Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 21:28, реферат
Цель данного реферата состоит в том, чтобы раскрыть понятие одаренности учащегося, рассмотреть одаренного учащегося как нестандартное явление в школе и выявить.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»…………..4
2.Признаки одаренности…………………………………………………………5
3.Взаимоотношения со сверстниками и педагогами……………………….…..7
4.Обучение детей в условиях общеобразовательной школы………………….11
5.Развитие детской одаренности в образовательной среде……………………19
Заключение………………………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………………….23
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»…………..4
2.Признаки одаренности…………………………………………………
3.Взаимоотношения со сверстниками и педагогами……………………….…..7
4.Обучение детей в условиях общеобразовательной школы………………….11
5.Развитие детской одаренности в образовательной среде……………………19
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
В настоящее время как зарубежными, так и отечественным сообществом востребован новый тип учащегося, учащийся-исследователь, самостоятельно ищущий и перерабатывающий информацию. Одной из основных задач, отечественного образования, является переориентация на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и эффективно, разумно действовать в современном меняющемся мире.
В этих условиях раскрытие потенциала одаренных и талантливых детей является актуальной задачей современного образования. Сегодня острой стала проблема детской одаренности: ищут и развивают таланты, создаются специальные фонды, школы, «фабрики звезд».
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области. Однако мировая практика работы с одаренными детьми указывает на то, что при отсутствии валидных методов идентификации одаренности эта работа может привести к негативным последствиям. Вместе с тем выбор психодиагностических процедур и методов работы с одаренными детьми определяется исходной концепцией одаренности. В связи с этим требуется серьезная просветительская работа среди учителей и работников народного образования, а также родителей для формирования у них научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности.
Сложность решения этих задач определяется наличием широкого спектра подчас противоречащих друг другу подходов к указанной проблеме, в которых трудно разобраться практическим работникам и родителям.
Цель данного реферата состоит в том, чтобы раскрыть понятие одаренности учащегося, рассмотреть одаренного учащегося как нестандартное явление в школе и выявить.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).
При этом особое значение имеют
собственная активность
ребенка, а также психологические механизмы
саморазвития личности, лежащие в основе
формирования и реализации индивидуального
дарования.
Одаренность часто проявляется
в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный
характер. Например, увлеченный техническим
конструированием ребенок может дома
с энтузиазмом строить свои модели, но
при этом не проявлять аналогичной активности
ни в школьной, ни в специально организованной
внешкольной деятельности (кружке, секции,
студии). Кроме того, одаренные дети далеко
не всегда стремятся демонстрировать
свои достижения перед окружающими. Так,
ребенок, сочиняющий стихи или рассказы,
может скрывать свое увлечение от педагога.
Таким образом, судить об одаренности
ребенка следует не только по его школьным
или внешкольным делам, но по инициированным
им самим формам деятельности. В некоторых
случаях причиной, задерживающей становление
одаренности, несмотря на потенциально
высокий уровень способностей, являются
те или иные трудности развития ребенка:
например, заикание, повышенная тревожность,
конфликтный характер общения и т.п. При
оказании такому ребенку психолого-педагогической
поддержки эти барьеры могут быть сняты.
Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
Наличие специфических стратегий
деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка
обеспечивают ее особую, качественно своеобразную
продуктивность. При этом выделяются три
основных уровня успешности деятельности,
с каждым из которых связана своя специфическая
стратегия ее осуществления:
1) быстрое освоение деятельности и высокая
успешность ее выполнения;
2) использование и изобретение новых способов
деятельности в условиях поиска решения
в заданной ситуации;
3) выдвижение новых целей деятельности
за счет более глубокого овладения предметом,
ведущее к новому видению ситуации и объясняющее
появление неожиданных на первый взгляд
идей и решений.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбив.
Предпочтение парадоксальной, противоречивой
и неопределенной информации, неприятие
стандартных, типичных заданий и готовых
ответов.
Высокая требовательность к результатам
собственного труда, склонность ставить
сверхтрудные цели и настойчивость в их
достижении, стремление к совершенству.
Психологические особенности детей, демонстрирующих
одаренность, могут рассматриваться лишь
как признаки, сопровождающие одаренность,
но не обязательно как факторы, ее порождающие.
Блестящая память, феноменальная наблюдательность,
способность к мгновенным вычислениям
и т.п. сами по себе далеко не всегда свидетельствуют
о наличии одаренности. Поэтому наличие
указанных психологических особенностей
может служить лишь основанием для предположения
об одаренности, а не для вывода о ее безусловном
наличии.
Следует подчеркнуть, что поведение одаренного
ребенка совсем не обязательно должно
соответствовать одновременно всем вышеперечисленным
признакам. Поведенческие признаки одаренности
(инструментальные и особенно мотивационные)
вариативны и часто противоречивы в своих
проявлениях, поскольку во многом зависимы
от предметного содержания деятельности
и социального контекста. Тем не менее,
даже наличие одного из этих признаков
должно привлечь внимание специалиста
и ориентировать его на тщательный и длительный
по времени анализ каждого конкретного
индивидуального случая.
В целом одаренные дети характеризуется высокой, по сравнению со сверстниками, адаптацией к школьному обучению и соответственно коллективу соучеников. Сверстники относятся к одаренным детям в основном с большим уважением. Благодаря более высокой обучаемости и творческому отношению к процессу обучения, в том числе социальным и бытовым навыкам, физической силе, многие одаренные дети пользуются высокой популярностью в коллективе сверстников. В тех школах, где обучение является ценностью, такие дети становятся лидерами, «звездами» класса.
Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: когда обучение становится слишком легким. Очень важно создать для этих детей оптимальные по трудности условия для развития их одаренности.
Во-первых, одаренный учащийся должен иметь реальную возможность не только знакомиться с различными точками зрения по интересующему его вопросу (в том числе и противоречащими друг другу), но и при желании вступать во взаимодействие с другими специалистами (учителями, консультантами и т.п.).
Во-вторых, поскольку позиция одаренного ребенка при этом может быть весьма активной, ему должна быть предоставлена возможность ее реализации. Поэтому учитель должен быть готов к тому, что его ученик может оспаривать чужие точки зрения (в том числе и весьма авторитетные), отстаивать свое мнение, обосновывать собственную точку зрения и т.п.
Некоторые типы одаренности учитель знает и хорошо видит у своих учеников, а другие — не только не видит, но и активно отрицает.
Типы одаренности, которые легко видит учитель:
Тип |
интеллектуальный |
академический |
художественный |
психомоторный | ||
Подтипы |
общие умственные способности |
способности специальной области знания |
широкие способности к обучению |
способности к усвоению в одной или нескольких областях |
||
Характеристика ученика учителем |
«умные», «толковые», сообразительные «светлые головы», «надежда школы», «вундеркинд» |
Медалисты, гордость школы |
и поет, и танцует, и превосходно рисует |
пониженные умственные способности у спортсменов | ||
Характеристика типа одаренности |
обладают глубокими знаниями, умеют самостоятельно их получать — глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, склонны к философствованию |
особые способности к обучению, умеют блестяще усваивать, то есть учиться. |
и поет, и танцует, и превосходно рисует |
учатся слабо из-за недостатка времени и желания. | ||
Познавательная сфера |
высокий интеллект, развитый ум, познавательная потребность |
познавательная потребность | ||||
Особенности |
отношение к урокам и учителям приводит к тому, что по одним предметам эти учащиеся учатся блестяще, по другим — нет. |
успеваемость не совпадает с уровнем способностей |
хорошо учатся при соответствующей мотивации |
Типы одаренности, которые не видит или не принимает учитель:
Тип одаренности |
креативность или творческая одаренность. |
лидерская или социальная одаренность. |
Характеристика ученика учителем |
бесперспективный, слабый |
отмечают «организаторские способности». |
Особенность типа одаренности |
нестандартность мышления, непохожий на других взгляд на мир. |
способность понимать людей, руководить ими |
Особенности |
Учатся слабо, (придумать им бывает легче, чем усвоить готовое). |
интерес к школьному обучению недостаточен |
Практики, работающие с детьми, признают, что существует большая группа одаренных детей, не успевающих в школе. В зарубежной психологии накоплено множество данных о том, что, одаренные школьники часто встречаются с трудностями в обучении. Специалисты выделяют среди них три группы:
Первая группа |
Вторая группа |
Третья группа |
Одаренность признается в школе, несмотря на отсутствие заметных успехов. При своих способностях могли бы учиться лучше, если бы не лень, отсутствие мотивации и уверенности в своих силах. |
Отставание некоторых способностей к учению проявляется со всей очевидностью, а их одаренность в школе не обнаруживается. |
Высокие и низкие способности взаимно маскируют друг друга. Их называют средними. |
Такие дети не могут с помощью традиционной коррекции справиться с проблемой, при усложнении обучения трудности возрастают, а потенциальные возможности подавляются сильнее.
Развитие личности этих детей редко вызывает значительную тревогу у педагогов и их родителей. Иногда у них выражены, как уже отмечалось выше, амбиции и критичность по отношению к учителям и сверстникам. В редких случаях конфликт с педагогом (чаще всего недостаточно профессиональным) все-таки возникает, принимая форму открытого противостояния, однако при спокойном и уважительном отношении к ученику этот конфликт можно сравнительно легко погасить.
Информация о работе Одаренный учащийся как нестандартное явление в школе