Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 18:28, контрольная работа
Умственно отсталые — это дети, у которых в результате органических
поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития
психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, для умственно отсталых характерно наличие патологических черт в эмоциональнойсфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностейформирования интересов и социальной мотивации деятельности.
Однако подлинная игра не возникает. Без специального обучения ведущей деятельностью у умственно отсталого ребенка остается не игровая, а предметная. В игре наблюдаются стереотипность, формальность действий, отсутствует замысел, нет даже элементов сюжета. Дети не используют предметов-заместителей, не могут замещать действия с реальными предметами изображением действий или речью.
У умственно отсталого ребенка без специально организованного обучения в игре не развиваются и функции речи. Отсутствует не только планирующая или фиксирующая речь, но как правило, и сопряженная. Продуктивная деятельность у умственно отсталых дошкольников вне специально организованного обучения практически не возникает; не появляются конструктивные умения, не возникает предметный рисунок.
При обучении без учета особенностей развития детей этой категории предметные рисунки могут появиться, но эти рисунки, с одной стороны, примитивны, фрагментарны, не передают целостного образа предмета, искажают его форму и пропорции, а с другой - представляют собой усвоенный ребенком графический штамп, не отражающий реального предмета. Особенно показательным является тот факт, что дети, даже умеющие рисовать, не используют в своих рисунках цвет ни как средство изображения, ни как средство эмоциональной выразительности. Элементы трудовой деятельности (прежде всего навыки самообслуживания) у умственно отсталых дошкольников начинают формироваться под влиянием требований окружающих. Этот процесс требует значительных усилий со стороны родителей и воспитателей.
Поэтому в семье, как правило, идут по линии наименьшего сопротивления: родители сами раздевают, одевают, кормят ребенка. Однако существуют семьи, в которых родители пытаются ставить перед ребенком определенные задачи и добиваются некоторых успехов. Поэтому умственно отсталые дошкольники имеют разный уровень овладения навыками самообслуживания. Характер умений и навыков таких детей заслуживает более детального рассмотрения. Движения детей, связанные с самообслуживанием, неуверенные, нечеткие, часто замедленные или, наоборот, беспорядочно суетливые, недостаточно целенаправленные. Сильно выражена несогласованность движений обеих рук. В ряде случаев даже у старших дошкольников нет понимания последовательности и логики всех действий, входящих в навык. Например, при умывании дети берут сухое мыло и, не намочив его, кладут на место, а затем открывают кран. Страдает и характер каждого отдельно взятого действия, входящего в состав навыка. Например, умея пользоваться ложкой, ребенок держит ее, зажав в кулак, набирает неумеренное количество пищи и большую ее часть разливает, не донеся до рта. С точки зрения сформированности элементов трудовой деятельности умственно отсталые дети старшего дошкольного возраста представляют собой еще более неоднородную категорию. Но тот факт, что дети, к которым предъявлялись последовательные требования с учетом их индивидуальных особенностей, овладевают навыками самообслуживания, свидетельствует о достаточной потенциальной возможности развития у них практической деятельности. У умственно отсталых дошкольников развитие речи существенно отличается от развития речи у их нормально развивающихся сверстников. Отставание в развитии речи возникает у них с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве. Соответственно к началу дошкольного возраста у них отсутствует готовность к усвоению письменной речи. Не сформированы такие предпосылки речевого развития, как предметная деятельность, интерес к окружающему, потребность в общении со взрослыми, не сформировано фонематическое восприятие, недостаточно развит артикуляционный аппарат. Многие умственно отсталые дети не начинают говорить не только к началу дошкольного возраста, но и к 4-5 годам. Для большинства умственно отсталых детей развитие речи в дошкольном возрасте только начинается. Первые слова появляются у них после 3 лет, фразы - к концу дошкольного возраста. С точки зрения развития речи умственно отсталые дошкольники представляют собой весьма неоднородную категорию. Среди них имеются дети, совсем не владеющие речью, и дети с формально достаточно хорошо развитой речью. Но всех их объединяет ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к данной ситуации, с одной стороны, и оторванность речи от деятельности - с другой. Речь не отражает истинных интеллектуальных возможностей ребенка, не может служить полноценным источником передачи ребенку знаний. Фразовая речь, формирующаяся у некоторых детей, отличается большим количеством фонетических и грамматических искажений. Овладение грамматическим строем речи на протяжении дошкольного возраста, как правило, не происходит. Особенно страдает связность речи. Одной из характерных особенностей становится стойкое нарушение согласования числительных с существительными. Пассивный словарный запас значительно превышает активный, но это касается, как правило, восприятия отдельных изолированных слов. Есть слова, которые умственно отсталый ребенок произносит с опорой на картинку, но не понимает, когда их произносит другой человек, вне привычной ситуации. Это свидетельствует о том, что у умственно отсталых дошкольников длительное время сохраняется ситуативное значение слова. Семантическая нагрузка слова у них значительно меньше, чем у нормально развивающихся сверстников. Без специального обучения у умственно отсталых дошкольников совсем не развивается регулирующая функция речи. Во многих случаях наблюдается эхолаличная речь. Речь умственно отсталых дошкольников настолько слабо развита, что не может осуществлять и свою важнейшую функцию - коммуникативную. К сожалению (и это характерно для умственно отсталых дошкольников, в отличие, например, от дошкольников с нарушением слуха), недоразвитие коммуникативной функции речи не компенсируется другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными. Амимичное (лишенное мимики) лицо, плохое понимание жеста, употребление лишь примитивных стандартных жестов характерно для этой категории детей. Таким образом, без специального дошкольного обучения и воспитания умственно отсталые дети достигают школьного возраста с существенными речевыми нарушениями. У умственно отсталого ребенка в раннем детстве не складываются те предпосылки, которые обеспечивают нормальное формирование личности у его сверстников. Такие предпосылки лишь начинают возникать в старшем дошкольном возрасте. Естественно, что в этом случае личность умственно отсталого дошкольника формируется с большими отклонениями как в сроках и темпах развития, так и качественно. К началу дошкольного возраста, когда нормально развивающийся ребенок 3 лет начинает осознавать собственное "Я”, у умственно отсталого ребенка практически еще нет никаких личностных проявлений, его поведение носит непроизвольный характер. После 4 лет, когда у умственно отсталых начинает развиваться интерес к окружающему, формируются элементарные действия с предметами, возникают первые проявления самосознания, отделения своего "Я”, которые выражаются, как правило, в негативных реакциях на замечания, порицания, неудачу. Систематическое переживание неуспеха ведет к формированию патологических черт личности - к отказу от всякой деятельности, пассивности, замкнутости, агрессивности или, наоборот, заискиванию перед взрослым или более сильным. Появляются угодливость, негативизм, озлобленность. Совсем по-иному, чем в норме, складывается у умственно отсталых дошкольников общение со взрослыми и сверстниками. Ограниченность средств общения (как речевых, так и неречевых), непонимание игровой ситуации ведут к тому, что умственно отсталые дети становятся отверженными в коллективе сверстников. Желание самоутвердиться, характерное для детей этого возраста, приобретает патологические формы: с одной стороны, они становятся озлобленными и могут вести себя жестоко по отношению к более слабым, а с другой - развивающийся комплекс неполноценности делает их еще более отверженными в среде сверстников. В поведении умственно отсталых дошкольников, как правило, превалируют сиюминутные желания, импульсивные действия. Однако, как установлено специальными исследованиями, при условии оказания специальной помощи умственно отсталым детям их недостатки могут быть устранены или в достаточной степени сглажены. Тщательное изучение каждого ребенка, особенностей его развития, индивидуализированная работа с ним по специально подобранным пособиям, с использованием адекватных методов и приемов воздействия способствуют максимальной подготовке детей к последующему школьному обучению и его социальной адаптации. Своевременная коррекция познавательной, сенсорной, двигательной, речевой, эмоционально-волевой сфер обеспечивается лечением и проведением дополнительных занятий коррекционной направленности. В теории и практике дошкольной коррекционной педагогики особую значимость имеют проблемы интеграции умственно отсталых детей в системе обучения и в обществе в целом. Для решения этих проблем необходима реорганизация медико-психологической, педагогической диагностической, профилактической, социальной работы, включая патронажную службу применительно к разным категориям детей дошкольного возраста. Нарушения развития детей характеризуются все большим разнообразием по механизмам, степени выраженности, структуре и симптоматике. Это вызывает необходимость их углубленного изучения в процессе их коррекционного воспитания и обучения. Предстоит совершенствовать экспресс-диагностику в системе комплексного изучения детей с одновременным учетом состояния интеллектуальной, сенсорной и аффективно-волевой сфер. По каждому разделу важно разработать диагностические и прогностические показатели. Существующая ныне в стране система дошкольного воспитания и обучения умственно отсталых детей ориентируется на здоровые силы ребенка, его потенциальные возможности. Эта система является комплексной, коррекционно развивающей. Ее характеризует дифференцированность и интегрированность. Интегрированный характер дошкольного коррекционного воздействия реализуется объединением усилий специалистов разного профиля, направленных на изучение и обучение этих детей. Комплексностью решения образовательно-воспитательных и коррекционно развивающих задач, их взаимосвязью и взаимообусловленностью, усилением внутрипредметных и междисциплинарных связей посредством проведения интегрированных, комплексных занятий (по развитию изобразительной деятельности и речи, музыкальных и физкультурных занятий, по подготовке к обучению грамоте и конструированию и т.д.). Ребенок с его особенностями и потенциальными возможностями - активно действующий субъект, а его воспитание - процесс управления его личностным развитием. Важным условием интеграции является возможность включения семьи в коррекционную работу с ребенком. В настоящее время в стране нет пока достаточных условий для обеспечения интегрированного обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста во всей полноте понимания проблемы интеграции. Видимо, это дело будущего. С уверенностью можно утверждать, что при правильной организации жизни умственно отсталого ребенка, требующей возможно более раннего включения специального обучения и воспитания, многие дефекты развития могут быть скорректированы и предупреждены.
Анализ программного обеспеченния обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей
Умственно отсталые дети — наиболее многочисленная категория аномальных детей. Они составляют, по данным Всемирной организации здравоохранения, примерно 1-3 % от общей детской популяции. По степени выраженности интеллектуального дефекта все случаи умственной отсталости делят на три группы: дебильность, имбецильность и идиотия. Дети с лёгким недоразвитием интеллекта - дебильностью - составляют 70-80 %, с выраженным - имбецильностью - 20-25 % и с глубоким - слабоумием (идиотия) - около 5 % всех случаев умственной отсталости. Таким образом, дети-имбецилы составляют около 0, 7 % от детского населения. Наиболее изученной в науке оказалась категория детей с лёгкой степенью снижения интеллекта, обучающихся в специальных коррекционных школах для детей с нарушенным интелектом. В настоящее время для этих школ разработаны учебные планы и программы, создаются учебники. Имбецилов из-за тяжёлого недоразвития познавательной деятельности, а также достаточно отчётливо выраженных физических и психических нарушений считали необучаемыми. В последнее время формируется общественное мнение относительно детей-инвалидов как людей, имеющих равные права и возможности с другими людьми для развития, но нуждающихся в определённой опеке, индивидуальной помощи. Современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что включение ребёнка с глубокими нарушениями интеллекта в процесе обучения возможно и необходимо при обеспечении определённых условий для раскрытия потенциальных возможностей психического, физического, эмоционального и социального развития (Л.В.Баряева, С.М.Виноградов, М.Л.Рабинович). Сегодня для таких детей открывают специальные классы при вспомогательных школах, но большая их часть воспитываются в детских домах-интернатах.
Главной задачей обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей, находящихся в детских домах-интернатах, а затем в психоневрологических, является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение глубоко умственно отсталых лиц к доступному им общественно полезному труду и приобретение ими социального опыта. Достижение этих целей невозможно без необходимых материально-технических условий, кадрового, программного и методического обеспечения.
Программное обеспечение работы с глубоко умственно отсталыми детьми, затем подростками и взрослыми позволяет определить цели и задачи, содержание воспитания и обучения, основные принципы, этапы коррекционной работы.
В настоящее время для системы социального обеспечения остаются действующими Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, разработанные сотрудниками НИИ дефектологии АПН СССР в 1983 году. Они включают следующие разделы:
— Чтение и письмо.
— Счёт.
— Развитие речи, предметные уроки и экскурсии.
— Социально-бытовая ориентировка.
— Предметно-практическая деятельность, конструирование, ручной труд.
— Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания.
— Физическая культура.
— Пение и ритмика.
— Рисование.
— Трудовое обучение.
К программам приложен экспериментальный учебный план. В объяснительных записках даны некоторые методические рекомендации, выделены основные задачи, очерчена этапность работы, указаны некоторые эффективные методы.
Следует отметить, что данные программы предполагают определённую систему работы с детьми, имеющими глубокий интеллектуальный дефект, которая согласуется с требованиями общества, то есть определённым социальным заказом. В прошедшие 15 лет с момента выхода программ в обществе произошли серьёзные социально-экономические и политические перемены. Изменилась политика государства в образовании, в частности и в отношении к лицам с ограниченными возможностями. Процессы гуманизации образования, породившие интеграцию в воспитании и обучении лиц с ограниченными возможностями, расширяют спектр оказания им помощи, раскрывают границы закрытых учреждений для этих детей и позволяют оптимистичнее смотреть на их будущее.
Первым новым веянием является Приказ № 132 Минсобеса РСФСР от 22 октября 1986 г. “О типовых структурах и типовых штатах учреждений Минсобеса РСФСР”, который позволил дифференцировать систему обучения глубоко умственно отсталых детей. Это потребовало перестройки всего учебно-воспитательного процесса, подготовки кадров для работы по-новому. Новых программ для реализации поставленной задачи не было, поэтому использовался опыт различных регионов, в частности опыт работы педагогов Кочпонского детского дома-интерната (Министерство республики КОМИ по социальным вопросам). Это тематические разработки уроков, программа психолого-педагогического изучения детей-имбецилов дошкольного возраста, тематическое планирование по развитию речи, сангигиеническому и нравственному воспитанию. Как видим, и этим передовым опытом охвачены не все направления работы. ЦИЭТИН (Центральный научно-исследовательский институт экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов) разработал программы трудового обучения лиц с глубокой умственной отсталостью по десяти видам труда, а также программы социальной адаптации лиц с выраженной умственной отсталостью, находящихся в детских и психоневрологических интернатах (Москва, 1988, 1989 гг.).
Наиболее современной, отвечающей требованиям сегодняшнего дня к воспитанию и обучению детей-имбецилов, является программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. Она адресована работникам дошкольных групп и раскрывает содержание работы с этими дошкольниками. В объяснительной записке даны рекомендации по комплектованию групп по этапам обучения и воспитания, психолого-педагогическая характеристика детей каждого этапа обучения и воспитания. Даны рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в дошкольной группе, дан примерный распорядок дня и примерное расписание занятий по этапам. Авторами использован принцип преемственности и единообразия в содержании. Так, каждый из 3-х этапов включает следующие разделы:
— развитие движений;
— формирование навыков самообслуживания;
— ознакомление с окружающим и развитие речи;
— обучение игре;
— предметно-практическая деятельность;
— рисование;
— музыкально-ритмические занятия.
Особое внимание в программе уделяется занятиям по организации общения детей со взрослыми. Это новый и очень важный раздел работы, определяющий во многом успешность коррекционного и общеразвивающего воздействия.
В помощь педагогам описаны некоторые методы и приёмы работы с дошкольниками на разных этапах.
Заключение
Необходимо констатировать, что подобной программы нет для детей школьного возраста и подростков, нет программы развития и социальной адаптации взрослых с выраженной умственной отсталостью.
Анализ программ показал не только наличие пробелов в программном обеспечении, но и морально устаревшее содержание имеющихся программ.
— Нет программы, отражающей современные достижения специальной психологии, коррекционной педагогики, олигофренопедагогики, медицины, специальных методик, техники и других отраслей знаний.
— В программах не нашли должного отражения вопросы методики развития речи, особенно коммуникативной её функции, а также коррекции дефектов речи. Необходимо предусмотреть разнообразные формы общения с детьми в разных видах деятельности, обеспечивающего социальную адаптацию.
— Не определены пути и средства осуществления преемственности в работе специалистов по решению воспитательных, образовательных и коррекционных задач.
— Нет рекомендаций по организации индивидуального подхода и применению дифференцированных форм обучения.
— В настоящее время недостатки программного обеспечения восполняются педагогическими и методическими рекомендациями, использованием передового педагогического опыта.
Изучая имеющиеся программы, мы пришли к следующим выводам:
1. Назрела необходимость
в создании современной “
2. Программа, созданная творческим
союзом учёных и практиков, должна
быть апробирована в том
3. В настоящее время
желательно иметь в действии
на конкурентной основе
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Гаврилушкина. О. Об организации воспитания
детей с недостатками умственного развития
// журнал «Дошкольное воспитание». 1998.
№ 2. с. 67.
2. Ермолаева, М.В., Психологические рекомендации
и методы развивающей и коррекционной
работы с дошкольниками. — М.: Издательство
«Институт практической психологии»;
Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.
— 176 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
3. Зейгарник Б.В. Психология личности:
норма и патология. Под ред. М.Р. Гинзбурга
— М.: Издательство «Институт практической
психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998
— 352 с. (Серия «Психологи отечества»).
4. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети
с отклонениями в развитии? — М.: Флинта:
Московский психолого-социальный институт,
1998. — 104 с.
Литература:
Психокоррекционная и развивающая работа
с детьми: Учебное пособие для студентов
средних педагогических учебных заведений
/ И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова,
Т.В. Вохмянина; под ред. И.В. Дубровиной.
2-е изд., стереотип. — Издательский центр
"Академия", 2001. — 160 с.
Петрова В.Г., Белякова И.В., Кто они, дети
с отклонениями в развитии? — М.: Флинта:
Московский психолого-социальный институт,
1998. — 104 с.
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст
М., 1972. 24 – 31с.
отсталых дошкольников М., 1989 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Характеристика нарушений
при умственной отсталости……………
2.Система воспитания, обучения
и реабилитации детей с