Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 19:59, реферат
Нынешним школьникам и студентам приходится вмещать столько в свою память, что порой их молодая и неокрепшая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходится говорить о развитии творческого потенциала, требующего охранительного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством общих и специальных знаний. Целью данной работы я вижу разграничение понятий одарённость, талант и гений, а так же их краткую характеристику, и систематизацию.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОДАРЁННОСТЬ 4
1.1. ПОНЯТИЕ ОДАРЁННОСТИ 5
1.2. ВИДЫ ОДАРЁННОСТИ И ВЛИЯНИЕ НА НЕЁ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ 6
2. ТАЛАНТ 8
3. ГЕНИАЛЬНОСТЬ 10
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 12
Наивысшую ступень развития способностей, проявляющихся в творческой деятельности, результаты которой имеют историческое значение в жизни общества, в развитии науки, литературы, искусства, называют гениальностью. Гениальность отличается от талантливости общественной значимости тех задач, которые человек решает. Гений выражает передовые тенденции своего времени.
Индивидуальные особенности способностей оказываются в разносторонности или односторонности их развития. Разносторонние способности имели М. Ломоносов, Д. Менделеев, Н. Бородин, Т. Шевченко и др. Например, М. В. Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию.
Однако это «…не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче».
Индивидуальные особенности способностей каждого человека является результатом ее развития. Поэтому для развития способностей нужны соответствующие социальные условия, активность личности в деятельности.
В современной литературе существует большое количество статей, публикаций, эссе, взглядов так или иначе затрагивающих эту тему одаренности, таланта и гениальности. Правда, они являются лишь «каплей в море» психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей, когда информация, преподаваемая детям так часто меняется.
Природа человеческой одаренности вызывает достаточно резкие споры среди учёной общественности. Является ли одаренность врожденной или формируется на раннем этапе развития? Можно ли родиться музыкантом, или талант, как следует из известного высказывания, - это 1% способностей и 99% тяжёлого, изнурительного тура ?
Среди ученых в связи с этим распространено мнение, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного генетического фонда. Обучение и воспитание, считают ученые, стоящие на этой позиции, может лишь ускорить процесс проявления способностей, но и без педагогического воздействия они обязательно проявятся.
Другие же считают, что одаренность, талант, гениальность могут проявиться в связи с совокупностью ряда совпадающих моментов: генетически предрасположенности к определенному виду деятельность из-за лишь легкой отличительной физической особенности, наличия определенных случайных или специальных условий именно в сензитивный для этой способности период, кропотливой и долгой в дальнейшем работой в русле этой деятельности.
Лучшим периодом развития способностей, раскрытия одаренности, таланта является детство. Именно этот период жизни человека является самым благоприятным, потому что идет узнавание мира и сначала не произвольно развиваются некие способности, а потом уже и родители, и в школе помогают их развивать.
Проблема таланта и гениальности стоит перед психологами в течение долгого времени и на сегодняшний день не существует единой концепции в рамках какой-либо теории личности, которая бы объясняла её в полном объёме. Большинство теорий личности рассматривают лишь некоторые аспекты данной проблемы. Тем не менее, изучение вопросов структуры одаренности, таланта и гениальности имеет очень большое значение, как для теории психологии, так и для решения конкретных психолого-педагогических задач современного образования.
Как за рубежом, так и у нас в стране разрабатываются новые программы развития талантливых детей и подростков, дающие им возможности как можно раньше начать реализовывать свой потенциал. Но на наш взгляд, по-настоящему хорошие методики могут быть разработаны только на основе твёрдой теоретической базы, после того как проблема будет всесторонне изучена и будет сформирована единая психолого-педагогическая концепция.