Обязанности психолога на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 20:43, реферат

Описание работы

В будущем возможно психолога все чаще и чаще будут привлекать к пробуждению добросердечия у людей при распределении работы и разделении времени, связанных с реорганизацией деятельности предприятий.
С другой стороны, накопление знаний о мотивациях потребителей приводит к тому, что управляющие предприятиями по производству и торговле потребительскими товарами обращаются к психологам за помощью в стремлении создать оптимальные условия для продвижения товаров на рынок, для рекламы и наилучшего использования торговых площадей.

Содержание работы

Введение
1. Деятельность психолога на предприятии
2. Права и обязанности психолога на промышленном предприятии и в организации
3. Этические и квалификационные стандарты психолога
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат Обязанности психолога на предприятии.docx

— 38.91 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Обязанности  психолога на предприятии»


 

 

Подготовила

студентка 4 курса, гр. А 

сп. Психология

Горелова Анастасия

 

 

 

 

Донецк – 2013г

 

 

Содержание

Введение

1. Деятельность психолога  на предприятии

2. Права и обязанности  психолога на промышленном предприятии  и в организации

3. Этические и квалификационные  стандарты психолога

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современный мир, постоянно  и быстро изменяющийся предъявляет  особые требования к такой науке  как психология, которая должна не только измерять и оценивать, но и  прогнозировать, проектировать, формировать. По мнению многих исследователей, психологи  в настоящее время вынуждены  заниматься планированием изменений  личности, профилактикой личностного  регресса. В настоящее время все  большее число руководителей  осознают тот факт, что успешность деятельности предприятия во многом зависит от людей, которые на нем  работают. Это привело к тому, что услуги по работе с персоналом организации (обучение путем проведения тренингов, мероприятия на сплочение  команды, отбор и подбор персонала  и т.д.) являются все более и  более актуальными.

В будущем возможно психолога все чаще и чаще будут привлекать к пробуждению добросердечия у людей при распределении работы и разделении времени, связанных с реорганизацией деятельности предприятий.

С другой стороны, накопление знаний о мотивациях потребителей приводит к тому, что управляющие предприятиями  по производству и торговле потребительскими товарами обращаются к психологам за помощью в стремлении создать  оптимальные условия для продвижения  товаров на рынок, для рекламы  и наилучшего использования торговых площадей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Деятельность психолога на предприятии

Психология - это знания о  внутреннем мире человека, о законах, объясняющих его поведение. Управление предприятием насквозь пронизано психологическим  содержанием, т.к. главным действующим  лицом его является человек со своими способностями, интеллектом, мотивацией, личностными и другими особенностями, поэтому сегодня психолог как  штатный сотрудник организации - явление привычное и не удивительное. Это составная часть имиджа организации. Так, деловые контакты уже не обходятся  без учета знаний психологии, а  опыт зарубежных партнеров свидетельствует  о серьезном значении, которое  придается работе психолога в  обеспечении конкурентной способности  организации.

Сегодня практические психологи промышленных предприятий выделяют три аспекта трудовой деятельности, требующие их вмешательства. Эти аспекты работы психолога предприятия связаны с решением трех основных задач:

1) психологического отбора  кандидатов на трудоустройство; 

2) психологического сопровождения карьеры персонала;

3) психологической оценки сотрудников предприятия.

Психологический отбор кандидатов при трудоустройстве имеет своей  целью получение информации о  психологических особенностях претендентов и позволяют сделать заключение о степени ценности данного специалиста в данной организации или в различных профессиональных областях.

Для этой цели проводится первичный отбор кандидатов. В ходе работы, в которой участвуют сотрудники кадровых служб, оцениваются резюме, рекомендации претендентов, заполняются различные формализованные ан­ кеты. Все это позволяет сформировать так называемый банк данных, в котором содержатся сведения о специалистах, чьи знания и опыт работы могут быть полезны предприятию в будущем. Такой подход позволяет быстро найти необходимые замены в случае кадровых перестановок, экономя деньги, не прибегать к услугам кадровых агентств.

Далее кандидат проходит процедуру  психологического тестирования с целью  получения информации о качествах, существенно обусловливающих поведение  человека и его профессиональную эффективность в организации. Используются и критериально ориентированные тесты, регистрирующие на­ личный уровень развития каких-либо характеристик, навыков, определяющих готовность человека к деятельности, которой он собирается заниматься, а также тесты для выделения у претендента сензитивных и «критических, запретных» сфер, видов деятельности. В качестве необходимых критериев могут выделяться следующие: интеллект, эмоциональная устойчивость, адаптивные свойства, нормативность поведения, отношение к себе, общая установка на людей, лидерские тенденции, конфликтность, контактность, способность работать в команде, уровень лояльности по отношению к организации, уровень интернальности (т. е. уровень субъективного контроля человека над значимыми для него событиями в различных областях социальной жизни: производстве, семье, межличностных взаимодействиях). По результатам исследования составляется заключение, в котором представляется интерпретация полученных данных. Описывается степень соответствия кандидата на трудоустройство требованиям профессии; насколько психологические особенности претендента отвечают требованиям подразделения организации и подходит ли он к работающей команде. Заключение должно носить рекомендательный характер. Решение о приеме остается за руководителем предприятия.

Задача психологического сопровождения карьеры персонала  включает три направления работы психолога предприятия: исследовательское, коррекционное и просветительское.

 

Исследовательская работа проводится в соответствии с социальным заказом администрации предприятия.

Коррекционный блок работы состоит в развертывании программ поддержки психологического здоровья сотрудников предприятия. Эти программы применяются для предотвращения последствий стрессов, вызываемых различными производственными причинами. Содержанием этих программ являются в основном следующие мероприятия:

- разработка и реализация  адаптационной программы для  ускорения процесса привыкания  вновь принятых работников к новым условиям деятельности и к коллективу;

- групповые и индивидуальные  занятия по оптимизации социально-психологической атмосферы на предприятии;

- индивидуальное сопровождение карьеры сотрудника;

- мониторинг процесса  организационного развития (способность организации становиться самообновляющейся системой, изменяющейся в зависимости от изменения ее целей, условий рынка).

Целью коррекционных мероприятий  является развитие и повышение способностей сотрудников справляться с причинами и симптомами дезадаптации.

Методами реализации служат занятия по релаксации, обучение способам эмоциональной разгрузки, тренинг навыков решения проблем, коммуникативный тренинг, тренинг настойчивости, индивидуальные консультации, «Телефон доверия».

В рамках просветительского  направления ведется лекционная и семинарская работа по информированию о психологических факторах, влияющих на повышение эффективности трудовой деятельности.

Следующая задача психологической  службы предприятия - оценка персонала.

 

 

Функциями психолога в этом направлении могут быть:

- участие в оценочных  процедурах сотрудников при повышении их категории, переводе на другую должность, при определении степени соответствия психологических особенностей и способностей специалистов требованиям новой должности или новым условиям работы;

- участие в создании  банка специалистов, претендующих  на карьерный рост.

Иными словами, психолог на предприятии выступает как социальный инженер. В качестве социального  инженера психолог принимает участие  не только в проектировании систем организации труда на предприятии, организации рабочих мест с учетом эргономических требований, но и в совершенствовании системы материального имморального стимулирования, в разработке методов управления кадрами и социальным развитием предприятия. Психологи, практикующие на предприятиях, могут работать в качестве организационных консультантов (консультанты по управлению, по развитию организации), кадровых консультантов, менеджеров по подбору персонала, тренингменеджеров (люди, которые занимаются профессиональным обучением и развитием персонала внутри организации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Права и обязанности психолога на промышленном предприятии и в организации

Психолог в организации  работает в соответствии с Положением о психологической службе, имеет  права и выполняет обязанности, предусмотренные должностной инструкцией  психолога в организации, а также  этическими стандартами психолога.

Положение о психологической  службе предусматривает:

1. Общие положения

1.1. Психологическая служба  – один из компонентов системы.

1.2. Психологическая служба  является структурным подразделением  отдела кадров организации.

1.3. Психологическая служба  имеет двойное подчинение: начальнику  отдела кадров и генеральному  директору организации.

1.4. Деятельность психологической  службы ориентирована на администрацию  и работников, психологическую поддержку  и обеспечение их психического  здоровья.

1.5. Основной целью деятельности  службы является психологическое  сопровождение личностной и социальной  адаптации людей, а также психологическое  обеспечение индивидуализации.

1.6. Сотрудники психологической  службы осуществляют свою деятельность, руководствуясь запросами администрации,  настоящим Положением, программой  психологической службы, кодексом  психолога.

1.7. Сотрудники психологической  службы осуществляют свою деятельность  в тесном контакте с коллективом  и администрацией.

2. Ответственность сотрудников  психологической службы

2.1. Сотрудники психологической  службы несут персональную ответственность  за:

    • точность психологического диагноза;
    • адекватность диагностических и коррекционных методов;
    • ход и результаты работы с клиентом;
    • обоснованность выдаваемых рекомендаций.

2.2. Сотрудники психологической  службы несут ответственность  за оформление и сохранность  протоколов обследований и другой  документации Службы.

3. Обязанности сотрудников  психологической службы

3.1. Отчитываться о ходе  и результатах проводимой работы  перед администраций.

3.2. Рассматривать запросы  и принимать решения строго  в пределах своей профессиональной  компетенции.

3.3. Участвовать в работе  семинаров самой службы, а также  в работе, проводимых вышестоящими  организациями психологических  конференций и семинаров; постоянно  повышать свой профессиональный  уровень.

3.4. В решении всех вопросов  исходить из интересов клиента.

3.5. Руководствоваться уставом,  программой психологической службы, кодексом психолога, настоящим  Положением.

3.6. Работать в контакте  с администрацией и коллективом.

3.7. Хранить в тайне  сведения, полученные в результате  диагностической и консультативной  работы, если ознакомление с ними  не является необходимым для  осуществления коррекционной работы.

Должностная инструкция психолога  организации содержит:

I. Общие положения

1. Психолог относится  к категории специалистов.

2. На должность:

психолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (педагогическое) образование без предъявления требований к стажу работы;

психолога II категории –  лицо, имеющее высшее профессиональное (психологическое) образование и  стаж работы в должности психолога  не менее 3-х лет;

психолога I категории –  лицо, имеющее высшее профессиональное (психологическое) образование и  стаж работы в должности психолога II не менее 3-х лет.

3. Назначение на должность  психолога и освобождение от  нее производится приказом директора  предприятия.

4. Психолог должен знать:

4.1. Постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам психологии.

4.2. Психологию труда и  управления, инженерную и социальную  психологию.

4.3. Методы изучения психологических  особенностей трудовой деятельности  работников.

4.4. Технические средства, применяемые при изучении условий  труда.

4.5. Передовой отечественный  и зарубежный опыт работы психологов.

4.6. Законодательство о  труде.

4.7. Гражданский и административный  кодексы.

4.8. Правила внутреннего  трудового распорядка.

4.9. Правила и нормы  охраны труда.

4.10.___________________________

5. Психолог непосредственно  подчиняется начальнику отдела  кадровой службы.

6. На время отсутствия  психолога его обязанности исполняет  лицо, назначенное приказом директора  предприятия, которое несет ответственность  за надлежащее их исполнение.

Информация о работе Обязанности психолога на предприятии