Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 12:15, реферат
Проблема одарённости рассматривается различными областями психологии, такими как педагогическая и возрастная, поскольку одарённость проявляется на ранних этапах развития человека, то есть в детстве. Под одарённостью ребёнка понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одарённость» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития.
Введение
Проблема одарённости
Психологическим изучением детской одарённости и разработкой психолого-педагогических вопросов обучения и воспитания незаурядных детей долгое время в нашей стране занимались очень мало. В соответствии с господствующей идеологией считалось, что не нужно выделять особо способных детей, что все равны, что у каждого ребёнка можно «сформулировать» любые нужные качества.
В понятиях «задатки», «одарённость» усматривалось что-то идеалистическое, вредное. На положение дел в психологии сказывалось и изолированность нашей науки от зарубежной. Только в последние годы проблема различий детей по одарённости вызывает большой интерес. Несомненны реальность и значимость этой проблемы.
Каких детей можно считать
Вместе с тем в теоретическом плане российская психология имеет свои серьёзные накопления в области изучения способностей и одарённости. Такие учёные, как Б.М.Теплов и С.Л.Рубенштейн Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Я.Л.Коломинский, А.В.Захарова, А.Н.Леонтьев, Н.Л.Менчинская, В.С.Мерлин, А.В.Петровский, Д.И.Фельдштейн, Г.А.Цукерман, В.Э.Чудновский, Д.Б.Эльконин, В.Д. Шадриков ,В.Н. Дружинин О.Б.Крушельницкая, Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин и другие внесли огромный вклад в понимание одарённости. Теперь, на современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, одна из самых актуальных задач школы.
Объектом исследования выступает одарённость, как уровень развития способностей, предметом – развитие одарённости в процессе онтогенеза. Целью данной курсовой работы является изучение развития одарённости в процессе онтогенеза. Для достижения поставленной цели в курсовой работе задачами является:
Исследования понятия
Изучение возрастных особенностей и развитие личности одарённых детей, рассмотреть личностные факторы в становлении одарённости и взаимосвязь одарённости и адаптации человека
Методом исследования является анализ теоретической литературы.
1. Общее представление об одарённости
1.1 Понятие «одарённость»
Понимание термина «одарённый» претерпело значительные изменения на протяжении ХХ столетия. Сначала это понятие относилось только к взрослым, достижение которых считались выдающимися. /14, с.86./ Затем его стали применять к детям, имея в виду их интеллектуальное развитие, исключительные успехи в учении. К одарённым относились дети, которые оказывались в числе нескольких процентов имеющих высокие показатели по степени интеллекта. Однако жизнь постоянно вносила поправки в прогнозы, которые делались на основе тестов: высокие показатели умственного развития не гарантируют ни очень успешную карьеру, ни выдающие творческие достижения. В тоже время дети с более скромными показателями коэффициента интеллектуального развития попадают в число людей, влияющих на прогресс, меняющих жизнь общества. Подобные недоразумения заставляли вновь и вновь обращаться к содержанию термина «одарённый», и частности, к вопросу, какие виды одарённости ещё недостаточно изучены исследователями и практиками.
Уже в 20–е годы психологи выделяли так называемые специальные таланты. К ним относили «технический, коммерческий, научно - академический, художественный, социальный (политического деятеля, педагога и других)» /8, с11/
В 30–годы многие специалисты (Ревеш Г., Штерн В.) стали выступать против исключительного использования тестов интеллекта для выявления одарённых детей. Например, в случае творческих достижений требуется нестандартный подход, оригинальность, за которыми стоят успешная переработка и организация нового материала или опыта.
Со временем и накоплением опыта
определение одарённости
И, наконец, только в 1972 году в официальном докладе государственного отдела образования США конгрессу было предложено следующее определение, которым пользуются американские специалисты до настоящего времени.
«Одарёнными и талантливыми детьми можно назвать тех, не, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Перспективы таких детей определяются уровнем их достижений и потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах:
-интеллектуальной;
-академических достижений;
-творческого или
-лидерства и общения;
-художественной и
Так, известный исследователь и
психолог Дж. Рензули в своём подходе
к определению одарённости
- познавательная мотивация;
- интеллект;
- креативность;
- регулятивный фактор./10, с.105/
Углубленные исследования последующих
лет привели к тому, что уже
признанные виды одарённости стали
рассматриваться
1.2 Возможности определения
В современных психологических
концепциях одарённость рассматривается
как целостная система
Такое определение одарённости требует комплексного подхода. Этот подход предполагает использование целостной системы качественных и количественных данных о развитии когнитивной (внимания, интеллекта, творческого мышления, памяти), эмоциональной, волевой, мотивационной сфер личности ребенка, об особенностях его окружения (семьи, школы, друзей), полученных из максимально возможного числа источников субъективной и объективной информации. Чем более разнообразные сведения о развитии ребёнка будут использованы, тем более полно и разносторонне может быть определена его одарённость.
Помимо расширения самого понятия «одарённость» в последние годы была экспериментально показана целесообразность обучения по специальным программам детей, чей уровень развития опережает средний для данного возраста. Для определения таких детей разрабатываются специальные, особые критерии и методы психологической диагностики одарённости.
Среди многочисленных (более ста) теорий одарённости многие специалисты выделяли те, в которых она определяется по уже признанным обществом достижениям, и изучаются качества психики, характеризующие выдающихся людей, в том числе и ретроспективно в детском возрасте. Однако, данные об их психологических особенностях и условиях развития крайне противоречивы. /13, с.135/
Другие теории определяют одарённость ребёнка как его потенциальную возможность к выдающимся достижениям в будущем. Такое определение одарённости требует решения вопроса не только о том, какие достижения (открытия, творческое произведение, общественное признание, социальный статус и другое) следует считать выдающимся, но и том, какие качества ребёнка в каком возрасте и при каких условиях могут их надёжно предсказать.
Традиционно, чаще всего к одарённым относят детей, которые значительно опережают в развитии большинство своих сверстников и демонстрируют неординарные успехи, отличную успеваемость, грамоты и медали, победы на конкурсах, олимпиадах и так далее. Действительно, такие «победители» чаще получают высшее образование, учёные степени и признание в своей области, чем их менее успешные ровесники. Но, вместе с тем, достаточно много случаев большей успешности в профессиональной деятельности тех, кто не отличался ранними достижениями, поскольку успех может, определятся как одарённостью, так и стремлением к внешнему признанию, «натасканностью», умением манипулировать людьми, везением./20, с.135/
Другим важнейшим показателем детской одарённости признаются способности к познанию и творческому освоению нового. Ведущую роль в изучении детей с необыкновенными для их возраста познавательными возможностями играет качественный анализ индивидуального своеобразия их развития на протяжении длительного периода. /10, с.89/
Так, Н.С. Лейтесом были описаны индивидуально - типические феномены умственной одарённости в младшем, среднем и старшем школьном возрасте. Его данные продемонстрировали условность понятия «одарённые дети», невозможность разделить индивидуальные (сравнительно постоянные) и возрастные (временные) моменты, отвечающие за высокий уровень развития каждого ребёнка в том или ином возрасте, что делает прогноз его будущих достижений весьма проблематично.
Формализованные, тестовые методы диагностики способностей детей также не обеспечивают достаточно надёжного прогноза, что приводит некоторых психологов к выводу о том, что ранняя диагностика бесполезна и даже вредна. Решение этой проблемы состоит в переносе акцента с попытки угадать будущих «гениев» на создание условий, максимально соответствующих особым потребностям и возможностям одарённых детей на каждой возрастной ступени развития.
Таким образом, важнейшая цель психодиагностики одарённости состоит не в отборе, а в классификации одарённых детей с точки зрения их будущих достижений, а также в выявлении их психологических особенностей и обеспечении для них таких условий воспитания и обучения, которые позволили бы им максимально реализовать свой потенциал на каждом возрастном этапе развития. При этом одарённый ребёнок выступает как субъект своего развития, осуществляемого в активном взаимодействии с окружением, а психодиагностика становится звеном, обеспечивающим связь его потребностей и возможностей с процессом обучения./18, с.140/
Основными методологическими принципами такой диагностики является: комплексность и системность обследования; возрастной подход (учёт специфики возраста), выявление как реальных, так и потенциальных возможностей; использование качественных и количественных данных, субъективной и объективной информации; динамической (лонгитюдный) подход - обеспечение длительных (или повторных) обследований и преемственности их показателей. Но соблюдение этих принципов требует определённого уровня инструментального оснащения, то есть обоснованной и надёжной системы диагностических методик, предназначенных для одарённых детей.
Широкое распространение получил методический подход, ориентированный на изучение общих закономерностей развития одарённых детей и использующий формализованные средства диагностики: школы, тесты, опросники и другое. Научные данные доказывают его полезность, особенно для лонгитюдных исследований динамики одарённости у детей в зависимости от возраста, пола, образования, социокультурных условий. /4,с.105/
Результаты лонгитюдных
По известной концепции Дж. Рензулли, одарёнными признаются дети, которые наряду с интеллектуальным развитием выше среднего уровня характеризуются сильной увлечённостью задачей и высоким творческим потенциалом. Для выявления творческой одарённости созданы соответствующие тесты, принципиально отличны по своему психологическому содержанию от интеллектуальных тестов. Хотя интеллектуальная и творческая одарённость в психологическом отношении представляют значительную ценность, но вопрос о природе и психологическом содержании этих различий представляет как теоретический, так и практический интерес.
Полученные в лонгитюдном
Следующим пунктом этой главы рассматриваются виды одаренности, выделенные и описанные такими исследователями, как Н.С.Лейтес, А.М. Матюшкин, Е.И.Щебланова и другими.