Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 18:09, реферат
Осуществляя совместную деятельность, люди вступают друг с другом в
общение, устанавливают психологический контакт, представляющий собой, по
мысли известного отечественного психолога Б.Д. Парыгина, «сложный и
многогранный процесс, которой может выступать в одно и то же время, как
процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как
отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и
как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга» (В.Д. Парыгин.
Основа социально-психологической теории. М., "Мысль" 1971).
ОБЩЕНИЕ
Осуществляя совместную деятельность, люди вступают друг с другом в
общение, устанавливают психологический контакт, представляющий собой, по
мысли известного отечественного психолога Б.Д. Парыгина, «сложный и
многогранный процесс, которой может выступать в одно и то же время, как
процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как
отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и
как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга» (В.Д. Парыгин.
Основа социально-
Достаточно условно
многообразие общения можно
видам. К первому относятся контакты, организуемые в разных видах
профессиональной деятельности,
участников для решения тех или иных общих задач. Такое общение можно
назвать деловым, или ролевым. Здесь люди выступают по отношению друг к
другу в рамках тех или иных социально принятых и профессионально
раскрываемых ролей.
Ко второму виду общения относятся случаи, когда люди вступают в
контакт не с целью решить задачи какой-либо деятельности, а для выяснения
сложившихся между ними отношений, типа симпатия и антипатия, доверие и
недоверие, уважение и презрение.
В отличие от делового такое общение можно назвать личностным,
поскольку здесь люди эмоционально откликаются не на профессиональные знания
и умения других людей, а на их нравственные качества, проявляющиеся, как
правило, в тех или иных отношениях к другим людям (эгоизм - альтруизм), к
совместной деятельности (ответственность - безответственность), к себе
(критическое - некритическое).
В целом, независимо от вида, в общении можно выделить три относительно
самостоятельные, но в то же время взаимосвязанные стороны:
взаимоинформирование, взаимодействие и взаимовосприятие.
Взаимоинформрование, или обмен информацией происходит обычно с помощью
речевых и неречевых средств. К речевым средствам относятся приемы устной и
письменной, монологической и диалогической речи. К неречевым средствам,
которые предназначены, в основном, для выражения отношения общающихся к
содержанию общения, относятся такие особенности произнесения, как тембр
голоса говорящих, его диапазон в ходе высказывания, регистр, громкость,
интонационные характеристики. Сюда же относятся и такие элементы,
сопровождающие речь, как междометия, покашливание, смех, слезы, паузы.
Важно также учитывать темповые и метро-ритмические характеристики речи.
Кроме того, к неречевым
средствам относятся и
речь - жесты, мимика, пантомимика, позы, взаимное расположение в
пространстве партнеров по общению.
Психологическим
регулятором другой стороны
или координации действий, - выступают ролевые ожидания партнеров. Здесь
имеется в виду то обстоятельство, что включаясь в совместную деятельность,
люди выполняют определенные профессиональные и социальные роли.
И поскольку существует профессиональные и этические требования и
нормы, инструкции и правила, постольку принятие на себя человеком той или
иной профессиональной (скрипач или кларнетист) или социальной (солист или
артист оркестра) роли вызывает у контактирующих с ним людей вполне
обоснованные ожидания по отношению к его действиям.
В тех случаях, когда ожидания оправдываются, взаимодействие людей
облегчается, работа ускоряется и становится успешной. Если же ожидания не
оправдываются, взаимодействие участников общения затрудняется и может
перерасти в конфликт, который приведет к невозможности осуществлять
совместную деятельность.
Наряду с взаимоинформированием и взаимодействием третьей, как
отмечалось, существенной стороной общения выступает взаимовосприятие
партнеров. Необходимость учета этой стороны связана с тем, что и
взаимоинформирование, и взаимодействие будут тем более успешными, чем более
точным и более полным будет у партнеров представление друг о друге.
Выработка, такого представления весьма сложна, потому что в общении
наличествует лишь внешность, облик человека; непосредственно партнеры
воспринимают друг у друга разнообразные неречевые средства (в отличие от
речи, содержание которой не воспринимается, а понимается).
Опираясь на многообразные особенности партнеров, непосредственно
данные им в наблюдении, требуется воссоздать внутренний мир друг друга,
понять побуждения, вскрыть намерения, определить возможности и характер Я-
концепции.
Итак, рассмотрение общения как активности человека, осуществление
которой опосредствованно другим человеком, направлено на него и зависит от
его особенностей, позволило отметить его разные виды. В одних случаях
общение нацелено на решение задач совместной деятельности, - это деловое,
профессиональное общение. В других случаях целью общения выступает
установление, изучение и изменение взаимоотношений, - это личностное
общение. Понятно, что в ходе совместной деятельности эти виды общения
находятся в сложной взаимосвязи, влияя друг на друга.
Для понимания и успешного построения любого вида общения необходимо
иметь в виду наличие в нем таких существенных сторон, как обмен информацией
(или взаимоинформироаание), обмен действиями (или взаимодействие,
координация действий), взаимовосприятие (или "обмен обликом друг друга").
Последнее выступает основой взаимопонимания, которое в целом и
характеризует общение как успешное или неуспешное.
Стили общения.
Одной из форм делового, профессионального общения выступает
педагогическое общение, - психологический контакт учителя и ученика в
процессе обучения и воспитания. Цель такого контакта - обеспечить на уроке
благоприятный, психологически комфортный климат для успешного решения
педагогических задач, направленных, в целом, на развитие личности и
профессиональных способностей ученика.
Возможность создания такого климата в отношениях педагога и ученика
определяется стилем педагогического общения, который проявляется, с одной
стороны, в характере эмоционально-
действиям, а с другой стороны, в способе управления поведением ученика, в
характере воздействия на него. Если отношение педагога оказывает влияние на
побуждения учеников, их намерения, внутренний мир, то его управление
состоит в непосредственном руководстве действиями ученика. Так, при
обучении музыке учитель обычно исходит из тех или иных установок в
отношении ученика, считая его более или менее способным в овладении
исполнительским мастерством. И в зависимости от содержания установки, более
или менее критического отношения к способностям ученика учитель по-разному
руководит его действиями на уроке, более или менее детализирует свои
указания, чаще или реже контролирует, более или менее дифференцированно
оценивает его поведение.
Можно выделить два основных стиля педагогического общения;
авторитарный, монологичный, односторонний или партнерский, диалогичный,
двухсторонний. В первом случае учитель, как правило, учитывает свои
особенности, ориентируется на себя, единолично устанавливая цели и
педагогические задачи, которые необходимо решать в учебном процессе. Ученик
в этом случае рассматривается лишь как исполнитель указаний, которого не
следует посвящать в конечный смысл решаемых задач, в общую цель совместной
работы. Такой тип руководства действиями ученика часто сочетается с
недоверием к способностям ученика, его возможностями управлять собой и
эффективно заниматься самостоятельно, а основными приемами общения
выступают приказ, или команда.
При обучении музыке такой стиль общения проявляется в требованиях
беспрекословного подчинения учительским указаниям относительно аппликатуры,
темпа и динамики исполнения, игнорировании инициатив ученика в отношении
использования тех или иных средств музыкальной выразительности и даже
высмеивании попыток ученика в индивидуализирированном выполнении
технических приемов игры на инструменте.
Во втором случае учитель в постановке и решении педагогических задач учитывает свои особенности и, главным
образом, особенности учеников, ориентируется на то, что отличает одного
ученика от другого, стремится включить ученика в выбор и достижение
конечной цели работы.
Ученик в рамках
такого общения
совместной деятельности. При этом учитель позитивно относится и к личности,
и к способностям ученика, видит в нем значительные неиспользованные
возможности, уважает его, проявляет тактичность.
Обучение музыке в условиях партнерских отношений в общении
характеризуется обычно совместной (учителя с учеником) выработкой
исполнительского
плана и интерпретации
выбором выразительных средств и исполнительских приемов. Важное значение
для учителя приобретает отношение ученика, к сочинению, которое
предлагается изучать.
Стадии общения.
С психологической точки зрения, развитое педагогическое общение, - как
авторитарного, так и партнерского стилей, -может, при идеальном воплощении,
включать пять основных стадий: подготовка, вступление в контакт, развитие
контакта, выход из контакта и оценка.
Содержанием подготовительной стадии может выступить продумывание
учителем предстоящего общения с учеником, планирование разных вариантов
вступления в контакт с учеником, разных направлений развития контакта и
разных способов выхода из него.
Так, при разработке разных вариантов вступления в контакт могут
анализироваться возможные уровни готовности ученика к уроку, к решению
запланированных на этот урок педагогических задач. Варианты начала контакта
обусловливают выбор путей его развития, которые, в свою очередь, определяют
способы выхода из него. Вместе с тем, всегда можно наметить и возможные
события по ходу развертывания контакта и их влияние на него.
Так,
продумывая очередной урок с
учеником на этапе
(когда на прошлом уроке было задано выучить ее наизусть) учитель может
наметить, что и как он скажет ученику в зависимости от степени выполнения
задания ( все или не все удалось выучить наизусть) и от качества его
выполнения (хорошо или плохо было выучено). При этом он может припомнить и
учесть, как тот или иной уровень готовности к занятиям проявляется у
данного конкретного ученика во внешнем поведении (в выражении лица,
движениях, особенностях звучания голоса, характере речи).
Можно также продумать, как работать на уроке над пьесой в зависимости
от степени ее выученности, о чем спрашивать ученика и что ему говорить, как
завершить урок, чтобы домашние занятия были более эффективными.
Вторая стадия общения, - вступление в непосредственный контакт с
учеником, в прямое общение с ним, - чрезвычайно важна для успеха урока.
Чтобы в дальнейшем управлять общением в целях решения педагогических задач,
учителю необходимо с самого начала проявить инициативу в общении. Эта
инициатива будет тем более успешна, чем более быстро и более конкретно
может учитель истолковывать проявления эмоциональных, волевых и
интеллектуальных состояний ученика, а также правильно на основе этих
проявлений понять
намерения и предстоящие
Педагоги,
умело владеющие партнерским
организуют начальный контакт с учеником, быстро переходя к деловому
общению, подчеркивая совместный характер работы над пьесой, преодолевая
возможные негативные установки, сложившиеся к успехам данного ученика по
прошлым занятиям, активно включая в общение разнообразные неречевые
средства (мимику, пантомимику, контакт глаз и др.), стараясь сразу достичь
взаимопонимания.
Определенных усилий требует от педагога и дальнейшее развитие контакта
на уроке. Решающее значение здесь имеет способность педагога к неослабному