Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 21:28, реферат
Цель данного реферата состоит в том, чтобы раскрыть понятие одаренности учащегося, рассмотреть одаренного учащегося как нестандартное явление в школе и выявить.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»…………..4
2.Признаки одаренности…………………………………………………………5
3.Взаимоотношения со сверстниками и педагогами……………………….…..7
4.Обучение детей в условиях общеобразовательной школы………………….11
5.Развитие детской одаренности в образовательной среде……………………19
Заключение………………………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………………….23
Известно несколько десятков научных концепций одаренности, созданных в русле самых разных теоретических направлений. Многообразие концепций отражает сложность природы одаренности, невозможность выработки общих эталонов и стратегий развития для всех ее проявлений.
Существенный вклад в рассмотрение проблемы способностей и одаренности был сделан отечественным психологом Б.М. Тепловым, предвосхитившим многое в современных концепциях. По его мнению, для понимания одаренности целесообразно исходить из базового понятия способностей. Однако одаренность не сводится к сумме навыков и умений, хотя и требует наличия их в опыте человека. Одаренность развивается на основе врожденных задатков, то есть анатомо-физиологических особенностей. Ее развитие происходит только в условиях конкретной деятельности и тесно связано с теми конкретными требованиями, которые предъявляет человеку та или иная практическая деятельность.
Отечественный психолог Н.С. Лейтес показал, что очень часто одаренность носит только временный характер, когда в определенном возрастном периоде объединяются возможности сразу нескольких возрастов. Многие «вундеркинды» — это дети с ускоренным возрастным развитием. Такое ускорение часто носит только временный характер, и с возрастом эти дети заметно «усредняются», тускнеют.
Согласно концепции Дж. Рензулли, развитие одаренности основано на взаимосвязи трех конструктов: интеллекта выше среднего уровня, креативности (творческого потенциала) и приверженности задаче.
Несмотря на длительную историю изучения одаренности на Западе и в нашей стране, терминология еще не вполне установилась. Понятие «одаренность» имеет более 100 (!) различных определений, причем среди них нет ни одного, которое бы удовлетворяло психологов и педагогов.
Многие ученые отмечают, что дать строгое определение понятия «одаренность» весьма трудно. Этому мешает не только разнообразие научных подходов, но и противоречивость самого этого явления.
Мы будем использовать термин одаренность, имея в виду высокий уровень развития способностей, любых общих (умственных) и специальных. В.С. Юркевич, специалист по работе с талантливыми детьми, считает, что слово «способности» происходит от слова «способы». Одаренность характеризуется наличием более совершенных способов деятельности, которые применимы к самым разным сферам деятельности.
Заключение
Особенности динамики становления одаренности в детском возрасте оказывают влияние не только на уровень: достижений ребенка и формирование его личности, но и его дальнейшую судьбу.
Многие ученые отмечают, что дать строгое определение понятия «одаренность» весьма трудно. Этому мешает не только разнообразие научных подходов, но и противоречивость самого этого явления.
Чаще всего об одаренности детей говорят, если они опережают в своем развитии сверстников. Есть и другая одаренность, нестандартное видение, нешаблонное мышление.
В реальной практике работы с одаренными детьми зачастую основное внимание уделяется уже в той или иной степени проявившимся видам одаренности. Возможно, это является своеобразным отражением узкопрагматического подхода к феноменам детской одаренности.
Адекватное рассмотрение уникального по своей природе явления детской одаренности требует подхода, учитывающего как способности, так и особенности личности одаренного ребенка, его нравственного, духовного облика.
Список литературы
Информация о работе Одаренный учащийся как нестандартное явление в школе