Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 15:50, реферат
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
1.Определение понятий одаренность и творчество.
2.Способности человека.
3.Принципы и методы выявления одаренных детей.
4. Факторы, влияющие на развитие одаренности.
Заключение
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
филиал федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
в г. Таре
факультет педагогики и психологии
ОДАРЕННОСТЬ И ТВОРЧЕСТВА
1 курса заочной формы обучения
Морозова А.И.
Тара - 2013
Содержание
1.Определение понятий одаренность и творчество.
2.Способности человека.
3.Принципы и методы выявления одаренных детей.
4. Факторы, влияющие на развитие одаренности.
Заключение
1.Определение понятий одаренность и творчество.
Одаренность - это системное,
развивающееся в течение жизни
качество психики, которое определяет
возможность достижения человеком
более высоких (необычных, незаурядных)
результатов в одном или
Одаренность – это качественное своеобразное
сочетание способностей, обеспечивающие
успешное выполнение деятельности. Совместное
действие способностей, представляющих
определенную структуру, позволяет компенсировать
недостаточность отдельных способностей
за счет преимущественного развития других.
– общие способности или общие
моменты способностей,обуславливающие
широту возможностей человека, уровень
и своеобразие его деятельности;
- совокупность задатков, природных данных,
характеристика степени выраженности
и своеобразия природных предпосылок
способностей;
- талантливость, наличие внутренних условий
для выдающихся достижений в деятельности.
Одаренный ребенок- это ребенок, который
выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том
или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов
признает, что уровень, качественное своеобразие
и характер развития одаренности - это
всегда результат сложного взаимодействия
наследственности (природных задатков)
и социальной среды, опосредованного деятельностью
ребенка (игровой, учебной, трудовой). В
то же время нельзя игнорировать и роль
психологических механизмов саморазвития
личности, лежащих в основе формирования
и реализации индивидуального дарования.
Большинство психологов рассматривает
креативность (творческий потенциал) человека
как один из важнейших и в известной мере
независимый фактор одаренности. Американский
психолог П. Торренс определил креативность
как процесс, который порождается сильной
потребностью человека в снятии напряжения,
возникающего в ситуации неопределенности
и дефицита информации. Этот процесс включает
поиск и определение проблемы, выдвижение
и проверку гипотез о путях ее решения,
поиск и обоснование решений. Главную
роль при этом играет дивергентное (идущее
в разных направлениях) мышление, способное
приводить к неожиданным выводам, в отличие
от конвергентного, последовательного
мышления, причем креативность обязательно
предполагает интеллектуальное развитие
человека выше среднего уровня, поскольку
лишь такой уровень может обеспечить основу
для творческой продуктивности. Кроме
того, в многочисленных исследованиях
была продемонстрирована важная роль
мотивационно-личностных особенностей
и условий социального окружения одаренных
детей в реализации их потенциала. Согласно
концепции Дж. Рензулли, развитие одаренности
основано на взаимосвязи трех конструктов:
интеллекта выше среднего уровня, креативности
и приверженности к задаче.
Творчество — процесс деятельно
Творчество — это:
Существуют разные виды творчества:
иначе говоря, виды творчества
соответствуют видам
Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.
С. Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения»
2.Способности человека
Способности понимаются как свойства или качества индивида, обуславливающие успешность деятельности или овладения ею, как индивидуальные качества, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешности деятельности.
Психологический анализ показывает, что любую деятельность можно разложить на отдельные психические функции, которые представляют собой наиболее общие родовые формы деятельности. Отдельные психические функции реализуются сложными, нейрофизиологическими функциональными системами, которые обладают свойством, позволяющим осуществлять определённую психическую функцию. Это свойство - общая способность, отнесённая к конкретной психической функции.
Способности - есть свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности.
Как же соотносятся способности и задатки?
Общие свойства нервной системы,
специфику организации
Способности не формируются из задатков. Способности и задатки являются свойствами: первые - функциональных систем, вторые - компонентов этих систем. С развитием системы изменяются и её свойства, определяющиеся как элементами системы, так и их связями.
Существует и другое понимание задатков: их можно рассматривать в качестве генетических программ, определяющих развитие функциональных систем в структуре мозга и человека в целом как индивида.
Способности реализуют функцию отражения и преобразования действительности в практической и идеальной формах. Способности - одно из базовых качеств психики наряду с содержательной стороной, включающей знания об объективном мире и переживания.
Развитие способностей происходит в процессе жизнедеятельности и деятельности (учебной, трудовой, игровой). Источником этого развития выступает противоречие между имеющимся уровнем развития способностей и требованиями деятельности.
Важнейшим моментом развития способностей является тонкое приспособление операционных механизмов к условиям деятельности.
Развитие способностей проходит через три этапа:
во-первых, ребёнок, в отличие
от животного, рождается с незавершённым
формированием функциональных систем
психической деятельности, которые
вызревают в течение
во-вторых, дальнейшее развитие диктуется социальными формами деятельности;
в-третьих, развитие способностей определяется индивидуальными ценностями. Именно эти индивидуальные ценности и смыслы будут определять качественную специфику способностей, от неё будет зависеть, что увидит и запомнит человек.
Человек от природы наделён
общими способностями. Специальные
способности - есть общие способности,
приобретшие черты
Одарённость определяется как интегральное проявление способностей в целях конкретной деятельности. Интеллект же можно определить как интегральное проявление способностей, знаний и умений. В интеллекте операционные действия способностей дополняются более обобщёнными операционными схемами, планами и программами поведения, а также знаниями о внешнем мире, о других людях и самом себе.
Талант - есть проявление интеллекта в отношении конкретной деятельности, познания природы.
Духовные способности - это интегральное проявление интеллекта и духовности личности. В своём высшем проявлении духовные способности характеризуют гения. В.М. Теплов подчёркивал, что значительным творцом может быть только человек с большим духовным содержанием.
Если способности проявляются в деятельности, то духовные способности определяют поступок. Если при рассмотрении способностей мы имеем дело с субъектом деятельности, то в духовных способностях проявляется личность, т.е. духовные способности составляют сущность индивидуальности человека.
Способности в той или иной мере даны природой всем, но среди нас, как звёздочки, иногда встречаются очень одарённые люди. Может их было бы больше, если бы с самого детства им давали возможность выйти за рамки «учебно-педагогического процесса», если бы стимулировали одарённость.
3. Принципы и методы выявления одаренных детей
Выявление одаренных детей
- продолжительный процесс, связанный
с анализом развития конкретного
ребенка. Эффективная идентификация
одаренности посредством какой-
Проблема выявления одаренных детей имеет
четко выраженный этический аспект. Идентифицировать
ребенка как “одаренного” либо как “неодаренного”
на данный момент времени - значит искусственно
вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя
его субъективные ожидания. Многие жизненные
конфликты “одаренных” и “неодаренных”
коренятся в неадекватности (и легкомысленности)
исходного прогноза их будущих достижений.
Следует учитывать, что детская одаренность
не гарантирует талант взрослого человека.
Соответственно, далеко не каждый талантливый
взрослый проявлял себя в детстве как
одаренный ребенок.
С учетом вышесказанного могут быть сформулированы
следующие принципы выявления
одаренных детей:
1) комплексный характер оценивания разных
сторон поведения и деятельности ребенка,
что позволит использовать различные
источники информации и охватить как можно
более широкий спектр его способностей;
2) длительность идентификации (развернутое
во времени наблюдение за поведением данного
ребенка в разных ситуациях);
3) анализ его поведения в тех сферах деятельности,
которые в максимальной мере соответствуют
его склонностям и интересам;
4) использование тренинговых методов,
в рамках которых можно организовывать
определенные развивающие влияния, снимать
типичные для данного ребенка психологические
“преграды” и т.п.;
5) подключение к оценке одаренного ребенка
экспертов: специалистов высшей квалификации
в соответствующей предметной области
деятельности;
6) оценка признаков одаренности ребенка
не только по отношению к актуальному
уровню его психического развития, но
и с учетом зоны ближайшего развития;
7) преимущественная опора на экологически
валидные методы психодиагностики, имеющие
дело с оценкой реального поведения ребенка
в реальной ситуации, таких как: анализ
продуктов деятельности, наблюдение, беседа,
экспертные оценки учителей и родителей,
естественный эксперимент.
Процесс установления одаренности нельзя
основывать на единой оценке. При
выявлении одаренных детей более целесообразно
использоватькомплексный подход.
При этом может быть задействован широкий
спектр разнообразных методов: различные
варианты метода наблюдения за детьми,
специальные психодиагностические тренинги,
экспертное оценивание поведения детей
учителями, родителями, воспитателями,
проведение “пробных” уроков по специальным
программам, а также включение детей в
специальные игровые и предметно-ориентированные
занятия, экспертное оценивание конкретных
продуктов творческой деятельности детей
профессионалами, организация различных
интеллектуальных и предметных олимпиад,
конференций, спортивных соревнований,
творческих конкурсов, фестивалей, смотров
и т.п., проведение психодиагностического
исследования с использованием различных
психометрических методик в зависимости
от задачи анализа конкретного случая
одаренности.
Однако и комплексный подход к выявлению
одаренности не избавляет полностью от
ошибок. В результате может быть “пропущен”
одаренный ребенок или, напротив, к числу
одаренных может быть отнесен ребенок,
который никак не подтвердит этой оценки
в своей последующей деятельности (случаи
рассогласования диагноза и прогноза).
Навешивание ярлыков типа “одаренный”
или “ординарный” недопустимо не только
из-за опасности ошибок в диагностических
заключениях. Как убедительно показывают
психологические данные, такого рода ярлыки
могут весьма негативно повлиять на личностное
развитие ребенка.
Признание роли социальных условий, в
которых развивается ребенок, требует
создания специализированных
методов выявления одаренности с учетом
целого ряда факторов (экономических,
культурных, национально-этнических, семейных,
в том числе физического здоровья ребенка
и особенностей его социализации).
Специальную область составляют экспериментально-
Итак, проблема выявления одаренных детей
сложна и требует привлечения специалистов
высокой квалификации. При этом следует
иметь в виду, что критерии одаренности
не могут быть раз и навсегда зафиксированными.
4. Факторы, влияющие на развитие одаренности
Личность одаренного ребенка
несет на себе явные свидетельства
его незаурядности, так как и
уровень, и индивидуальное своеобразие
деятельности ребенка определяется
прежде всего его личностью. Понимание
личностных особенностей одаренного ребенка
особенно важно в случаях так называемой
скрытой одаренности, не проявляющейся
до определенного времени в успешности
деятельности. Именно своеобразные черты
личности, как правило, органично связанные
с одаренностью, заставляют педагога или
школьного психолога предположить у такого
ребенка наличие повышенных возможностей.
1. Неравномерность
возрастного развития одаренных детей
2. Семья одаренного
ребенка
3. Взаимоотношения
одаренного ребенка со сверстниками и
взрослыми.
4. Личность одаренного
ребенка
5. Проблемы одаренных
детей
Целый ряд психологических исследований
и специальные наблюдения показывают,
что одаренные дети в целом гораздо более
благополучны, чем другие дети: не испытывают
проблем в обучении, лучше общаются со
сверстниками, быстрее адаптируются к
новой обстановке. Их укоренившиеся интересы
и склонности, развитые уже с детства,
служат хорошей основой для успешного
личностного и профессионального самоопределения.
Правда, и у этих детей могут возникать
проблемы в том случае, если не учитываются
их повышенные возможности: обучение становится
слишком легким или же нет условий для
развития их творческих потенций.
Наиболее часто встречаются проблемы:
- общения, социального поведения,
- дислексия - слабое развитие речи
- эмоционального развития,
- дисинхронизация развития
- физического развития,
- саморегуляции,
- отсутствие творческих проявлений,
- трудность профессиональной ориентации,
- дезадаптации
С учетом вышесказанного, все формы работы
с одаренными детьми должны в полной мере
учитывать личностные особенности одаренного
ребенка и ориентироваться на эффективную
помощь в решении его проблем
Проблемы творчества, как уже говорилось ранее, издавна волновали людей. Наука, развиваясь, пытается найти объяснение этому уникальному явлению. Среди учёных нет единого мнения, они используют разные термины, которые часто возникают в ходе исследования. Но как же мы должны быть благодарны природе, что подарила нам такой феномен. Насколько была бы беднее наша жизнь без музыки, искусства и других видов творчества.