Одаренность, талант, гениальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 19:59, реферат

Описание работы

Нынешним школьникам и студентам приходится вмещать столько в свою память, что порой их молодая и неокрепшая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходится говорить о развитии творческого потенциала, требующего охранительного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством общих и специальных знаний. Целью данной работы я вижу разграничение понятий одарённость, талант и гений, а так же их краткую характеристику, и систематизацию.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОДАРЁННОСТЬ 4
1.1. ПОНЯТИЕ ОДАРЁННОСТИ 5
1.2. ВИДЫ ОДАРЁННОСТИ И ВЛИЯНИЕ НА НЕЁ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ 6
2. ТАЛАНТ 8
3. ГЕНИАЛЬНОСТЬ 10
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 12

Файлы: 1 файл

одарённость, талант, гениальность.docx

— 32.49 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Во все времена проблема одарённости, таланта и гениальности занимала и возбуждала лучшие умы человечества, подталкивая их к анализу, систематизации и выводам, из каких причин и обстоятельств можно и возможно ли перейти от таланта к гениальности и откуда этот талант берётся, можно ли получить или заработать одарённость?

Львиная доля теорий личности человека рассматривает лишь некоторые аспекты данной проблемы. Тем не менее, изучение структуры таланта имеет очень большое значение, как для психологии, так и для решения определённых психолого-педагогических задач современной науки. Поэтому тема реферата «одарённость, талант, гений» представляется актуальной и своевременной. При рассмотрении психологической литературы встаёт вопрос о соотношениях таких понятий, как одарённость, талант и гениальность. Во многих научных источниках понятия одарённость и талант трактуются как смежные и не разделяются. Гениальность же рассматривается как высшая ступень проявления таланта или одарённости, или предрасположенности. Отсюда вытекает необходимость в приведении более точных понятий для дальнейшего раскрытия проблемы.

В современной научной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время, когда информация меняется каждые пять лет, а порой и чаще. Нынешним школьникам и студентам приходится вмещать столько в свою память, что порой их молодая и неокрепшая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходится говорить о развитии творческого потенциала, требующего охранительного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством общих и специальных знаний.

Целью данной работы я вижу разграничение понятий одарённость, талант и гений, а так же их краткую характеристику, и систематизацию.

 

  1. ОДАРЁННОСТЬ

Определённые трудности в установлении понятия одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этого термина. Если обратиться к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины, одаренный, талантливый употребляются как смежные и отражают степень выраженности способностей. Но не менее важно подчеркнуть, что понятием "талантливый" подчеркиваются данные, предоставленные человеку природой. Так, в толковом словаре Даля способный определяется как "годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный". Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия "умение" в словаре нет. Таким образом, понятие "способный" определяется через соотношение с успехами в деятельности.

При определении понятия "талант" подчеркивается его врожденный, не приобретаемый со временем характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная Богом. Иными словами, талант - это врожденные способности, данные от рождения, обеспечивающие высокие успехи в разного рода деятельности. Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Недаром, как самостоятельное понятие, одаренность отсутствует в словаре Даля и в словаре С. И. Ожегова и в Советском энциклопедическом словаре, и в толковом словаре иностранных слов.

«Гениальность» БСЭ определяет следующим образом: «Гениальность, наивысшая степень проявления творческих сил человека.» Термин "Гениальность" употребляется как для обозначения способности человека к творчеству, так и для оценки результатов его деятельности во всех сферах жизни. Предполагая врождённую способность к продуктивной деятельности в той или иной области, гений, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одарённости, а связан с созданием абсолютно новых творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Деятельность гения реализуется в определённом историческом контексте жизни человеческого общества, из которой гений черпает материал для своего творчества.

В психологии творчества гениальность изучается под углом зрения индивидуальных особенностей личности (её психического склада, способностей и т.д.), а также разнообразных факторов, влияющих на творчество. С психологической точки зрения гений не может рассматриваться как особый тип личности. Разнообразные попытки выделить какие-либо общие психологические или психопатологические черты гениальности оказались неудовлетворительными: гениальные люди обнаруживают значительные индивидуальные различия с точки зрения одарённости, характера, культуры, интересов, навыков и т.д. Сам творческий процесс гения также принципиально не отличается с психологической точки зрения от творческого процесса других одарённых людей. В ряде концепций гениальность, особенно начиная с Ч. Ломброзо, постулировалась связь между гениальностью. и психические расстройством, что, однако, не находит всеобщего подтверждения: дисгармония душевной жизни или предрасположенность к ней, свойственная многим гениальным людям, не является неизменным спутником гениальности.

Подводя вышесказанное можно сделать вывод, что одаренность, талант и гениальность выделяются по схожим основаниям. Говоря о таланте (одаренности) и высшей его степени - гениальности, подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека.

    1. ПОНЯТИЕ ОДАРЁННОСТИ

 

Понятие «одаренность» не получило единого общего определения. Наиболее распространенным является определение немецкого учёного В. Штерна, ведущего психолога в нынешней трактовке проблемы одаренности:

«Одаренность - это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования; это общая способность психики приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни».

Одаренность – является наследственно передаваемым природным даром. Одаренность является функцией всей системы условий жизнедеятельности в ее единстве, функцией личности. Она неразрывно связана со всем жизнью человека и потому оказывается на разных этапах ее развития.

Природные задатки организма сами по себе не определяют однозначно одаренности человека. Они лишь являются неотъемлемым компонентом той системы условий, определяющих развитие личности, ее одаренность. Одаренность выражает внутренние возможности развития не организма как такового, а личности.

Одаренность проявляется лишь через своё соотношение с условиями, в которых происходит конкретная деятельность человека. Оно выражает внутренние данные и возможности человека, то есть внутренние психологические условия деятельности в их соотношении с требованиями, которые ставит эта деятельность. Для динамики одаренности существенное значение имеет оптимальность уровня требований, выдвигаемых в ходе деятельности человека, например требований, которые ставит ученику учебная программа. Чтобы стимулировать развитие, эти требования должны быть достаточно высокими.

    1. ВИДЫ ОДАРЁННОСТИ И ВЛИЯНИЕ НА НЕЁ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ

Количество одарённостей весьма велико, потому систематизируем их по группам:

    • Художественная одарённость
    • Общая интеллектуальная и академическая одарённость
    • Творческая одарённость

Вместе с тем, люди, имеющие одарённости, нередко отличны от окружающих рядом поведенческих характеристик, такими, как:

    • Отсутствие внимания условностям и авторитетам
    • Большая независимость в своих суждениях;
    • Тонкое чувство юмора;
    • Отсутствие внимания к порядку и организации работы;
    • Яркий темперамент;
    • Социальная одаренность.

Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д.

Результаты разного рода исследований, рассматривающих влияние социальной среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение, отношения в семье) на одаренность не однозначно. Но, можно сделать следующие выводы: социально-экономические условия влияют на развитие одаренности у индивидуума, т.к. они определяют уровень жизни человека; чем более экономически развито общество, тем более благоприятны возможности для развития человека.

Очень важным в условии развития одаренности является семья, а именно следующие факторы:

  • Структура и эмоциональный климат семьи (отсутствие напряжения, враждебности);

  • Стили отношений родители-дети;

  • Отношение родителей к одаренности детей.

Обращая внимание на вопрос структуры семьи, стоит отметить, что большинство детей с разного рода одарённостями воспитывалось в полных семьях. Очень часто, вместе с детьми и родителями жил кто-то из близких родственников: бабушки, дедушки, тети, дяди, двоюродные братья и сестры, которые, в свою очередь, были близки детям. Практически ни у кого не было младших сестер или братьев.

Структура семьи в большинстве случаев связана с системой отношений между родственниками и эмоциональном климатом семьи. Говоря о содержательной стороне взаимоотношений, многие исследователи отмечают значительные влияния, оказываемые на детей родителями противоположного пола.

Большинство исследователей считают, что детям в первую очередь необходимы ласка, принятие, любовь и уважение.

Более изучен вопрос о стилях детско-родительских отношений. Ученые единодушны в том, что стили, базирующиеся на жестком контроле, силовом давлении не дают возможности для развития одаренной личности.

Видные учёные Р. Хесс и в. Шипман разделили родительские стили взаимодействия на императивный и инструктивный.

Еще одним важным аспектом является отношения родителей к детской одаренности. Очевидно, что этот фактор – один из центральных, влияющих на реализацию возможностей ребенка.

 

  1. ТАЛАНТ

Существует несколько трактовок понимания таланта:

Талант - есть высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность.

Талант - это высокий уровень развития, прежде всего специальных способностей. Это совокупность таких способностей, которые дают возможность получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимости.

Уже в детском возрасте могут проявиться первые признаки таланта в области музыки, математики, хореографии, лингвистики, техники, спорта и т.п.. Вместе с тем талант может проявиться и позже. Формирование и развитие таланта в значительной мере зависит от общественно-исторических условий жизни и деятельности человека.

Талант может проявиться абсолютно во всех аспектах человеческого труда: в организаторской и педагогической деятельности, в науке, технике, в различных видах производства. Для развития таланта большое значение имеют трудолюбие и настойчивость и целеустремлённость. Для талантливых людей характерна потребность в занятии определенным видом деятельности, которая порой проявляется в страсти к выбранному делу.

Сочетание способностей, которые являются основой таланта, в каждом случае бывает особенным, свойственным только определенной личности. О наличии таланта следует делать вывод по результатам деятельности человека, которые должны выделяться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека направлен потребностью в творчестве.

В различных областях талант может проявляться в разное время. Как показывает практика, в музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике обычно талант проявляется в раннем возрасте; а талант в литературной, научной или организаторской сферах обнаруживаются в более позднем возрасте.

Максимальная продуктивность талантливых людей тоже проявляется в разных возрастах: в науке в 35 -- 40 лет; в поэзии в 24 -- 30 и т.д.

Талант и гений различаются, прежде всего, по объективной значимости и вместе с тем оригинальности того, что они способны произвести. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во всех областях. В качестве примера универсализма, часто свойственного гениям, достаточно назвать Аристотеля, Юлия Цезаря, Александра Македонского, Леонардо да Винчи, М. В. Ломоносова, Николу Теслу, К. Маркса, В. И. Ленина. Но и одаренность гения имеет определенный профиль, и в нем какая-то сторона доминирует, какие-то способности особенно выявлены и оформлены в ведущем направлении его творчества.

Информация о работе Одаренность, талант, гениальность