Общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 18:09, реферат

Описание работы

Осуществляя совместную деятельность, люди вступают друг с другом в
общение, устанавливают психологический контакт, представляющий собой, по
мысли известного отечественного психолога Б.Д. Парыгина, «сложный и
многогранный процесс, которой может выступать в одно и то же время, как
процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как
отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и
как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга» (В.Д. Парыгин.
Основа социально-психологической теории. М., "Мысль" 1971).

Файлы: 1 файл

htathfn.docx

— 28.28 Кб (Скачать файл)

вниманию за действиями ученика и за его  состоянием  с  тем,  чтобы  вовремя

изменить  свое  поведение  в  целях  сохранения  взаимопонимания  и  вовремя

поддержать ученика  психологически, вселить в него уверенность.

      Известно, что опытные учителя стараются  увидеть в  действиях  учеников

как можно больше хорошего, подчеркнуть эти моменты. Так, известный  педагог-

скрипач утверждал: «Я считаю, что учебный процесс  должен быть  прежде  всего

сориентирован на сильные стороны учеников,  на  развитие  и укрепление  тех

свойств и качеств, которые составляют  их  наиболее  привлекательнее  черты»

(Б.Л.Гутников. Об искусстве скрипичной игры. Л., 1988, с.42).

      Неправильные  же действия учеников  корректируются  конструктивно,  без

яркой отрицательно эмоциональной нагрузки, поскольку  и  в  ошибках  учеников

сказывается работа педагога.

      Управление общением на уроке, оценка ученика во многом  (особенно  при

малом опыте педагога)  определяются  установкой  преподавателя в отношении

этого ученика. Так, если педагог считает ученика  способным и  перспективным,

то он прощает  ученику больше  мелких  погрешностей,  чаще  подбадривает  при

затруднениях.

      Если  же педагог не выделяет  ученика,  полагая,  что  его  музыкальные

способности  развиты  недостаточно  и  что  его   занятая   на   инструменте

бесперспективны, то при обсуждении,  например,  жанровых  и стилистических

особенностей произведения, он невнимательно  слушает  ученика,  подчеркивает

нелепость  неудачных  моментов  его  исполнения,  может   даже   утрированно

показать эти моменты  на инструменте, с  сомнением  относится  к  его верным

мыслям и успешным действиям при исполнении произведения, редко  подбадривает

в сложных случаях  и при овладении трудными исполнительскими приемами,  часто

напоминает  о  неперспективности  в профессиональном   освоении   игры   на

инструменте.

      Важное  значение имеет в общении на  уроке и четвертая стадия - выход  из

контакта, завершение общения с учеником  на  данном  уроке.  Эта  стадия  во

многом определяет впечатление ученика от  результатов работы  на  уроке и,

соответственно, его  настрой на будущее, в  частности  на  домашние  занятия.

Поэтому общение  должно  завершаться  сразу  по  двум  направлениям,  в  двух

планах: деловом и личностном.

      В  деловом плане завершение общения  должно  содержать  очень   точные  и

конкретные указания по работе над пьесой, из  которых  ученику  должно  быть

ясно, что и как  в нужно контролировать и что  и  как  следует  оценивать.  В

личностном плане завершение общения должно вызывать у ученика положительные

переживания,  основанные  на  подытоживании  учителем  успешных  моментов  в

действиях ученика и одобрении его личных качеств. В целом завершение  урока

должно  вселить  ученику  уверенность  в   своих   силах   и   дать   четкое

представление о  содержании работы над пьесой до следующего урока.

      Пятая  стадия общения - оценочная имеет  прямое отношение к  общению   на

следующем уроке. Ее содержанием является осмысление учителем  своих  удачных

действий на всех предыдущих стадиях общения (подготовительная, вступление  в

контакт с учеником, развитие общения и выход из  контакта)  и  неудачных.  В

ходе осмысления учитель  должен  вскрыть  причины  тех  и  других  действий,

выявляя  роль  собственных  усилий  и  случайных  обстоятельств.  Специально

выделяется то в  общении, что совпало с прогнозом  на подготовительной  стадии

и что не  соответствовало  ему.  Здесь  же  намечаются  основные  подходы  к

продумыванию общения  на следующем уроке,

      Итак,   при    рассмотрении    педагогического    общения,    -    как

профессионального делового  общения  педагога  и  ученика  в  целях  решения

учебно-воспитательных  задач  в  ходе  преподавания,  -  были   отмечены   и

охарактеризованы  два  основных  его  стиля  -авторитарный,  при  котором  в

учениках  подчеркивается  общее,  совпадающее,  и   партнерский,      когда,

наоборот,   в   учениках   подчеркивается   индивидуальное,   отличительное,

несовпадающее.

      Было   также   показано,   что   поурочное   общение   (как   наиболее

распространенная  форма  общения  при  обучении  музыке,  особенно  игре  на

музыкальных инструментах) является циклическим процессом. Оно включает  пять

стадий,   которые   возобновляется   при   общении    на    каждом    уроке:

подготовительная  стадия,  связанная  с   прогнозом   содержания   и   формы

предстоящего   общения   в   соответствии   с    особенностями    намеченных

педагогических  задач;  вступление  в  контакт,  -   стадия,   связанная   с

организацией  деловой  стороны  общения  и   придания   ему   эмоционального

комфорта; развитие  контакта,  -  стадия,  связанная  управлением  поведения

ученика, контролем  и оценкой его действий;  завершение  общения,  -  стадия,

связанная  с формирование  впечатления ученика от  урока и ожиданий  по

отношению к будущим  занятиям; анализ  общения,  -  оценочная  стадия,  смысл

которой состоит в подведении итогов  взаимодействия  на  прошедшем уроке и

наметке общей линии  общения на следующем занятии.

 


Информация о работе Общение