Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 14:27, реферат
В любой науке, для подтверждения или опровержения теоретических разработок, используется эксперимент. Не исключение, применение такой методики проверки, и в психологии. Применение эксперимента в такой специфической науке как психология, многим отличается от такого рода исследований в других сферах научной деятельности. Например, если физик изучает лазер, то он точно знает предмет своего изучения, А что же, специалист в области психологии, может рассматривать и изучать? Ведь психика это не тот предмет, который можно увидеть, поэтому, лишь основываясь на ее проявлениях, поведении объекта исследования, можно делать какие-то выводы и заключения.
Введение………………………………………………………………………………
Эксперимент. Его виды……………………………………………………...
Этапы психологического эксперимента……………………………………………………………….....
Заключение……………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………………
Реферат по психологии:
«Один из основных методов психологического исследования - эксперимент».
2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
В любой науке, для подтверждения или опровержения теоретических разработок, используется эксперимент. Не исключение, применение такой методики проверки, и в психологии.
Применение эксперимента в такой специфической науке как психология, многим отличается от такого рода исследований в других сферах научной деятельности. Например, если физик изучает лазер, то он точно знает предмет своего изучения, А что же, специалист в области психологии, может рассматривать и изучать? Ведь психика это не тот предмет, который можно увидеть, поэтому, лишь основываясь на ее проявлениях, поведении объекта исследования, можно делать какие-то выводы и заключения.
При этом следует учитывать,
что такие понятия как
Эксперимент как метод исследования – очень важный и, в некотором роде, тонкий процесс, относиться к которому, следует с не меньшей ответственностью, чем физик – ядерщик к своим опытам. Данная работа поможет разобрать анализ сущности психологического эксперимента и этапов его проведения.
1. ЭКСПЕРИМЕНТ. ЕГО ВИДЫ.
Согласно формальных оснований
выделяются несколько типов
Первый тип эксперимента,
т.е. поисковый, проводится в случаях,
когда не известно о существовании
причинной связи между
В случаях, когда выдвигается мнение о наличии качественной связи, между исследуемыми переменными, выдвигается гипотеза о подтверждении либо об опровержении таковой. Тогда уместным будет проведение подтверждающего эксперимента, который выявит вид функциональной качественной связи между зависимой и независимой переменной.
Любое исследование имеет в своей основе план, согласно которого, определяются основные направления действий. Алгоритм проведения исследования, можно разделить на следующие пункты:
- выдвигается теория (гипотеза)
о наличии качественной
- следующим этапом будет
проведение поискового
- если же, выдвинутая ранее,
гипотеза не подтвердилась, то
выдвигается иная качественная
гипотеза и вновь проводится
поисковый эксперимент, при
- и как следствие –
проведение подтверждающего
- завершающим этапом будет подтверждение, или уточнение, или опровержение выдвинутой гипотезы.
В практике исследований в области психологий, для характеристики различного рода экспериментов, используют такие понятия как:
- «критический эксперимент»;
- «пилотажное исследование»,
он же «пилотажный эксперимент»
- «полевое исследование»,
он же «естественный
Для проверки всех представленных и возможных теорий, используют «критический эксперимент». Доказанность хотя бы одной из выдвинутых предположений, ведет за собой опровержение всех остальных альтернативных вариантов. Состав и проведение такого эксперимента в психологии, требует наивысшего уровня разработки теоретической основы и профессионального планирования. Т.к. в такой специфической науке как психология, эмпирические исследования преобладают над дедуктивными моделями, поэтому критические эксперименты проводятся крайне редко.
Такое понятие как «пилотажный эксперимент» применяется для определения первоначального пробного эксперимента (или серии экспериментов), которые выявляют основные подходы к будущим исследованиям, а также помогают разработать тщательный план. Как правило, исследование такого рода, проводят в преддверии большого, требующего больших затрат, эксперимента, что, в конечном итоге, помогает сэкономить время и деньги. Основной особенностью проведения «пилотажного эксперимента» будет тот факт, что оно охватывает меньшую выборку испытуемых, ведется без строгого плана и контроля над внешними переменными. Надежность, получаемых в таком случае, данных не велика, но ее результаты позволяют выявлять, а в дальнейшем и избегать, грубых ошибок, связанных с выдвижением гипотезы, дальнейшем планированием и контролем переменных. Также с помощью такого эксперимента можно существенно сузить поисковую зону, более точно сформировать гипотезу и уточнить методику проведения более конкретных исследований.
Для «полевого исследования» необходимы данные о связях между реальными переменными в повседневной жизни. По своей сути эксперименты такого типа относятся к квазиэкспериментам, т.к. при его проведении, контролировать внешние переменные, не представляется возможным, определять и отбирать группы с распределением испытуемых, управлять независимой переменной и точно регистрировать зависимую. Но в таких случаях как, например, в психологии развития, или труда, или социальной психологии, единственно возможным способом получения научных данных является «полевой эксперимент». Приверженцы эксперимента такого типа утверждают, что лабораторные эксперименты являются искусственными и дают такие же результаты. При этом влияние внешних факторов, которым подвержены полевые испытания, значительно больше, чем при лабораторных условиях проведения. Поэтому, проводящие испытания, психологи планируют ведение естественного эксперимента таким образом, чтобы схема его проведения была максимально приближена к схеме проведения лабораторных испытаний, а после чего, проверяют полученные результаты, более строгими методиками.
Также существуют идеальный и реальный эксперимент.
Идеальный эксперимент (ввел понятие Д. Кемпбелл) предполагает полный контроль над зависимой переменной при возможности изменять исследователем независимую, а другие условия эксперимента остаются неизменными. Идеальный эксперимент предполагает неизменность характеристик испытуемых во времени, их эквивалентность, отсутствие самого времени и возможность проводить исследования бесконечно. И, как следствие этого – проведение всех экспериментальных воздействий одновременно.
Реальный эксперимент противостоит идеальному. Он, в свою очередь, предполагает изменения не только интересующих исследователя переменных, но и ряда других условий. Соответствие этих видов эксперимента (идеальный и реальный) выражается в такой характеристике как внутренняя валидность.
Внутренняя валидность – это достоверность результатов, которые обеспечивает реальный эксперимент по сравнению с идеальным, и характеризует меру влияния на изменения зависимой переменной от тех условий независимой переменной, которые предоставляет экспериментатор.
2. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА.
Каждое исследование начинается с определения темы, ограничивающей область проведения, круг проблем, выбор предмета, объекта и метода. Но первым и самым важным этапом любого исследования, является первичная постановка проблемы. Исследователь должен сразу отчертить себе круг тех проблем, которые его не устраивают в современной психологии, понять, где и какие существуют противоречащие друг другу теории, определить пробелы в знаниях и т.д.
Эмпирическое исследование следует проводить в трех основных случаях:
Следовательно, непосредственно эксперимент применяется для обнаружения причинной связи явлений.
Этапом, следующим после постановки первичной цели, является работа с научными изданиями. Требуется разобраться с теми данными, которые были получены другими исследователями такой же гипотезы. На сегодняшний день в помощь специалисту даны всемирная сеть, различные книжные издания и журналы, научные издания и т.д.
Для начала работы необходимо найти и определить базовые понятия, содержащиеся в разного рода психологических словарях. Рассмотрев при этом, эти же понятия, встречающиеся в энциклопедиях и справочниках, смежных дисциплин. Там же и следует искать ссылки на основные публикации по выбранной проблеме.
Следующим шагом будет составление, с помощью библиотечных систематических каталогов, библиографии по выбранной теме исследования. А предварительное знакомство с темой исследования можно получить на страницах реферативных журналов. Современным отечественным журналом такого рода, издаваемом ВИНИТИ, является - «0.4. Биология. Раздел 0.4.II. Психология». Также следует обратить внимание ни зарубежные издания. Одним из самых авторитетных является Psychological Abstract, который издается Американской психологической ассоциацией. В этом издании находится большинство кратких аннотаций к работам, которые выходят в англоязычных психологических журналах. Более детальную информацию об исследованиях, которые относятся к выбранной проблеме, следует искать в статьях научных журналов, сборниках и монографиях. Рекомендуемые и являющиеся, на сегодняшний день, наиболее авторитетными российскими изданиями журналами выступают: Российская академия наук – «Психологический журнал», «Вопросы психологии»; издательство МГУ – «Вестник МГУ. Серия – психология»; орган Российского психологического общества «Школа здоровья»; Центр им. Л. С. Выготского «Диагностика, адаптация, развитие»; Институт психологии РАН «Иностранная психология».
Как результат кропотливой работы над научными изданиями, будет уточнение гипотезы, возникновение новой и рождение плана экспериментального исследования. Вполне возможен и такой вариант развития событий, при котором исследователь психолог может отказаться от выбранной темы, т.к. она слишком сложна для данного этапа работы, либо уже исследована со всех сторон, и добавить что-либо, не представляется возможным.
Следующим этапом проведения исследования, будет уточнение гипотезы и определение переменных, т.к. первичная постановка вопроса уже предполагает варианты ответа. Мало того, что экспериментальная гипотеза, в отличие от теоретической, должна обязательно быть сформулирована и представлять собой выражение «Если…то…», так она обязана быть конкретизированной (операционализированна). Что означает полный контроль, входящих в эксперимент переменных А и В, т.е. А – ведется контроль исследователем, В – регистрируется и контролируется с помощью аппаратуры. Именно определение самих переменных и их конкретизирование, будет завершать этап уточнения гипотезы, и, как следствие, уточнение предмета экспериментального исследования – той стороны психики, которая обрабатывается экспериментальным воздействием, и которая регулирует поведение, регистрируемое в ходе эксперимента. В любом эксперименте, психическая реальность, выступает в качестве «переменной-модератора» или «промежуточной переменной».
Сам психолог не управляет
психической реальностью, он воздействует
на психику испытуемого через
внешние параметры ситуации. При
этом считается, что между «переменной-
Необходимо отметить, что, имеющие место в различного рода бюрократических документах требования обязательного описания актуальности, новизны и значимости и т.д. к организации и планированию реальной научной деятельности не имеют никакого отношения.
Для продолжения эксперимента необходимо определиться с внешними, влияющими на зависимую, переменными и операционализировать их.
Экспериментатор обязан выбрать исследовательский инструмент, позволяющий ему:
- управлять независимой переменной;
- регистрировать зависимую
переменную – должна
От того, какая будет выбрана методика, зависит характер применяемой в эксперименте аппаратуры. Она может быть самой разнообразной. Единственное чего следует избегать – это перегрузка испытуемого различными тестами. К огромному сожалению, не налажен выпуск, такого рода, аппаратуры в России и не разработан стандарт оборудования для лабораторных исследований. А выпуск различных тестовых приборов, не удовлетворяет требования современных исследователей в области психологии. Поэтому, практически вся аппаратура, на сегодняшний день, изготавливается «кустарным» путем, или используется специализированное медицинское оборудование.
Информация о работе Один из основных методов психологического исследования - эксперимент