Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 12:15, реферат
Проблема одарённости рассматривается различными областями психологии, такими как педагогическая и возрастная, поскольку одарённость проявляется на ранних этапах развития человека, то есть в детстве. Под одарённостью ребёнка понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одарённость» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития.
В свете всего сказанного представляется, что обозначения необыкновенных проявлений детей, их особых умственных возможностей, правильно было бы употреблять термин «возрастная одарённость». Он показывает, что признаки одарённости ребенка могут возникать из возможностей детства. Употребляя термин «возрастная одаренность», мы привлекаем внимание к тому, что характеризуем именно ребенка с определёнными возрастными чертами, которые не всегда предопределяют его будущие особенности.
Таким образом, подход к признакам детской одарённости требует различия двух аспектов: собственно возрастного и собственно индивидуального. Для этого надо, прежде всего, знать об особых возможностях периодов детства - это фон и предпосылка для проявлений индивидуальной одаренности. Только опираясь на сведения о возрастной одаренности и, о разных вариантах, типах хода возрастного развития, можно более обосновано подойти к оценке индивидуальности ребенка.
2.3 Взаимосвязь одарённости и адаптации человека
По данным многочисленных исследований, дальнейшее развитие одарённых детей может протекать по-разному. Один из наиболее часто встречающихся вариантов - это постепенное выравнивание их со сверстниками по уровню способностей. Поэтому в отношении к одарённым детям нередко проявляется известный скептицизм и осторожность. Известно, например, такое выражение: «У вундеркиндов все будущее - в прошлом». Однако, известно, что многие талантливые, в разных областях, люди развивались в детстве с опережением своих сверстников. Вундеркиндами были, например, такие выдающиеся личности, как Н. Винер, И.И. Мечников, Г.В. Лейбниц, М.В. Ломоносов, В. Гюго, А.С. Грибоедов и другие. Это значит, что по отношению к одарённым людям не исключается и долговременный прогноз.
Обращая особое внимание на детей с ранними умственными достижениями, неверно было бы думать, что у других детей, не показывающих ранних признаков одарённости, в дальнейшем не смогут развиться выдающиеся способности. Уже стал хрестоматийным пример А. Эйнштейна, который являлся ярким представителем «антивундеркиндного» типа развития. Он начал поздно говорить, а в школе считался «тугодумом».
Причины такого типа развития одарённости
могут быть различными. Так, например,
не проявляющиеся ранее
Поэтому школьному психологу и педагогу необходимо как можно раньше заметить в ребенке проявление способностей и организовать соответствующий его развитию уровень обучения, который не сдерживает и тормозит, а обеспечивает наилучшие условия для развития детских способностей, Однако практика показывает, что сделать это не так просто. У одарённых детей в школе возникает множество проблем, главная из которых неуспеваемость.
Результаты исследований показывают, что учителя, родители и дети по-разному отвечают на вопрос: «Кто виноват в учебных неуспехах одарённого школьника?». Учителя ставят под сомнение способности ребенка, степень его подготовки или желание учиться, обвиняют родителей в неумении заставить ребенка работать. Родители видят проблему в несоответствии учителя потребностям и способностям ребенка или обрушиваются на ребенка с обвинениями в упрямстве и желании делать по - своему, а не слушать взрослых. Дети винят учителей, но часто переживают чувство вины, интегрируя отношения и высказывания учителей, родителей, сверстников в заключении, что именно с ними происходит что-то неправильно. /20, с.41/
Неудачи одарённых школьников в
учении порождаются сложным
Частая конфронтация с окружением требует от них научиться либо преодолевать возникающее напряжение и развивать продуктивное поведение, либо подавлять свои творческие потребности, что ведет к личностному разрушению, агрессии, или апатии. /6, с.74/
Практика показала, что те трудности в обучении, с которыми сталкиваются одарённые дети в школе, чаще всего не подаются частной коррекции, а требуют пересмотра всей системы учебно-воспитательного процесса. Если дети с опережающим развитием остаются среди своих одноклассников, им нечего делать на уроках, поскольку им не хватает умственной нагрузки, необходимой для развития, учение дается им слишком легко. Поэтому часто встает вопрос о переводе ребёнка досрочно в старшие классы. Па этот счёт нет единой точки зрения. Если переводить ребёнка в старшие классы, не соответствующие его возрасту, но адекватные его умственному развитию, его развитие не будет задержано, стимулируемые новой информацией, не будут угасать его познавательные потребности.
Еще одним отрицательным фактором станет нарушение общения со сверстниками, трудности при вхождении в новый коллектив, состоящий из старших детей. Всё это может привести к изменениям и даже деформации личности. Поэтому важно избегать двух крайностей. Одна из них состоит во мнении, что развитие такого ребенка не требует никакого участия, но подобное невмешательство учителя может оказаться пагубным для развития способностей. Другая крайность - это чрезмерное вмешательство в формирование способностей. Нервная система ребёнка неустойчива, возможности детского мозга ограничены.
Перегрузка, чрезмерное утомление могут вызвать изменения в состоянии здоровья ребёнка и отрицательно сказаться на дальнейшем ходе его развития. Желание взрослого заставить выучить его как можно больше, может свести на нет у ребенка охоту к учению, деформировать его познавательные потребности.
Таким образом, следует придерживаться принципа, который состоит в том, чтобы найти правильный индивидуальный подход к одарённому ребёнку, основанный на его особенностях. В этой связи представляет интерес, проведённый Н.С Лейтесом, анализ спада проявлений детской общей одаренности к концу школьного возраста. Он выявил типичные причины этого спада. Во–первых у некоторых детей опережение в начальном обучении связано с развитием таких особенностей, которые в дальнейшем утратили своё значение, например, раннее вербальное развитие или раннее умение вычислять позволяет ребенку быть первым в младших классах, но по мере того, как все остальные учащиеся догоняют его, он перестает выделяться своими успехами в классе. Во-вторых, встречаются дети, у которых активность мысли, ее своеобразие, изобретательность проявляются в оперировании абстрактными понятиями, схемами и возрастающие требования к анализу конкретного содержательного материала затрудняют, тормозят активность. В-третьих, нередки случаи, когда недостаток работоспособности, трудолюбия, упрямства, неумение преодолевать трудности могут стать преградой в развитии способностей. В-четвёртых, возможные с возрастом изменения направленности личности, связанные с потерей интереса к умственным занятиям, с безразличием к учению, могут приостановить развитие способностей.
Проанализировав особенности одарённости учащегося школьный психолог должен воспрепятствовать угасанию его способностей, привлекая себе в союзники учителей, родителей и самого ребёнка.
Так, если в основе успехов ребенка лежит небольшое опережение в темпах приобретения им некоторых умений и навыков, не стоит заранее говорить о его большой одарённости. Надо по возможности подготовить самого ребёнка и родителей к тому, что его «особенность» носит временный характер.
У детей, у которых выявлена недостаточная
работоспособность и
Заключение
Разные авторы, в разное время по - разному трактовали понятие одарённость. Обобщая все эти определения, можно говорить о том, что одарённость - это врождённая способность человека к успешному освоении некоторой, достаточно сложной деятельности.
Одарёнными называют людей, имеющих хорошие задатки к развитию способностей, необходимых для соответствующего вида деятельности. Но быть одарённым не значит быть способным, так как человека легко может освоить любой вид деятельности и добиться в нём успехов. Существуют разные по своей направленности, по содержанию деятельности или условиям развития, виды умственной одарённости. Каждый из них имеет свою специфику и динамику развития.
Внимание к одаренному ребенку не должно исчерпываться лишь периодом его обучения. Опыт, многих специалистов ,в своих исследованиях показывает что значительные трудности одарённые люди испытывают и в периоде профессионального и,самоопределения в самом,в дальнейшем процессе творчества. Другими словами таланту нужна постоянная забота всего общества.
Личность одарённого ребёнка несет на себе явные свидетельства его незаурядности, так как и уровень, и индивидуальное своеобразие деятельности ребёнка определяется, прежде всего, личностью, до определённой степени «управляющей» его активностью. Понимание личностных особенностей одарённого ребёнка особенно важно в случаях так называемой «скрытой» одарённости, не проявляющейся до определённого времени в успешности деятельности. Именно своеобразные черты личности, как правило, тесно связанны с одарённостью, заставляют педагога или школьного психолога предположить у такого ребёнка наличие повышенных возможностей. Главная сложность в понимании и оценки проявлений умственной одарённости в годы детства - переплетение в них возрастных и собственно индивидуальных свойств. Необычные проявления ребёнка могут быть чем–то временным, связанным только с определённой порой жизни.
Поэтому существенной задачей является
увидеть в признаках
Библиографический список