Общие признаки дидактики и их реализация в конкретных предметных методиках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

История педагогики свидетельствует о том, что долгое время наряду с термином «педагогика» в том же значении использовался и термин «дидактика». Впервые термин «дидактика» ввёл в научное использование немецкий педагог В. Ратке (1571-1635) , который назвал свой курс «Краткий отчёт из дидактики».
Предметом дидактики является общая теория обучения всем предметам. Чешский педагог Я.А.Коменский определил дидактику как «всеобщее искусство учить всех всему». В начале XIX века немецкий педагог И.Ф.Гербарт придал дидактике статус теории воспитывающего обучения.

Содержание работы

1 ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИДАКТИКИ КАК ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ.............................................................................1
2 НАЗОВИТЕ ПРИНЦИПЫ ДИДАКТИКИ..............................................................4
3 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Определите виды научений по их признакам...9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..12

Файлы: 1 файл

Контр.раб.docx

— 33.27 Кб (Скачать файл)

Принцип соответствия обучения возрастным и  индивидуальным особенностям обучаемых. Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям (принцип личностного подхода в обучении) требует, чтобы содержание, формы и методы обучения соответствовали возрастным этапам индивидуальному развитию обучаемых. Уровень познавательных возможностей и личностного развития определяет организацию учебной деятельности. Важно учитывать особенности мышления, памяти, устойчивость внимания, темперамент, характер, интересы учащихся.

Системная реализация всего  комплекса дидактических принципов  призвана на практике создавать условия  для высокоэффективного обучения, проходящего  с использованием максимальных интеллектуальных, творческих, мотивационных и эмоциональных  возможностей каждой личности. Именно этот эффект представляет собой важнейший  критерий наличия в коллективе педагогов  и учащихся атмосферы творчества.

3 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

 

Определите виды научений по их признакам:

а) Вербальное;

б) Оперантное;

в) Условно-рефлекторное.

 

1) Приобретение нового  опыта через словесные воздействия;

2) Приобретение опыта  конкретных действий по методу  проб и ошибок;

3) Возникновение новых  форм поведения по механизму  условных рефлексов.

 

 

РЕШЕНИЕ:

 

Оперантное. При данном виде научений знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок. Он состоит в следующем. Задача или ситуация, с которой столкнулся индивид, порождает у него комплекс разнообразных реакций: инстинктивных, безусловных, условных. Организм последовательно пробует на практике для решения задачи каждую из них и автоматически оценивает достигнутый при этом результат. Та из реакций или то их случайное сочетание, которое приводит к наилучшему результату, т. е. обеспечивает оптимальное приспособление организма к возникшей ситуации, выделяется среди остальных и закрепляется в опыте. Это и есть научение по методу проб и ошибок.  Все описанные виды научения встречаются как у человека, так и у животных и представляют собой основные способы приобретения жизненного опыта различными живыми существами. Но у человека есть и особые, высшие способы научения, редко или почти не встречающиеся у других живых существ. Это, во-первых, научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Данный тип научения называется викарным и представлен у человека в наиболее развитой форме. По способу функционирования и результатам он напоминает импринтинг, но только в сфере приобретения человеком социальных умений и навыков.

 Вербальное  научение, т. е. приобретение человеком нового опыта через язык. Благодаря ему человек имеет возможность передавать другим людям, владеющим речью, и получать сам необходимые способности, знания, умения и навыки, описывая их словесно  достаточно подробно и понятно для обучаемого. Если говорить шире, то в данном случае имеется в виду научение, осуществляемое в символической форме через многообразные знаковые системы, среди которых язык выступает в качестве одной из таких систем. К ним также можно отнести символику, используемую в математике, физике, во многих других науках, а также графическую символику, применяемую в технике и искусстве, в географии, геологии и иных областях знаний.

Условно-рефлекторное. Начало его исследованиям было положено работами И. П. Павлова. Данный вид научения предполагает возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал. Стимулы, которые способны породить условно рефлекторную реакцию организма, должны восприниматься им. Все основные элементы будущей реакции также должны уже быть в наличии в организме. Благодаря условно-рефлекторному научению, они связываются друг с другом в новую систему, обеспечивающую реализацию более сложной формы поведения, чем элементарные врожденные реакции.

 Условные стимулы обычно  являются нейтральными с точки   зрения процесса и условий   удовлетворения потребностей организма,  но он научается реагировать   на них прижизненно в результате  систематического ассоциирования  этих стимулов с удовлетворением   соответствующих потребностей. Впоследствии  в данном процессе условные  стимулы начинают выполнять сигнальную, или ориентирующую, роль.

 

Условные стимулы могут  быть связанными, с условными реакциями  по времени или в пространстве. Например, определенная, ставшая привычной  обстановка, в которой неоднократно оказывается во время кормления  младенец, условно-рефлекторным путем  может начать вызывать у него органические процессы и движения, связанные с  приемом пищи. Слово как некоторое  сочетание звуков, ассоциированное  с выделением в поле зрения или  держанием в руке какого-либо предмета, может приобрести способность автоматически  вызывать в сознании человека образ  данного предмета или движения, направленные на его поиск.

 

 

ОТВЕТ: а-1, б-2, в-3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с.;
  2. Кроль В.М. Психология и педагогика. – М.: Высшая школа, 2001. – 319 с.

 

 

 

 


Информация о работе Общие признаки дидактики и их реализация в конкретных предметных методиках