Общие признаки дидактики и их реализация в конкретных предметных методиках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

История педагогики свидетельствует о том, что долгое время наряду с термином «педагогика» в том же значении использовался и термин «дидактика». Впервые термин «дидактика» ввёл в научное использование немецкий педагог В. Ратке (1571-1635) , который назвал свой курс «Краткий отчёт из дидактики».
Предметом дидактики является общая теория обучения всем предметам. Чешский педагог Я.А.Коменский определил дидактику как «всеобщее искусство учить всех всему». В начале XIX века немецкий педагог И.Ф.Гербарт придал дидактике статус теории воспитывающего обучения.

Содержание работы

1 ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИДАКТИКИ КАК ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ.............................................................................1
2 НАЗОВИТЕ ПРИНЦИПЫ ДИДАКТИКИ..............................................................4
3 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Определите виды научений по их признакам...9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..12

Файлы: 1 файл

Контр.раб.docx

— 33.27 Кб (Скачать файл)

1 ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИДАКТИКИ КАК ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

 

История педагогики свидетельствует  о том, что долгое время наряду с термином  «педагогика» в том  же значении использовался и термин «дидактика». Впервые термин «дидактика»  ввёл в научное использование  немецкий педагог В. Ратке (1571-1635) , который  назвал свой курс «Краткий отчёт из дидактики».

Предметом дидактики  является общая теория обучения всем предметам. Чешский педагог Я.А.Коменский определил дидактику как «всеобщее искусство учить всех всему». В начале  XIX века  немецкий педагог И.Ф.Гербарт   придал дидактике статус теории воспитывающего обучения.

В настоящее время   дидактика рассматривается как  часть педагогики, исследующая проблемы обучения и образования, их закономерности, принципы, цели, содержание, средства, организацию, достигаемые результаты.

Термин  дидактика  происходит от греч. “didactikos” -  обучающий.

Предметом исследования дидактики являются цели, содержание, закономерности и принципы обучения. Определяя, что из накопленной человечеством культуры должно стать содержанием образования и характеристикой образованной личности, дидактика является теорией образования.

В современном понимании  дидактика представляет собой  важнейшую  отрасль   научного знания, которая  изучает и исследует проблемы образования и  обучения.

Сообщающее  обучение характеризуется, прежде всего, тем, что учитель излагает знания в обработанном, “готовом” виде, ученики воспринимают и воспроизводят его. Это наиболее распространенный вид обучения.

Главное, что характерно для этого процесса, - деятельность учителя состоит в основном в  предоставлении информации посредством  словесных объяснений с привлечением образов, наглядных средств.

 

Сообщающее обучение как  вид, путь формирования знаний, несомненно, обладает достоинствами: подача и усвоение знаний осуществляется в системе, последовательно, в экономичном режиме и темпе, для большого количества учащихся одновременно. Однако в этом подходе есть и недостатки: деятельность учеников сводится в основном к запоминанию и воспроизведению информации, сообщаемой учителем, поэтому мало развиваются умственные способности и умения учащихся, такие как умение видеть проблемы, ставить вопросы, анализировать и сопоставлять факты. Иначе говоря, сообщающее обучение не развивает мышление. Поэтому в дидактике, особенно в XX веке, велись поиски таких моделей, которые позволяли бы обучать критическому, продуктивному мышлению. Так появляется проблемное обучение.

Проблемное  обучение - такой вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность, в ходе которой ученики усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения. Характер преподавания и учения в сравнении с сообщающим обучением резко меняется: ученики делают мини-исследование или творческую практическую работу. В ходе этой работы формируются новые знания: факты, закономерности, понятия, принципы, теории: правила, алгоритмы.

К достоинствам проблемного  обучения относится то, что ученики включаются в активную интеллектуальную или практическую деятельность, при этом они испытывают сильные положительные эмоции (интерес, удовлетворение). У учащихся формируются интеллектуальные умения: восприятие объектов, наблюдение, воображение, анализ, классификация и другие. К ним относятся также творческие умения: видеть проблемы, ставить вопросы, искать решения. Эксперименты показывают, что проблемное обучение дает более глубокие знания. Ученики не только воспроизводят информацию, но устанавливают связи, интерпретируют, применяют, оценивают.

 

Толчком к созданию программированного обучения послужило два момента. С одной стороны, педагоги видели, что в массовой практике при использовании традиционного, а также проблемного обучения не происходит четкого руководства со стороны учителя действиями учеников с учебным материалом, следствием чего являются проблемы в знаниях. Ученики по разным причинам не выполняют указаний учителя и не усваивают учебную информацию. Это ведет к поиску модели обучения, в которой учитель более эффективно управляет учебными действиями учеников.

С другой стороны, с середины XX века развивающаяся техника стала  проникать во все сферы человеческой деятельности, в том числе и  образование: появились первые обучающие  машины, что потребовало изменить подходы к обучению.

Программированное обучение - это относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью специальных средств (учебник, ЭВМ). В традиционном обучении ученик обычно читает полный текст учебника и воспроизводит его, при этом его работа по воспроизведению почти никак не управляется, не регламентируется. Идея программированного обучения состоит в управлении учебными действиями ученика с помощью обучающей программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2 НАЗОВИТЕ ПРИНЦИПЫ ДИДАКТИКИ

 

Все излагаемые принципы дидактики очень тесно связаны друг с другом и в этом смысле образуют некую комплексную систему из взаимно дополняющих и взаимно выводимых положений. Другими словами, эта система не является минимальной, когда каждый принцип является базисным и не выводится из оставшихся.

Система дидактических принципов  скорее может характеризоваться  как избыточная, она не является полной и законченной, список ее положений  будет развиваться и дополняться, как минимум, по мере развития методов, способов и систем обучения.

Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Данный принцип требует, чтобы для усвоения обучаемым предлагались подлинные, прочно установленные наукой знания (объективные научные факты, концепции, теории, учения, законы, закономерности, новейшие открытия в разных областях человекознания) и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки.

В основе принципа научности лежит ряд закономерностей:

  1. Мир познаваем, и объективно верную картину развития мира дают знания, проверенные практикой;
  2. Наука в жизни человека играет все более значимую роль;
  3. Научность обучения обеспечивается, прежде всего, через содержание образования.

Принцип доступности. Принцип доступности требует, чтобы содержание, объем изучаемого и методы его изучения соответствовали уровню интеллектуального, нравственного, эстетического развития учащихся, их возможностям усвоить предлагаемый материал.

 

При слишком усложненном  содержании изучаемого материала у  учащихся понижается мотивационный  настрой на учение, быстро ослабевают волевые усилия, резко падает работоспособность, появляется чрезмерное утомление.

Вместе с тем принцип  доступности не означает, что содержание обучения должно быть упрощенным, предельно  элементарным. Исследования и практика показывают, что при упрощенном содержании снижается интерес к учению, не формируются необходимые волевые  усилия, не происходит желаемого развития учебной работоспособности. В процессе обучения слабо реализуется его  развивающая функция.

Принцип сознательности и активности. Принцип сознательности и активности в обучении требует осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности. Сознательность в обучении - это позитивное отношение обучаемых к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости получаемых знаний. Сознательное усвоение знаний обучаемыми зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности, организации учебного процесса, применяемых методов и средств обучения и т. д. Активность обучаемых -- это их интенсивная умственная и практическая деятельность в процессе обучения. Активность выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.

В основе данного  принципа лежат закономерности:

  1. Ценность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности;
  2. Собственная познавательная активность обучаемых оказывает определяющее влияние на прочность, глубину и темп овладения учебным материалом, является важным фактором обучаемости.

Принцип наглядности. Одним из первых в истории педагогики стал оформляться принцип наглядности. Установлено, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность давно нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности.

Наглядность в дидактике  понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Она включает в себя и восприятие через моторные, тактильные, слуховые, вкусовые ощущения.

Принцип наглядности в  обучении реализуется путем демонстрации изучаемых объектов, иллюстрации  процессов и явлений, наблюдений за происходящими явлениями и  процессами в кабинетах и лабораториях, в естественных условиях, в трудовой и производственной деятельности.

Средствами наглядности  служат:

  1. Натуральные объекты: растения, животные, природные и производственные объекты, труд людей и самих учащихся;
  2. Объемные наглядные пособия: модели, макеты, муляжи, гербарии и др.;
  3. Изобразительные средства обучения: картины, фотографии, диафильмы, рисунки;
  4. Символические наглядные пособия: карты, схемы, таблицы, чертежи и др.;
  5. Аудиовизуальные средства: кинофильмы, магнитофонные записи, телевизионные передачи, компьютерная техника;
  6. Самостоятельно изготовленные "опорные сигналы" в виде конспектов, схем, чертежей, таблиц, зарисовок и др.

Благодаря использованию  средств наглядности у обучаемых  появляется интерес к учебе, развивается  наблюдательность, внимание, мышление, знания приобретают личностный смысл.

 

Принцип систематичности и последовательности. Принцип систематичности и последовательности в обучении предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения, как содержания, так и процесса обучения.

В основе принципа систематичности и последовательности лежит ряд закономерностей:

  1. Человек только тогда обладает действенным знанием, когда в его сознании отражается четкая картина существующего мира;
  2. Процесс развития обучаемых замедляется, если нет системы и последовательности в обучении;
  3. Только определенным образом организованное обучение является универсальным средством формирования системы научных знаний.

Принцип прочности. Принцип прочности усвоения знаний предполагает их стойкое закрепление в памяти учащихся.

В основе данного  принципа лежат установленные наукой закономерные положения:

  1. Прочность усвоения учебного материала зависит от объективных факторов (содержания материала, его структуры, методов преподавания и др.) и субъективного отношения обучаемых к данным знаниям, обучению, преподавателю;
  2. Память носит избирательный характер, поэтому прочнее закрепляется и дольше сохраняется важный и интересный для обучаемых учебный материал.

Принцип воспитывающего обучения. Принцип воспитывающего обучения отражает объективную закономерность процесса обучения. Не может быть обучения вне воспитания. Даже если учитель и не ставит специальной цели оказать воспитательное воздействие на учащихся, он их воспитывает через содержание учебного материала, своим отношением к сообщаемым знаниям, применяемыми методами организации познавательной деятельности учащихся, своими личностными качествами. Это воспитательное воздействие значительно усиливается, если учитель ставит соответствующую задачу и стремится эффективно использовать в этих целях все имеющиеся в его распоряжении средства.

Принцип связи теории с практикой. Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. В этом случае у обучаемых вырабатывается подлинно научный взгляд на жизненные явления, формируется научное мировоззрение.

В основе этого  принципа лежат закономерности:

  1. Практика - критерий истины, источник познания и область приложения теоретических результатов;
  2. Практикой проверяется, подтверждается и направляется качество обучения;
  3. Чем больше приобретаемые учащимися знания взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.

Информация о работе Общие признаки дидактики и их реализация в конкретных предметных методиках