Общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 18:09, реферат

Описание работы

Осуществляя совместную деятельность, люди вступают друг с другом в
общение, устанавливают психологический контакт, представляющий собой, по
мысли известного отечественного психолога Б.Д. Парыгина, «сложный и
многогранный процесс, которой может выступать в одно и то же время, как
процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как
отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и
как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга» (В.Д. Парыгин.
Основа социально-психологической теории. М., "Мысль" 1971).

Файлы: 1 файл

htathfn.docx

— 28.28 Кб (Скачать файл)

   ОБЩЕНИЕ

 

 

     Осуществляя совместную  деятельность, люди вступают  друг  с  другом  в

общение, устанавливают психологический  контакт,  представляющий  собой,  по

мысли  известного  отечественного  психолога  Б.Д.  Парыгина,   «сложный   и

многогранный процесс, которой может выступать в одно  и то  же  время,  как

процесс взаимодействия  индивидов,  и  как  информационный  процесс,  и  как

отношение людей друг к другу, и  как процесс взаимовлияния друг на  друга,  и

как процесс сопереживания и  взаимного понимания друг друга»  (В.Д.  Парыгин.

Основа социально-психологической  теории. М., "Мысль" 1971).

     Достаточно условно  многообразие общения можно свести  к  двум  основным

видам.  К  первому  относятся  контакты,   организуемые   в   разных   видах

профессиональной деятельности,  где  необходимо  скоординировать  усилия  ее

участников для решения  тех  или  иных  общих  задач.  Такое  общение  можно

назвать деловым, или ролевым. Здесь  люди  выступают  по  отношению  друг  к

другу  в  рамках  тех  или  иных  социально   принятых   и   профессионально

раскрываемых ролей.

     Ко второму виду  общения  относятся  случаи,  когда  люди  вступают  в

контакт не с целью решить задачи какой-либо деятельности,  а  для  выяснения

сложившихся между ними отношений,  типа  симпатия  и  антипатия,  доверие  и

недоверие, уважение и презрение.

     В  отличие  от  делового  такое общение можно назвать   личностным,

поскольку здесь люди эмоционально откликаются не на профессиональные  знания

и умения других людей, а на их  нравственные  качества,  проявляющиеся,  как

правило, в тех или иных отношениях к другим людям (эгоизм  -  альтруизм),  к

совместной  деятельности  (ответственность  -  безответственность),  к  себе

(критическое - некритическое).

 

                                        Стороны

 

      В целом, независимо  от вида, в общении можно выделить  три относительно

самостоятельные,   но   в   то    же    время    взаимосвязанные    стороны:

взаимоинформирование, взаимодействие и взаимовосприятие.

      Взаимоинформрование, или обмен информацией происходит обычно с помощью

речевых и неречевых средств. К  речевым средствам относятся  приемы  устной  и

письменной, монологической и  диалогической  речи.  К  неречевым  средствам,

которые предназначены, в основном,  для  выражения  отношения  общающихся  к

содержанию общения, относятся  такие  особенности  произнесения,  как  тембр

голоса говорящих, его диапазон  в ходе  высказывания,  регистр,  громкость,

интонационные  характеристики.  Сюда  же   относятся   и   такие   элементы,

сопровождающие речь,  как  междометия,  покашливание,  смех,  слезы,  паузы.

Важно также учитывать темповые и метро-ритмические характеристики речи.

      Кроме того, к неречевым  средствам относятся и движения, сопровождающие

речь  -  жесты,  мимика,  пантомимика,   позы,   взаимное   расположение   в

пространстве партнеров по общению.

      Психологическим  регулятором другой стороны общения, -  взаимодействия,

или координации действий, -  выступают  ролевые  ожидания  партнеров.  Здесь

имеется в виду то обстоятельство, что включаясь в  совместную  деятельность,

люди выполняют определенные профессиональные и социальные роли.

       И поскольку  существует  профессиональные  и   этические  требования  и

нормы, инструкции и правила, постольку  принятие на себя  человеком  той  или

иной профессиональной (скрипач  или кларнетист) или  социальной  (солист  или

артист  оркестра)  роли  вызывает  у  контактирующих  с  ним  людей   вполне

обоснованные ожидания по отношению  к его действиям.

      В тех случаях,  когда  ожидания  оправдываются,  взаимодействие  людей

облегчается, работа ускоряется и  становится успешной. Если  же  ожидания  не

оправдываются,  взаимодействие  участников  общения  затрудняется  и   может

перерасти  в  конфликт,  который  приведет  к   невозможности   осуществлять

совместную деятельность.

      Наряду  с  взаимоинформированием  и   взаимодействием   третьей,   как

отмечалось,  существенной  стороной   общения   выступает   взаимовосприятие

партнеров.  Необходимость  учета  этой  стороны  связана  с   тем,   что   и

взаимоинформирование, и взаимодействие будут тем более успешными, чем более

точным и более полным будет  у партнеров представление друг о друге.

      Выработка, такого  представления весьма сложна, потому  что в общении

наличествует   лишь  внешность,  облик  человека;  непосредственно  партнеры

воспринимают друг у друга разнообразные  неречевые  средства  (в  отличие  от

речи, содержание которой не воспринимается, а понимается).

      Опираясь  на  многообразные   особенности  партнеров,   непосредственно

данные им в наблюдении, требуется  воссоздать  внутренний  мир  друг  друга,

понять побуждения, вскрыть намерения, определить возможности и  характер  Я-

концепции.

      Итак, рассмотрение  общения  как  активности  человека,  осуществление

которой опосредствованно другим человеком, направлено на него и зависит от

его особенностей, позволило  отметить  его  разные  виды.  В  одних  случаях

общение нацелено на решение задач  совместной деятельности,  -  это  деловое,

профессиональное  общение.  В  других  случаях   целью   общения   выступает

установление,  изучение  и  изменение  взаимоотношений,  -  это   личностное

общение. Понятно, что  в  ходе  совместной  деятельности  эти  виды  общения

находятся в сложной взаимосвязи, влияя друг на друга.

      Для понимания  и успешного построения любого  вида  общения  необходимо

иметь в виду наличие в нем  таких существенных сторон, как обмен  информацией

(или   взаимоинформироаание),   обмен   действиями   (или    взаимодействие,

координация действий), взаимовосприятие (или "обмен обликом друг  друга").

Последнее   выступает   основой   взаимопонимания,   которое   в   целом   и

характеризует общение как успешное или неуспешное.

 

                               Стили общения.

 

      Одной  из   форм   делового,   профессионального   общения   выступает

педагогическое общение,  -  психологический  контакт  учителя  и  ученика  в

процессе обучения и воспитания. Цель такого контакта - обеспечить  на  уроке

благоприятный,  психологически  комфортный  климат   для  успешного  решения

педагогических  задач,  направленных,  в  целом,  на  развитие  личности   и

профессиональных способностей ученика.

      Возможность создания  такого климата в отношениях  педагога  и  ученика

определяется стилем педагогического  общения, который  проявляется,  с  одной

стороны, в характере эмоционально-оценочного  отношения  к  ученику,  к  его

действиям, а с другой стороны, в  способе управления  поведением  ученика,  в

характере воздействия на него. Если отношение педагога оказывает влияние на

побуждения  учеников,  их  намерения,  внутренний  мир,  то  его  управление

состоит  в  непосредственном  руководстве  действиями  ученика.   Так,   при

обучении  музыке  учитель  обычно  исходит  из  тех  или  иных  установок  в

отношении  ученика,  считая  его  более  или  менее  способным  в овладении

исполнительским мастерством. И в  зависимости от содержания установки,  более

или менее критического отношения  к способностям ученика  учитель  по-разному

руководит его  действиями  на  уроке,  более  или  менее  детализирует  свои

указания, чаще или реже  контролирует,  более  или  менее  дифференцированно

оценивает его поведение.

      Можно   выделить   два   основных   стиля   педагогического   общения;

авторитарный,  монологичный,  односторонний или партнерский,  диалогичный,

двухсторонний.  В  первом  случае  учитель,  как  правило,  учитывает   свои

особенности,  ориентируется  на  себя,  единолично   устанавливая   цели   и

педагогические задачи, которые  необходимо решать в учебном процессе.  Ученик

в этом случае рассматривается лишь как  исполнитель  указаний,  которого  не

следует посвящать в конечный смысл  решаемых задач, в общую  цель  совместной

работы.  Такой  тип  руководства  действиями  ученика  часто  сочетается   с

недоверием к способностям  ученика,  его  возможностями  управлять  собой  и

эффективно  заниматься  самостоятельно,   а   основными   приемами   общения

выступают приказ, или команда.

      При обучении музыке  такой  стиль  общения   проявляется  в  требованиях

беспрекословного подчинения учительским  указаниям относительно  аппликатуры,

темпа и динамики исполнения, игнорировании  инициатив ученика в отношении

использования   тех или иных   средств музыкальной  выразительности  и  даже

высмеивании   попыток   ученика   в    индивидуализирированном    выполнении

технических приемов игры на инструменте.

      Во втором случае  учитель в  постановке и   решении  педагогических  задач   учитывает  свои  особенности   и,  главным

образом, особенности учеников, ориентируется  на  то,  что  отличает  одного

ученика  от  другого,  стремится  включить  ученика  в  выбор  и  достижение

конечной цели работы.

      Ученик в рамках  такого общения рассматривается  как  активный  участник

совместной деятельности. При этом учитель позитивно относится  и к личности,

и  к  способностям  ученика,  видит  в  нем  значительные  неиспользованные

возможности, уважает его, проявляет  тактичность.

      Обучение  музыке  в   условиях   партнерских   отношений   в   общении

характеризуется  обычно  совместной   (учителя   с   учеником) выработкой

исполнительского  плана и интерпретации осваиваемого  сочинения,  совместным

выбором выразительных  средств и исполнительских  приемов.  Важное  значение

для  учителя  приобретает   отношение   ученика,   к   сочинению,   которое

предлагается изучать.

 

                               Стадии общения.

 

      С  психологической точки зрения, развитое  педагогическое общение, - как

авторитарного, так  и партнерского стилей, -может, при идеальном  воплощении,

включать пять основных стадий: подготовка, вступление  в  контакт,  развитие

контакта, выход из контакта и оценка.

      Содержанием   подготовительной  стадии  может   выступить   продумывание

учителем предстоящего общения  с  учеником,  планирование  разных  вариантов

вступления в контакт  с учеником,  разных  направлений  развития  контакта  и

разных способов выхода из него.

      Так,  при  разработке  разных  вариантов   вступления  в  контакт  могут

анализироваться возможные  уровни  готовности  ученика  к  уроку,  к  решению

запланированных на этот урок педагогических задач. Варианты начала  контакта

обусловливают выбор  путей его развития, которые, в  свою очередь,  определяют

способы выхода из него. Вместе с тем,  всегда  можно  наметить  и  возможные

события по ходу развертывания  контакта и их влияние на него.

      Так,  продумывая очередной урок с  учеником на этапе  разучивания   пьесы

(когда на прошлом  уроке было  задано  выучить   ее  наизусть)  учитель  может

наметить, что и  как он скажет ученику в зависимости  от  степени  выполнения

задания ( все или не  все  удалось  выучить  наизусть)  и  от  качества  его

выполнения (хорошо или плохо было выучено). При этом он может  припомнить  и

учесть, как тот  или  иной  уровень  готовности  к  занятиям  проявляется  у

данного  конкретного  ученика  во  внешнем  поведении  (в  выражении   лица,

движениях, особенностях звучания голоса, характере речи).

      Можно  также продумать, как работать  на уроке над пьесой в   зависимости

от степени ее выученности, о чем спрашивать ученика и что ему говорить,  как

завершить урок, чтобы  домашние занятия были более эффективными.

      Вторая  стадия общения,  -  вступление  в  непосредственный  контакт   с

учеником, в прямое общение с ним, -  чрезвычайно  важна  для успеха  урока.

Чтобы в дальнейшем управлять общением в целях решения  педагогических  задач,

учителю необходимо с  самого  начала  проявить  инициативу  в  общении.  Эта

инициатива будет  тем более успешна,  чем  более  быстро  и  более  конкретно

может   учитель   истолковывать   проявления   эмоциональных,   волевых    и

интеллектуальных  состояний  ученика,  а  также  правильно  на  основе  этих

проявлений понять намерения и предстоящие действия ученика.

      Педагоги,  умело  владеющие  партнерским   стилем  общения,  оперативно

организуют  начальный  контакт  с  учеником,  быстро  переходя  к   деловому

общению, подчеркивая  совместный  характер  работы  над  пьесой,  преодолевая

возможные негативные установки, сложившиеся к  успехам  данного  ученика  по

прошлым  занятиям,  активно  включая  в  общение   разнообразные   неречевые

средства (мимику, пантомимику, контакт глаз и др.), стараясь  сразу  достичь

взаимопонимания.

      Определенных  усилий требует от педагога  и дальнейшее развитие контакта

на уроке. Решающее значение здесь имеет способность  педагога  к  неослабному

Информация о работе Общение