Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 18:28, контрольная работа
Умственно отсталые — это дети, у которых в результате органических
поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития
психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, для умственно отсталых характерно наличие патологических черт в эмоциональнойсфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностейформирования интересов и социальной мотивации деятельности.
Введение
Умственно отсталые — это дети, у которых в результате органических
поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития
психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, для умственно отсталых характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностей формирования интересов и социальной мотивации деятельности.У многих умственно отсталых детей наблюдаются нарушения в физическом развитии:дисплазии, деформации формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей,мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательныхавтоматизмов. v Понятие «умственная отсталость» включает в себя такие формы нарушений, как «олигофрения» и «деменция».
1.ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ПРИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Олигофрения (от греч. olygos — малый, phren — ум) — особая форма
психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин:
патологической наследственности, хромосомных аберраций (от лат. aberratio —искажение, ломка), природовой патологии, органического поражения центральнойнервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапахпостнатального развития.При олигофрении органическая недостаточность мозга носит непрогрессирующийхарактер. Действия вредоносного фактора в большой мере уже остановилось, и ребенок способен к развитию, которое подчинено общим закономерностям формирования психики, но имеет свои особенности, обусловленные типом нарушений центральной нервной системы и их отдаленными последствиями (Термин
«олигофрения» был введен в XIX в. немецким психиатром Э. Крепелином).
Деменция (от лат. dementia — безумие, слабоумие) — стойкое ослабление
познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослаблению памяти, уплощению эмоций. Деменция носит прогредиентный характер, т. е.наблюдается медленное прогрессирование болезненного процесса.
В детском возрасте деменция может возникнуть в результате органических
заболеваний мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваниях мозга (менингоэнцефалитах), а также вследствие травм мозга (сотрясений и ушибов).
В соответствии с международной классификацией (МКБ-9) выделяют 3 степени
умственной отсталости:
1. дебильность — относительно
легкая, неглубокая умственная
2. имбецильность — глубокая умственная отсталость;
3. идиотия — наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость.
По современной международной классификации (МКБ-10) на основе
психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на четыреформы: легкую (IQ в пределах 40—69), умеренную (IQ в пределах 35—49),тяжелую (IQ в пределах 20— 34), глубокую (IQ ниже 20).
Психопатологическая структура нарушения при олигофрении характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития психики и интеллекта. По структуре клинической картины выделяют неосложненные и осложненные формы олигофрении.Осложненные формы олигофрении обусловлены сочетанием недоразвития мозга с его повреждением. В этих случаях интеллектуальный дефект сопровождается рядом нейродинамических и энцефалопатических расстройств. Может иметь место также более выраженная степень недоразвития или повреждения локальных корковых функций, например, речи, гнозиса, праксиса, пространственных представлений, счетных навыков, чтения, письма. Подобная форма нередко имеет место у детей с церебральным параличом, а также у детей с гидроцефалией.
В отечественной психиатрии выделяют 3 группы этиологических (указывающих
причину) факторов умственной отсталости (по Г.Е.Сухаревой, 1956).
Первая группа
— неполноценность
наследственные заболевания родителей, патология эмбриогенеза.
Вторая группа — патология внутриутробного развития (воздействия
инфекций, интоксикаций, травм).
Третья группа
— родовая травма и
нервной системы.
Для установления
правильного диагноза
Выделяются 3 диагностических критерия умственной отсталости: клинический
(наличие органического поражения головного мозга); психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности); педагогический (низкая обучаемость). При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказываются слабая любознательность (ориентировка) и замедленнаяобучаемость ребенка, т. е. его плохая восприимчивость к новому.
Эти первичные нарушения оказывают влияние на развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни. У многих детей задерживаются сроки развития статики и локомоций, причем часто задержка бывает весьма существенной, захватывающей не только весь первый, но и второй год жизни. Наблюдается отсутствие интереса к окружающему и реакций на внешние раздражители, общая патологическая инертность (что не исключает крикливости, беспокойства и т.п.). У детей не возникает эмоционального общения со взрослыми, отсутствует, как правило, «комплекс оживления». В дальнейшем у них не возникает интереса ни к игрушкам, подвешенным над кроваткой, ни к действиям с игрушками, находящимися в руках взрослого. Не происходит своевременного перехода к общению на основе совместных действий взрослого и ребенка с предметами, не возникает новой формы общения — жестового общения. Дети на первом году жизни не дифференцируют своих и чужих взрослых. Не развиваются действия с предметами, отсутствует хватание, что сказывается на развитии восприятия, тесно связанного в этот период с хватанием. Производя это действие, ребенок
познает направление от своего тела к предмету, расстояние между собой и
предметом, свойства предметов — величину, массу, форму. С отсутствием
хватания связано также то, что у детей не формируется зрительно-двигательная координация. Таким образом, развитие восприятия на первом году жизни у умственно отсталых детей чрезвычайно задерживается. Эта задержка не является первичным нарушением, она возникает как его следствие, однако настолько существенное, что отрицательно сказывается на последующем развитии всех психических процессов.
В начале дошкольного периода происходят некоторые сдвиги в овладении
неспецифическими манипуляциями, которые проявляются, например, в том, что ребенок тянет игрушку в рот, но он не пытается ее рассматривать, не выполняет с ней практических действий (не стучит ею по ладошке и др.).
Предметные действия и предметная деятельность спонтанно в должной мере у умственно отсталого ребенка не формируются, интерес к предметному миру остается весьма низким, кратковременным. Ориентировка типа «Что это?» у детей долго не возникает. Без целенаправленного коррекционного воздействия дети 3—4 лет не овладевают ни специфическими видами детской деятельности, ни социальными формами поведения.
Восприятие, мышление и речь у детей этой категории оказываются при
спонтанном развитии на очень низком уровне.
Таким образом, можно говорить о том, что в дошкольном возрасте умственно отсталый ребенок без специальной коррекционной работы минует два важных этапа в психическом развитии: развитие предметных действий и развитие общения с другими людьми. Этот ребенок мало контактен как со взрослыми, так и со своими сверстниками, он не вступает в ролевую игру и в какую-либо совместную деятельность с другими людьми. Все это отражается на накоплении социального опыта детей и на развитии высших психических функций — мышления, произвольной памяти, речи, воображения, самосознания, воли. Однако тенденции развития ребенка с нарушениями интеллекта те же, что и нормально развивающегося. Некоторые нарушения — отставание в овладении предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и познавательных процессов — в значительной мере носят вторичный характер. При своевременной правильной организации воспитания, возможно более раннем начале коррекционно-педагогического воздействия многие отклонения развития у детей могут быть скорригированы и даже предупреждены.
2. СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ
ИНТЕЛЛЕКТА (УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ)
Практическая реализация специального дошкольного воспитания связана с
семейно-общественным подходом
к воспитанию на основе принципов вариативности
и системности. Вариативность предполагает
организацию различных форм помощи родителям,
воспитывающим умственно отсталых детей,
учет региональных и социальных условий.
Конкретную коррекционно-педагогическую
помощь родители должны получать в большей
степени через сеть дошкольных учреждений
компенсирующего (коррекционного) типа.
Модель семейно-общественного воспитания
может рассматриваться как наиболее прогрессивная,
отвечающая запросам современной жизни,
рационально сочетающая семейное воспитание
с широким участием общественных организаций,
таких, как университеты для родителей,
материнские школы, курсы для молодых
матерей и т. д. при образовательных дошкольных
учреждениях общеразвивающего и компенсирующего
типа, а также при психолого-медико-
Оказание психолого-педагогической помощи ребенку и родителям основывается на принципе единства требований к процессу воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта, который должен быть отражен в индивидуальной коррекционной программе развития.
Принцип системности воспитания ребенка требует учета сложного характера
психического развития в онтогенезе, на что впервые было указано Л. С.
Выготским. Принцип системности в коррекционной работе обеспечивает
направленность на устранение или сглаживание причин отклонений в психическом развитии ребенка. Успех такого пути коррекции базируется на результатах диагностического обследования, итогом которого становится представление системы причинно-следственных связей, иерархии отношений между симптомами и их причинами. Ориентирами для выбора первоочередных целей коррекции должны стать как структура нарушения (система причинно-следственных связей, обусловливающих феноменологию дефекта), так и результаты анализа социальной ситуации развития ребенка.
Для понимания системного подхода в деле воспитания детей с нарушениями
интеллекта важными явились результаты исследований А. В.Запорожца, который показал, что развитие ребенка происходит по диалектическим законам и каждый возрастной период значим для формирования личности ребенка. В каждом возрасте формируются не только такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему миру, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного
возрастного периода. А. В. Запорожец обосновал концепцию об амплификации детского развития, в ходе которой предусматривается создание определенных условий для обогащения всех основных видов деятельности ребенка, характерных для каждого возрастного периода. Исходя из вышесказанного, очевидно, что системный подход требует, в первую очередь, изучения ребенка как целостной системы в его взаимодействии с более широкими социальными системами — семьей, непосредственным окружением, а затем и дошкольным учреждением.
На основе информации и анализа собранных данных, полученных в процессе
психолого-медико-
Следовательно, изучение ребенка является важнейшей задачей, составляющей практическую основу для разработки стратегии коррекционного воздействия. В программу коррекционного воздействия должны входить два важных взаимосвязанных процесса: во-первых, организация различных форм помощи родителям; во-вторых, содержательно-педагогическая работа с ребенком. Работа специалиста с родителями нацелена на формирование активной позиции в воспитании своего ребенка с первых дней жизни. Содержательно-педагогическая работа с ребенком направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, при этом учитывается его возраст, первичный характер нарушений и степень их выраженности.
Современная систематическая
психолого-медико-
1. специальные (коррекционные)
образовательные учреждения
2. дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с
нарушением интеллекта (умственно отсталых);
3. группы кратковременного
пребывания для детей с