Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 14:27, реферат
В любой науке, для подтверждения или опровержения теоретических разработок, используется эксперимент. Не исключение, применение такой методики проверки, и в психологии. Применение эксперимента в такой специфической науке как психология, многим отличается от такого рода исследований в других сферах научной деятельности. Например, если физик изучает лазер, то он точно знает предмет своего изучения, А что же, специалист в области психологии, может рассматривать и изучать? Ведь психика это не тот предмет, который можно увидеть, поэтому, лишь основываясь на ее проявлениях, поведении объекта исследования, можно делать какие-то выводы и заключения.
Введение………………………………………………………………………………
Эксперимент. Его виды……………………………………………………...
Этапы психологического эксперимента……………………………………………………………….....
Заключение……………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………………
Центральный этап всего исследования – это планирование. Основной целью которого является выделение внешних переменных, которые могут повлиять на зависимую переменную. Планирование необходимо также для обеспечения внутренней и внешней валидности. Рекомендация – использование различных техник контроля внешних переменных.
Следующим, очень важным шагом, выступает экспериментальный план, а именно его выбор и разработка. Качество которого будет зависеть: от числа переменных, подлежащих контролю; от возможностей ситуации для проведения эксперимента и т.д. Если же исследователь ограничен временем и ресурсами, то выбор падает на максимально простые планы. Также находят применение и более сложные планы, например, при контроле большого количества независимых переменных и учета множества других переменных.
Согласно разработанным планам, проводится отбор и распределение испытуемых по группам. После отбора, полученную совокупность испытуемых, которая, может стать, объектом испытания обозначают как популяцию или генеральную совокупность. А, участвующих в исследовании людей или животных, обозначают как выборка, состав которой должен моделировать генеральную совокупность, т.к. полученные результаты распространяются не только на представителей той или иной выборки, а на всех в популяции.
Одним из основных требований, предъявляемом к выборке, является репрезентативность, т.к. выборка должна как качественно, так и количественно представлять генеральную совокупность. Для эквивалентности всех групп, испытуемые должны быть распределены по экспериментальным и контрольным группам. Масса приемов определения выборки находится в распоряжении исследователя.
Наиболее ответственная часть исследования, требующая от исследователя не только определенных знаний и навыков, но и способность к экспериментированию, является проведение эксперимента. Необходимо кратко остановиться на основных этапах проведения эксперимента:
Исследователь проводит подготовительный этап исследования, занимается поиском помещения и необходимого оборудования. При необходимости, проводится несколько пробных запусков будущих экспериментов. Пишутся и проходят проверки различные инструкции, что является очень важной деталью.
Все инструкции должны включать в себя различные мотивационные компоненты, т.к. испытуемые должны знать, что принесет им участие в исследованиях. Например, это может быть денежное вознаграждение, информация о его способностях и чертах характера, помощь в решении различных внутренних проблем и т.д. Проводится это в целях успокоения и расслабления испытуемых, потому что обстановка эксперимента вызывает у некоторых чувства тревоги и паники. После ознакомления с инструкциями, необходимо проверить, как она усвоилась, т.к. скорость понимания зависит от множества факторов и различна у всех испытуемых.
Перед началом процесса экспериментирования,
обязательно следует убедиться,
что испытуемый дееспособен, здоров
и готов к участию в
Следующим этапом исследования следует выделить – выбор методов статистической обработки, их проведение и интерпретация результатов.
Как правило, способы и методы обработки полученных данных оговариваются еще на стадии разработки плана, а может быть и раньше, в процессе выдвижения гипотезы. Поэтому экспериментальная гипотеза переходит в статистическую.
В экспериментальном исследовании существует немного типов статистических гипотез:
Следует помнить, что статистика дает оценку не о наличии, а о достоверности сходств и различий результатов различных групп.
Завершающим этапом исследований, является написание выводов и описание результатов. А, непосредственно итогом эксперимента, является подтверждение или опровержение, ранее выдвинутых, гипотез, и причины зависимости между переменными.
Одним из решающих аргументов в пользу принятия экспериментальной гипотезы, является подтверждение некоторых статистических гипотез. Исследователь, проделав невероятно интересную работу, сравнивает полученные данные с результатами исследований, сделанных ранее. На основании этого он делает выводы о причинах сходства или различия результатов, а также выдвигает новые, подлежащие к дальнейшему исследованию, гипотезы. И как итог, он переводит полученные данные в теоретические определения. И основным вопросом, требующий ответа после проведения эксперимента, является «Можно ли считать опровержение или подтверждение эмпирической гипотезы подтверждением или опровержением той или иной теории?».
Итак, конечным продуктом любого исследования будет написанная статья, монография или публикация.
Для закрепления изученного, целесообразно привести пример эксперимента в области психологии: исследование Интернет общения.
Цель исследования: изучение особенностей через Интернет.
Были сняты первоначальные данные: проведен опрос молодых людей в возрасте от 21 до 30 лет с высшим и незаконченным высшим образованием. Пол значения не имел, профессиональная принадлежность также была разная, проведены анализ переписки, опросы, наблюдения за общающимися людьми.
Посредством сети Интернет
могут общаться знакомые люди, т.к. в
некоторых ситуациях это
Также происходит и общение между незнакомыми людьми, что происходит в следующих ситуациях:
1. Находящиеся в поиске новых знакомств и общения. Желающие перевести их в реальную жизнь. Посредством Интернета возможность появления новых знакомств поднимается на новый уровень. Такими видами общения, в первую очередь, нуждаются те, которые испытывают затруднения в налаживании первого контакта в реальной жизни.
2. Участники общения в сети, которые не стремятся к переводу знакомства в реальную жизнь.
Были выявлены следующие
особенности общения через «
- Анонимность.
Невзирая на возможность получения реальных анкетных данных и фотографии собеседника, невозможно определить реальную картину представленной личности, т.к. очень часто можно видеть намеренное скрытие реальных данных о себе. И как итог, появление полной безответственности по отношению к другим участникам общения, вплоть до оскорбления, появление возможности передачи ложной информации, полная безнаказанность общающихся людей.
- Добросовестность.
Каждый пользователь добровольно находит собеседников, отказывает в общении и прекращает его. В помощь этому, разработана специальная система знаков передачи эмоций.
- Ролевость.
Как правило, большинство пользователей подают себя по-другому, чем в реальности, при этом воспринимают своего собеседника через домысливание его образа. И порой разные эмоции испытывают люди, которые перенесли общение из виртуального в реальный мир, это может быть как разочарование, так и восторг.
На фоне всего этого выделяются следующие причины обращения к сети Интернет для общения:
- Не до конца наступившее удовлетворение от общения в реальной жизни.
Как показал опрос, пользователи воспринимают общение через Интернет как второстепенное или некоторую игру, при этом предпочитая реальные контакты. Они используют сетевой разговор в тех случаях, когда реальное общение, по тем или иным причинам, затруднено. Эта категория исследуемых пользователей, легко откажется от такого общения, будучи полностью удовлетворенными реальными встречами и разговорами.
Общение в Интернете, это в основном, реализация таких качеств личности и ее роли, которые не могут найти реализации в реальной жизни или тщательно скрываются самим пользователем.
Для примера можно взять женатого мужчину, социальный статус которого не соотносится с активным флиртом и романтическими взаимоотношениями. Но общение через сеть позволяет активно флиртовать и переводить такие отношения на более интимный уровень, вплоть до порнографического, невзирая на статус мужчины или женщины. Пятьдесят процентов опрошенных, состоящих в браке респондентов, отмечают, что Интернет позволяет им иметь романтические взаимоотношения на стороне. При этом описывают точно такую же ситуацию респонденты, не состоящие в браке, только лишь семнадцать процентов.
Общение в глобальной сети, позволяет его участникам, реализовать любое проявление своего эго, которое в реальной жизни не получится, в силу некоторых личностных особенностей. И отличительной особенностью такого общения от реального, является получение психотерапевтической помощи. Люди общаются более доверительно, выносят на обсуждение различные темы и проблемы, показывают заинтересованность и открытость для контакта.
Единственное, что может
побудить исследователя к волнению
– это вопрос этики в проведении
экспериментов. Это может произойти
потому, что чаще всего психолог-исследователь
является не только сторонним наблюдателем,
а все делает для того, чтобы
воздействовать на сознание испытуемых.
Как сделать прогноз на результаты
такого воздействия на подсознание?
И, как оценить влияние таких
воздействий на чистоту эксперимента?
Но это тема для дальнейших исследований
в области психологических
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подведя итог проделанного исследования можно сделать следующие выводы:
На сегодняшний день эксперименты делят: на исследовательские, подтверждающие и поисковые. Они обладают некоторыми различиями между собой, которые обусловлены уровнем разработанности поставленных проблем и наличием знаний о зависимости зависимой и независимой переменной. Также используют различные понятия экспериментов, проводя которые достижение результата является величиной необходимой.
Любое исследование начинается с составления и разработки экспериментального плана, подбора группы для исследования и наладка аппаратуры. Непосредственно пред началом исследования, проводится проверка всех пунктов разработанного плана. По окончании всего исследования, на основании полученных результатов, делаются соответствующие выводы, которые должны быть опубликованы в периодических изданиях данной тематики.
Одним из основных этапов эксперимента является сбор данных и их статистическая обработка.
Следует помнить, что составление плана, проведение экспериментов, сбор и анализ данных следует вести, только обладая соответствующими знаниями, и по возможности применять новые технологии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 2000.
2. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 2000.
3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 2005.
4. Лурия А.Р. Романтическая психология. М., 2006.
5. Пирьов Г.Д. Экспериментальная психология. София, 2008.
6. Роговин М.С., Залевский Г.В. Теоретические основы психологического и патопсихо-логического исследования. Томск, 2008.
7. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. М,2006.
Информация о работе Один из основных методов психологического исследования - эксперимент