Обучение иностранному языку детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 13:14, реферат

Описание работы

Сегодняшняя ситуация создает все возрастающую потребность общества в
квалифицированных преподавателях. Отсутствие их приводит к довольно
печальным последствиям. Люди едва владеющие основами языка, считают себя
способными учить дошкольников, поскольку маленьким детям этих знаний,
якобы, вполне достаточно. В результате не просто бесполезно тратится время,
но и наносится ущерб дальнейшему продвижению детей в этой области: ведь
переучивать всегда тяжелее, чем учить, и исправить дурное произношение
труднее, чем поставить звуки с ''нуля''.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………стр.3
Цели и задачи обучения дошкольников иностранному языку………………………...................................................................................стр.3
Готовность дошкольника к обучению…………………….................................стр.4
Проблема лингвистических способностей ребенка …………………………..стр.4
Игра как ведущий метод обучения дошкольников иностранному языку…....стр.6
Обучение дошкольников транскрипции……………………………………….стр.7
Обучение дошкольников чтению и письму…………………………………...стр.8
Обучение дошкольников лексике……………………………………………...стр.8
Заключение……………………………………………………………………...стр.10
Список используемой литературы…………………………………………….стр.11

Файлы: 1 файл

Обучение иностранному языку дошкольников.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

                  Министерство Образования и  науки Российской Федерации

Иркутский Государственный Лингвистический Университет

 

 

 

                       

                    

Реферат по психологи.

Тема: «  Обучение иностранному языку детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

                                                      Работу выполнила:

                                                                    Студентка гр. ИЯ1-08-05

                                                                              Южакова Анна Андреевна 

                                                                                              Проверил:

                                                                                Никулина Татьяна Ивановна

                    

 

                                              2010г.

 

 

                                            Оглавление:

 

  1. Введение…………………………………………………………………………стр.3
  2. Цели и задачи обучения дошкольников иностранному языку………………………...................................................................................стр.3
  3. Готовность дошкольника к обучению…………………….................................стр.4
  4. Проблема лингвистических способностей ребенка …………………………..стр.4
  5. Игра как ведущий метод обучения дошкольников иностранному языку…....стр.6
  6. Обучение дошкольников транскрипции……………………………………….стр.7
  7. Обучение дошкольников чтению и письму…………………………………...стр.8
  8. Обучение дошкольников лексике……………………………………………...стр.8
  9. Заключение……………………………………………………………………...стр.10
  10. Список используемой литературы…………………………………………….стр.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                

                                                              Введение

 

Дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным  периодом  для

изучения иностранного языка.

      Сегодняшняя ситуация создает все возрастающую потребность общества  в

квалифицированных  преподавателях.  Отсутствие  их   приводит   к   довольно

печальным последствиям. Люди едва владеющие  основами  языка,  считают  себя

способными  учить  дошкольников,  поскольку  маленьким  детям  этих  знаний,

якобы, вполне достаточно. В результате не просто бесполезно тратится  время,

но и наносится ущерб дальнейшему продвижению  детей  в  этой  области:  ведь

переучивать всегда тяжелее,  чем  учить,  и  исправить  дурное  произношение

труднее, чем поставить звуки с ''нуля''. Но даже когда  к  малышам  приходят

люди, прекрасно знающие  язык,  им  не  всегда  удается  добиться  желаемого

результата: обучение малышей – это очень  непростое  дело,  которое  требует иного методического подхода,  чем  обучение  школьников  и  взрослых.

 

Цели и задачи обучения дошкольников иностранному языку

 

     Методика  педагогической  работы  определяется  целями  и   задачами,

которые ставит перед собой педагог.  С  точки  зрения  И.Л.  Шолпо  главной

целью в обучении дошкольников иностранному языку является: формирование у детей первичных навыков общения на иностранном языке. Для реализации данной цели выдвигаются задачи: научить пользоваться  иностранным  языком  для  достижения  своих  целей,  выражение мыслей и чувств в реально возникающих ситуациях общения; создание положительной установки на дальнейшее изучение иностранных  языков; пробуждение интереса к жизни и культуре других стран; воспитание  активно-творческого  и  эмоционально-эстетического  отношения  к слову; развитие  лингвистических  способностей   учащихся  с  учетом   возрастных особенностей их структуры у старших дошкольников; децентрация личности,  то  есть  возможность  посмотреть  на  мир  с  разных позиций.

 

 

 

 

 

Готовность дошкольников к обучению

 

      За последние  годы возрастной порог начала  обучения детей  иностранному

языку все больше снижается. Как правило, ребенок четырех лет  считается  уже

вполне подготовленным к занятиям.

       Уникальная  предрасположенность   к   речи, пластичность природного механизма  усвоения речи,  а также   определенная   независимость   этого   механизма   от    действия

наследственных  факторов,  связанных  к  принадлежности  к  той   или   иной

национальности, - все  это  дает  ребенку  возможность успешно овладеть иностранным языком. С  возрастом  эта  способность постепенно угасает. Поэтому  всякие  попытки  обучить  второму  иностранному языку (особенно в отрыве от языковой среды) детей  более  старшего  возраста сопряжены, как правило, с целым рядом трудностей.

      Успешное  овладение детьми иноязычной  речью становится возможным еще  и

потому, что детей (особенно дошкольного возраста) отличают  более  гибкое  и

быстрое,  чем  на последующих  возрастных  этапах,  запоминание   языкового

материала; наличие глобально действующей  модели  и  естественность  мотивов

общения;  отсутствие  так  называемого  языкового   барьера,   т.е.   страха

торможения, мешающего вступить в  общение  на  иностранном  языке  даже  при

наличии необходимых навыков; сравнительно небольшой опыт в  речевом  общении

на родном языке и др.

      Все  это  дает  возможность  в  раннем  возрасте  оптимально  сочетать

коммуникативные потребности и возможности их выражения на иностранном  языке

детьми  данного  возраста  и  тем  самым   избежать   одного   существенного

противоречия, которое постоянно возникает при более позднем начале  обучения

этому предмету  между  коммуникативными  потребностями  обучаемого  (желание

узнать и сказать много) и ограниченным языковым и речевым опытом  (незнание,

как это много выразить малым количеством лексики).

     

 

                   Проблема лингвистических способностей ребенка

 

      Весьма волнующим для родителей и немаловажным  для  педагога  является

вопрос о способностях ребенка к овладению иностранными  языками.  Существуют

ли специфические способности в этой области, и если да, то, как они  связаны

с другими свойствами личности,  и  можно  ли  их  корректировать?  Можно ли

говорить о  лингвистической  одаренности,  как  мы  говорим  об  одаренности

музыкальной или литературной?

       М.М.  Гохлернер  и   Г.В.   Ейгер   выделяют   следующие   компоненты

лингвистических способностей: ярко выраженная вербальная память;

быстрота и легкость образования функционально-лингвистических обобщений;

имитационные   речевые    способности    на    фонетическом,    лексическом,

грамматическом и стилистическом уровнях; способность к быстрому овладению новым психолингвистическим углом зрения  на предметы объективного мира при переходе от одного языка к другому; способность к формализации вербального материала.

       Эти  не  совсем  ясные  формулировки  справедливо  критикуются   А.А.

Леонтьевым,   который   выдвигает   достаточно   смелое   утверждение,   что

''способностей к языку'' вообще нет как таковых.

      И.Л. Шолпо  полностью согласна с А.А. Леонтьевым,  который  утверждает,

что ''нет  никаких  ограничений,  называемых  ''природой'',  на  возможности

ребенка''.

      Однако  И.Л. Шолпо считает,  что  говорить  о  некоторых  специфических

способностях к языку все же возможно, таким образом, она выделяет  следующие

основные  параметры,  по  которым  можно  судить  о  большей   или   меньшей

одаренности человека в области изучения иностранных языков:

Речевой  слух,  предполагающий  чуткость  к  фонетической,   ритмической   и

интонационной сторонам речи.

Языковая память, позволяющая быстро пополнить  словарный  запас,  овладевать

новыми  формами  и  грамматическими  конструкциями,  переводить   слова   из

пассивного словаря в активный.

Лексическое  чутье,  позволяющее  связывать  значение  слова  и  его  форму,

проводить  параллели  с  другими  языками,  чувствовать  значение  отдельных

словообразующих суффиксов  и  приставок,  определять  оттенки  значений  при

выборе необходимого слова из синонимического ряда и т.п.

Грамматическое  (конструктивное)   чутье,   дающее   возможность   создавать

стройное   целое   из   разрозненных   элементов,    чувствовать    общность

грамматических конструкций, вычленять  грамматический  стержень,  определять

способы формообразования и согласования слов в предложении.

Эмоционально-образное  восприятие  языка,  включающее  в  себя  субъективную

оценку слова, ощущение ''вкуса'', своеобразия данного  языка,  его  красоты,

обеспечивающее  связь  слова  и  понятия,   наполняющее   жизнью   словесную

абстракцию.

Функционально-стилистическое  восприятие  языка,  предполагающее  различение

его стилевых пластов  и  умение  оценить  с  этой  точки  зрения  конкретную

речевую ситуацию.

      Важными  неспецифическими свойствами личности, которые  необходимы  для

успешного  овладения  иностранным  языком,  являются  наличие  положительной

установки, интерес к жизни и культуре разных стран,  как  проявление  вообще

активного интереса к миру, а  также  коммуникабельность  личности,  то  есть

желание и умение вступать в общение с другими  людьми  и  способность  легко

адаптироваться к различным ситуациям общения.

 

Игра как ведущий метод обучения дошкольников иностранному языку.

 

        Л.С.  Выготский  и  Д.Б.Эльконин   называют   игру   ведущим   видом

деятельности дошкольника, но ученые имеют ввиду не то, что  она  преобладает

в его практике среди всех других видов деятельности, а то, что именно она  в

этот период ведет за собой развитие дошкольника.

            Игры    подразделяются на обучающие, ситуативные, соревновательные,

  ритмо-музыкальные и художественные.

      К ситуативным  относятся  ролевые  игры,  которые  моделируют  ситуации

общения по тому или иному поводу. Они,  в  свою  очередь,  делятся  на  игры

репродуктивного характера, когда  дети  воспроизводят  типовой,  стандартный

диалог, применяя его к  той  или  иной  ситуации  и  импровизационные  игры,

требующие применения и видоизменения различных моделей.  Естественно,  может

(и должен) возникнуть  промежуточный  момент,  когда  в  репродуктивную  игру

вносится элемент импровизации.

      К соревновательным  относятся большинство игр, способствующих  усвоению

лексики  и  грамоты.  В  них  побеждает  тот,  кто  лучше  владеет  языковым

материалом. Это всевозможные  кроссворды,  ''аукционы'',  настольно-печатные

игры с лингвистическими заданиями, выполнение команд и т.п.

      Ритмомузыкальные  игры  –  это  всякого  рода  традиционные  игры  типа

хороводов, песен и танцев  с  выбором  партнеров,  которые  способствуют  не

столько  овладению  коммуникативными  умениями,  сколько   совершенствованию

фонетической и ритмомелодической сторон  речи  и  погружению  в  дух  языка.

      Художественные, или творческие, игры – это вид  деятельности,  стоящий

на границе игры и художественного творчества,  путь  к  которому  лежит  для

Информация о работе Обучение иностранному языку детей дошкольного возраста