бывает наоборот, и так, что и отправитель  и получатель являются либо индивидами, либо группами. Цели отправителя могут  быть самыми разнообразными:

·сообщить информацию;

·объяснить;

·дать приказ или указание;

·отчитать получателя, сделать  ему внушение;

·поделиться своим настроением;

·высказать свою точку  зрения на тот или иной вопрос.

Не одинаковы цель коммуникации и ее побудительная причина. Цель — это ясное и четкое, сознательное и нередко рациональное намерение, побудительная причина представляет собой скрытое, реальное и социальное неодобряемое намерение. Очень часто  в разговоре мы скрываем свою истинную цель, побудительную причину, зная, что она не одобряется обществом. [7]

Информация передается с  помощью устной и письменной речи, а также жеста. Передается также  с помощью общего отношения, мимики — красноречивые улыбки и поступки иногда стоят длинных речей. Большинство  исследователей соглашаются, что с  помощью слов передается в основном информация, а с помощью жестов — различное отношение к этой информации, а иногда жесты могут  заменять и слова. Когда женщина  бросает «убийственный» взгляд на мужчину, все становится ясно, хотя при этом она не открывает рта. Вне зависимости  от степени культуры слова и жесты  так сильно зависят друг от друга, что хорошо подготовленный человек  может сказать, какой именно жест или какое именно движение делает другой человек, не видя его, а только слыша его слова. Человек редко  задумывается над тем, какие движения он делает во время разговора, и может  оказаться так, что он говорит  одно, а его жесты явно показывают, что он имеет в виду совсем другое. [6]

Получаем же мы информацию с помощью чувств. В нашу эпоху  аудиовизуальных средств слух и  зрение — главные органы восприятия.

В организации общения  не последнюю роль играют материальные условия коммуникации (расположение стола и стульев). Столы и стулья могут расставляться по-разному  в зависимости от цели собрания.

Информация о работе Общение